Как Запад может заморозить российские активы?

На модерации Отложенный Изъятие активов российских компаний за рубежом возможно только в случае войны. Но инвесторы уже заложили экономические санкции в капитализацию наиболее уязвимых корпораций.

Инвесторы при оценке российских компаний учитывают возможность экономических санкций со стороны иностранных правительств, констатирует Катя Широ из лондонского офиса Morgan Stanley. Наиболее уязвимая российская нефтяная компания — «ЛУКойл».

Принятие санкций против российского бизнеса возможно в случае силового решения конфликта с Грузией. 26 августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии. Против этого выступили и США, и Евроcоюз. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил об отказе признать это решения. С 21 по 26 августа в Черное море прибыли десять кораблей военно-морских сил стран НАТО.

В январе 2008 года занимавший тогда должность первого вице-премьера Дмитрий Медведев, выступая перед членами Российского союза промышленников и предпринимателей, призвал их активнее приобретать активы за рубежом и обещал от имени государства поддержку российскому бизнесу на мировых рынках.
По данным Банка России, прямые инвестиции за границу в 2007 году составили $47 млрд, увеличившись по сравнению с прошлым годом почти вдвое.

За рубежом активно работают «ЛУКойл» и «Газпром». По оценкам московской школы управления «Сколково», на конец 2007 года активы концернов за пределами России составляли $18,9 и $10,6 млрд соответственно.

Катя Широ считает, что «беспокойство могут вызывать прежде всего зарубежные активы «ЛУКойла». Компания владеет сетями заправок в США и Турции, а также покупает нефтеперерабатывающие комплексы в Европе.

«Наиболее чувствительны активы в США. В случае их потери или приостановки компания потеряет $8—10 на акцию. Рынком этот вариант в принципе уже учтен.
Нефтеперерабатывающие заводы в Румынии могут убрать еще $5—7 на акцию. Добывающие активы в Казахстане вряд ли под угрозой», — говорит она.

Активы «Газпрома», по мнению Кати Широ, не будут затронуты в любом случае: «Капитализация «Газпрома» — не главный приоритет российских политиков, но Европа вряд ли захочет остаться без газа в ответ на удар по этой капитализации».

Аналитик банка «Уралсиб» Леонид Слипченко считает, что «давление на российские активы за рубежом возможно в последнюю очередь». По его мнению, владение активами на территории США негативно сказывается на капитализации российских компаний «только потому, что эти активы не перспективны в принципе».
«Политика здесь не должна пересекаться с экономикой. Россия для иностранных инвесторов вполне открыта», — резюмирует он.

Старший юрист фирмы «Легас-Векс» Юрий Бортников заверяет, что у иностранных правительств нет юридических оснований для изъятия активов российских компаний.
«Такое может произойти, только когда страны находятся в состоянии войны. Россия не находится в состоянии войны ни с одним государством, а значит, даже Грузия не может беспрепятственно национализировать активы», — объясняет он.

Если изъятие активов все же происходит, интересы инвестора защищаются международными правовыми актами. «В демократической стране национальный суд встанет на сторону иностранного инвестора, — уверен Юрий Бортников. – В крайнем случае инвестор может обратиться в международный арбитраж».

По мнению юриста, иностранные правительства могут легально затронуть интересы российских компаний, запрещая конкретные сделки на том основании, что они «представляют угрозу государственной безопасности».