Особенности нынешнего этапа \"холодной войны\"
На модерации
Отложенный
«Война – отец вещей», - учил Гераклит. А Эрнст Юнгер сказал: «Война, отец всех вещей, есть также и наш отец; в этом горниле, под этим молотом и резцом мы стали тем, что мы есть». Война в Южной Осетии, которую только очень наивный человек может считать всего лишь локальным российско-грузинским конфликтом, эта война порождает на наших глазах новый этап, новый эон русской истории, финал которого никому из нас не известен.
Это уже очевидно для всех, но все же повторим еще раз: «принуждение к миру» марионеточного режима Михаила Саакашвили – в наименьшей степени касается Саакашвили, ибо какой спрос с марионетки?, - это вызов, который Россия посмела бросить хозяевам современного мирового кукольного театра. Тот, кто сделал решительный и необратимый шаг, и тем самым на великой шахматной доске перевел себя из ранга пешки в ранг суверенного и неподотчетного никому игрока – с того и спрашивать будут по-взрослому.
Того мира, к которому мы привыкли, больше нет. И никогда не будет. Не будет гарантированной стабильности и ленивого пересчета нефтегазовых барышей – из сытого и безбедного безвременья нас выбросило в турбулентные вихри Истории. Россия окончательно и бесповоротно перестала быть объектом геополитических манипуляций, и стала субъектом, хозяином собственной судьбы.
8 августа 2008 года президент Дмитрий Медведев, отдав распоряжение о вводе войск в зону конфликта, оправдал свое право называться главой российского государства. 26 августа, признав независимость Южной Осетии и Абхазии, он подтвердил свою легитимность.
Заодно стало ясно, что такое «суверенная демократия». Сейчас об этом термине стали забывать, но, как нам кажется, самое время вспомнить. Государство, действуя по воле своего народа, спасает и защищает часть своего народа, ставшую жертвой варварской агрессии, - и при этом не оглядывается на грозные окрики из-за океана. Суверенная демократия – это русские танки в освобожденном Цхинвале, это взятые под контроль грузинские города и уничтоженные военные базы, это Черноморский флот у берегов Абхазии. Отныне каждый носитель несуверенной демократии, который посмеет поднять руку на российских граждан, будет знать, что за спиной у этих граждан – армия, ВВС, ВМФ, и, не в последнюю очередь, ракетные войска стратегического назначения.
«Гуманитарная помощь» на подходе
Но не следует забывать, что с самого начала противостояния мы имеем дело не только и не столько с Грузией, но с неизмеримо более серьезной силой. К примеру, в том же Черном море сейчас курсируют не только ракетный крейсер «Москва» и другие суда ЧФ, но и группировка боевых кораблей стран НАТО - в первую очередь, американских, - прибывших «для оказания гуманитарной помощи Грузии».
Как сообщает информированный источник в российской военной разведке, на вооружении этих «гуманитариев» находятся более ста ударных крылатых ракет типа «Томагавк», а также ракеты типа «Гарпун». Кроме того, есть подозрения, что американцы везут своему верному сателлиту не бочку варенья и корзину печенья, а кое-что посерьезнее. Ведь единственный шанс недобитого режима Саакашвили отомстить за поражения в Цхинвале и Кодоре – это ускоренное пополнение «живой силы» и быстрое техническое перевооружение.
Также напомним, что в разгар военной операции в Грузии, другой американский гауляйтер – Виктор Ющенко издал указ, ужесточающий правила пересечения границы кораблями Черноморского флота и поднял вопрос об увеличении арендной платы за его нахождение на территории Украины.
В противоположность этому в порт Севастополя только что стороны спокойно - по официальному приглашению украинской вошел сторожевой корабль береговой охраны ВМС США «Даллас», который ранее дежурил в грузинском порту Батуми. Тоже, видимо, в порядке оказания гуманитарной помощи. Помимо выполнения боевых задач ближнего боя (на борту судна находятся несколько артиллерийских комплексов) корабль способен вести воздушную разведку, поиск подводных лодок, он также предназначен для ведения радиоэлектронной борьбы.
Приходится признать, что с окончанием миротворческой операции и политическим признанием независимости двух республик, просивших нас об этом на протяжении 15 лет, противостояние не завершилось. Как ни прискорбно, все только начинается.
Диалектика противостояния и иллюзия мира
Более того, именно сейчас должно стать окончательно ясно, что этот конфликт никогда и не заканчивался. Он идет уже много веков, порой выходя на поверхность в виде открытой агрессии (Крымская война, прямое вмешательство Антанты в гражданскую войну и т. д.), но чаще всего приобретает скрытые формы. В XIX веке - это «Большая игра» Российской и Британской империй в Азии, в XX – противостояние капиталистического и социалистического (а по сути, атлантистского и евразийского) лагерей.
