\"Пять принципов\" доктрины Дмитрия Медведева

На модерации Отложенный

На минувшей неделе Россия получила свою доктрину Монро. Несколько принципов, озвученных президентом Медведевым, выглядят как попытка сформулировать новую, пост-грузинскую внешнеполитическую доктрину России. Озвучивание ее именно сейчас логично - страна вышла из прежнего формата "международных отношений", решившись на одностороннее признание Абхазии и Южной Осетии. Теперь требуется новое понимание внешнеполитического курса страны, в соответствии с новой ситуацией. Для понимания дальнейшего придется сделать большую цитату из выступления президента:

Д. МЕДВЕДЕВ: Я буду при осуществлении внешней политики Российской Федерации основываться на пяти позициях.

Первая позиция - Россия признает первенство основополагающих принципов международного права, которые определяют отношения между цивилизованными народами. И в рамках этих принципов, этой концепции международного права, мы и будем развивать наши отношения с другими государствами.

Второе - мир должен быть многополярным. Однополярность - неприемлема. Доминирование - недопустимо. Мы не можем принять такое мироустройство, в котором все решения принимаются одной страной, даже такой серьезной и авторитетной, как Соединенные Штаты Америки. Такой мир - неустойчив и грозит конфликтами.

Третье - Россия не хочет конфронтации ни с одной страной. Россия не собирается изолироваться. Мы будем развивать настолько, насколько это будет возможно наши дружеские отношения и с Европой, и с Соединенными Штатами Америки, и с другими странами мира.

Четвертое - безусловным приоритетом является для нас защита жизни и достоинства наших граждан, где бы они ни находились. Из этого мы будем исходить при осуществлении своей внешней политики. Мы будем также защищать интересы нашего предпринимательского сообщества за границей. И всем должно быть понятно, что если кто-то будет совершать агрессивные вылазки, тот будет получать на это ответ.

И, наконец, пятое. У России, как и у других стран мира, есть регионы, в которых находятся привилегированные интересы. В этих регионах расположены страны, с которыми нас традиционно связывают дружеские добросердечные отношения, исторически особенные отношения. Мы будем очень внимательно работать в этих регионах. И развивать такие дружеские отношения с этими государствами, с нашими близкими соседями. Вот из этого я буду исходить при осуществлении нашей внешней политики.

Все вышеизложенное - заявка на принципиальное изменение внешнеполитического статуса России. В рамках концепции Pax Americana роль России как недоразрушенного Карфагена была понятна - следовало платить и каяться, каяться и платить, утираться в обмен на обвинения в имперских амбициях и главное, выполнять любые пожелания Вашингтона.

В обмен на это России гарантировалось место на складном стульчике нового мирового порядка.

Членство в Совете Россия-НАТО (без права влиять на решения и расширение Альянса), членство в большой восьмерке (без права даже пищать в случаях, когда большая восьмерка собирается в формате большой семерки - решать большие дела без нас) и тому подобных лоховские блага, означавшие вовлеченность в мировые дела без права голоса. И, конечно, невозможность доминирования даже в зоне своих жизненных интересов - на пространстве бывшего СССР.

Заявка на многополярность и доминирование на постсоветском пространстве смела и абсолютно правильна, так как соответствует национальным интересам России. Ибо если Россия добьется доминирования в бывшем СССР, то станет одним из мировых полюсов по определению, вне зависимости от членства в какой бы то ни было "восьмерке", ведь является же таковым Китай, несмотря на то, что его пока не допускают до формального участия в этом неформальном клубе.

Вопрос только в том, удастся ли добиться такого доминирования. Нынешняя слабость Запада, его неспособность найти сильный ответ на победу России в войне с Грузией связана не в последнюю очередь с пересменкой в Вашингтоне, старый президент Буш уходит, до выборов остается чуть больше двух месяцев и никто не готов взять на себя ответственность за долгосрочные решения, пока не определится его преемник.

Между тем попытки Запада перехватить у России лидерство на постсоветском пространстве остаются в повестке дня. Речь, прежде всего, идет о принятии в НАТО Украины и Грузии. И хотя шансы Грузии после чувствительного военного поражения смотрятся невысокими, Украина по-прежнему стремится в НАТО. Часики для Альянса тикают как бешенные - совсем немного времени остается до 2010 года, когда на Украине пройдут президентские выборы. Будущее Ющенко под большим вопросом. А это значит, что в оставшиеся до выборов немногие месяцы США могут попытаться протащить Украину в НАТО, невзирая на сопротивление местного населения и скептицизм европейских держав, таких как Германия.

Иначе говоря, России уже в ближайшее время придется отвечать по сделанной ею заявке. Без союза или хотя бы хороших отношений с Украиной лидерство на постсоветском пространстве немыслимо. И Джон Маккейн и в меньше степени Барак Обама не скупятся на резкие заявления в адрес Москвы. А это значит, что они, скорее всего, не будут склонны договариваться с Кремлем, как до недавнего времени надеялось российское руководство.

Это, в свою очередь, означает, что в случае, если Россия намерена всерьез следовать доктрине Медведева, основное противостояние на постсоветском пространстве еще впереди. Только сорвав планы по расширению НАТО, можно будет с чистой совестью сказать, что Россия вернула себе доминирование в бывшем СССР и построила свой собственный, пусть небольшой полюс на мировой политической арене.

Павел Святенков