Как отмечает основатель российской геополитической школы Александр Дугин, прямое и явное столкновение Соединенных Штатов и Советского Союза было невозможно, в силу того, что обе сверхдержавы имели гарантированную возможность уничтожить друг друга, а заодно и все человечество – это отчетливо продемонстрировал Карибский кризис 1962 года. Поэтому геополитическое противостояние и приняло форму «холодной войны», которая иногда принимала форму региональных «посреднических конфликтов»: одна супердержава открыто выступает на стороне своего младшего партнера, другая действует более опосредованно или скрыто.
1950 год, война в Корее: американская армия действует против армии КНДР, которую негласно поддерживает советская авиация и китайские «народные добровольцы».
1965-1973 гг., война во Вьетнаме: советские летчики и военные советники поддерживают Вьетконг и армию Северного Вьетнама, против которых сражаются регулярные подразделения армии США.
1979-1989 гг., война в Афганистане: советские войска борются против моджахедов, обученных и оснащенных американцами.
2008 год, война в Южной Осетии: российские войска вступили в столкновение с частями грузинской армии, обученными и оснащенными американцами.
Тот, кто два десятилетия назад говорил об окончании «холодной войны», либо лгал, либо заблуждался. «Холодная война» – это единственно возможный модус «мирного сосуществования» англосаксонской и евразийской цивилизаций.
«Холодная война», война континентов, нескончаемая битва морской и сухопутной цивилизаций, России и Америки, Евразии и Атлантики, была в разгаре даже тогда, когда Михаил Горбачев получал Нобелевскую премию мира. Более того, именно тогда силы Моря перешли в решительное наступление на силы Суши и, в ходе этого геополитического блицкрига, мы, казалось бы, потерпели тотальное поражение.
1991 год не был датой окончания «холодной войны». С этого момента начался период оккупации России атлантистскими силами, со всеми полагающимися последствиями: аннексиями, контрибуциями, репарациями и установлением колониальной администрации. То, что произошло в начале 2000-х: отстранение агентов влияния Запада от рычагов управления страной, восстановление контроля над Чечней, выработка независимого внешнеполитического курса (принципы которого были сформулированы в Мюнхенской речи Владимира Путина) – все это не что иное, как этапы национально-освободительной борьбы. Демонтаж режима внешнего управления увенчался успехом, но это гарантирует нам лишь одно: выход на поле боя, где нам придется вступить новый раунд холодной войны.
Новый ландшафт «территории войны»
Нынешний ее этап, безусловно, отличается от периода 1945-1991 годов. Пост-ялтинский миропорядок, служивший формальными рамками для Большой игры Соединенных Штатов и СССР, демонтирован. США, временно одержав победу в «холодной войне», и заняв позицию единственной Империи, сами сознательно и целенаправленно разрушили прежнюю систему со всеми сопутствовавшими ей конвенциями, «незыблемыми» принципами международного права, решающей ролью ООН и прочими атрибутами. Сейчас ровным счетом никакого значения не имеет, было ли в Ираке оружие массового поражения или нет, неважно, скрывался ли Усама бен Ладен в Афганистане или бен Ладена вовсе не существует, нет никакой разницы, кто виновен в развязывании конфликта в Косово – сербы или албанцы.
Соединенные Штаты просто хотят вторгнуться в Ирак, они просто желают бомбить Сербию, им нужно присутствие в Афганистане, Средней Азии, Закавказье и Восточной Европе. И все должны с этим считаться, потому что США сильнее всех. «Не согласны? Тогда мы летим к вам с гуманитарной миссией». Вот вам и весь закон, и все международное право.
Во многом мы вновь оказались в ситуации вековой давности – в эпохе до создания Лиги Наций, когда право силы не сдерживалось надгосударственными структурами и абстрактными принципами, а великие державы соперничали друг с другом, иногда вступая в более-менее долгосрочные союзы. Сходство придает и тот факт, что сейчас, когда клуб ядерных государств неуклонно будет пополняться новыми членами, на смену двум статичным полюсам придет динамичное множество великих держав нового типа, которые, при всех разногласиях между собой, не могут не бросить вызов гипердержаве, претендующей на мировое господство.
То, что эта гипердержава давно отбросила все и всяческие приличия, лишь облегчает задачу. Если вы не хотите играть по общепринятым правилам, то не ждите, что мы примем ваши. Мы будем диктовать вам свои.
Наличие множества центров силы – прообраза возможного многополярного мироустройства, гарантирует России то, что на новом витке геополитического противостояния она не останется в изоляции перед лицом атлантистской угрозы. Примером тому может служить позиция стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, которым попросту невыгодна безоглядная поддержка имперских аппетитов США. Нет сомнения, что и «старая» часть Евросоюза осознает ненужность и бесперспективность войны за чужие – американские интересы.
Единственное, на что не следует рассчитывать, так это на то, что отношения с западными партнерами будут такими же, как раньше. «Как раньше» означает капитуляцию перед врагом, сдачу позиций и предательство тех, кто нам доверился, наших осетинских и абхазских братьев. Пойти на это Россия не сможет. Поэтому выход только один – продолжать сопротивление внешней агрессии, нейтрализовать «пятую колонну» в своем стане, искать и находить союзников.
«Нам бы только ночь простоять, да день продержаться».
Михаил Мошкин
Комментарии