Город Норильск: мертвая зона Норникеля
На модерации
Отложенный
«Норильский никель», который контролирует 21 процент мирового рынка этого металла и приносит стране 1,5 процента ВВП, все время на слуху. То полтора года компанию делили основные акционеры – миллиардеры Владимир Потанин и Михаил Прохоров, то Потанин пытался усилить свой и так безраздельный контроль над компанией, меняя, как марионеток, генеральных директоров.
Казалось бы, страну и город Норильск эти конфликты должны лишь развлекать, только бы сам горно-металлургический гигант работал по-прежнему, ведь ни сам Потанин, ни его директора в Норильск своими визитами не балуют. Но вот, как сор из избы, появились сведения о производственных неладах заполярного гиганта, о снижении прибыли и других показателей – как за прошлый год, так и за первое полугодие 2008-го, о серьезной экологической катастрофе. И я отправился в Норильск, чтобы на месте посмотреть, что же там происходит.
Сильный ветер встречает нас на заполярной земле. Старенький автобус нехотя везет пассажиров из аэропорта. И вот вдали начинают маячить очертания города, подернутого матовой дымкой. Это печально знаменитый норильский смог: пыль пополам с дымом промышленных предприятий. Сразу начинает першить в горле, отчетливо чувствуется запах серы.
Заложники олигарха Город производит странное впечатление. Многие дома когда-то были раскрашены в яркие цвета, но краска выцвела, штукатурка повсеместно отваливается огромными кусками. «Осторожно! Идет обрушение фасада» - предупреждают таблички. Пустыми глазницами смотрят заброшенные новостройки. Единственные яркие пятна - латинские буквы NN, логотип компании «Норильский никель», известной как «крупнейший в мире производитель никеля и палладия, а также платины и меди». Большая часть трудоспособного населения работает на компанию. Это ее город.
Оппоненты нынешнего главного хозяина ГМК Потанина намекают на плохой менеджмент и неэффективность системы управления на комбинате. Мне представляется, что по-своему она эффективна – то есть, работает сообразно поставленным целям. А именно помогает осуществлять Потанину его самые смелые мечты. Стоит подумать о новой яхте, и вот она названа именем дочери - «Анастасия». Захотелось свой собственный горнолыжный курорт - «Норильский никель» готов оплатить.
Хотя деньги и самому Норильску бы не помешали. Как рассказала мне крановщица Маша (фамилию по понятным причинам мы не называем), в цеху электролиза никеля, где она раньше работала, сейчас с ее профессией дефицит: работают одни женщины, причем, в ужасающих условиях на изъязвленных коррозией кранах, хотя обещали представительниц прекрасного пола из цеха вывести еще в прошлом году. Но деньги в старый цех не вкладывают, хотят переносить производство на другую площадку. А пока из-за жары в цехе пришлось поставить открытый промышленный вентилятор, который все время ломается. Недавно, ремонтируя его, бригадир Савченко лишился пальцев.
Доведенные до отчаяния норильчане написали письмо президенту Медведеву, под которым собрали десятки тысяч подписей:
«Сегодня наш комбинат, чистая ежегодная прибыль которого по самым скромным подсчетам составляет около 200 миллиардов рублей, представляет собой жалкое зрелище. Оборудование не обновляется, износ производственных мощностей на некоторых предприятиях бывшего комбината более 70 процентов. В любой цивилизованной стране - это причина закрыть предприятие, как источник повышенной опасности для окружающих. Нормы техники безопасности, производственной санитарии не соблюдаются прежде всего самими менеджерами созданной частной компании. Не удивительно, что растет производственный травматизм и профзаболевания (даже без учета скрытых фактов). Впервые за многие годы возникла проблема наличия квалифицированных кадров по основным профессиям.
В Норильске проживает около 35 тысяч пенсионеров. Уровень жизни большинства из них гораздо ниже прожиточного минимума. Они выживают, считая гроши на лекарство и хлеб, с надеждой дотянуть до очередной пенсии. Цены в магазинах на самые необходимые продукты питания вдвое выше, чем в Красноярске, хотя и там они не маленькие. Люди, отдавшие лучшие годы своей жизни Норильску, существуют на грани выживания, в то время как руководители города жируют...
За последние десять лет … были разрушены и снесены около 70 домов, это более 300 тысяч квадратных метров жилья, что составляет не менее восьми процентов общего жилфонда. Не построено ни одного квадратного метра жилья. При всём этом, в городе около 4000 пустующих и не отремонтированных жилых помещений, примерно столько же горожан стоит в очереди на получение муниципального социального жилья. «Норильский никель», пользуясь своим влиянием на местную власть, «скинул» городу сотни тысяч гектаров использованных ранее земель в промышленной зоне города, сознательно позабыв их предварительно рекультивировать. Этим самым городу нанесён значительный многомиллиардный ущерб.
Драгоценность? Закопать! Как ни удивительно, знаменитые российские металлурги-заводчики братья Демидовы еще в VIII веке рассуждали примерно так: нынешние технологии позволяют нам получить металл только из самой богатой руды. Но ведь природные ресурсы не бесконечны, к тому же наши потомки наверняка смогут добывать металл из руды победнее. Именно поэтому на заводах Демидовых отвалы рудных отходов насыпались не как попало, а слоями. Сверху самые богатые металлами, а чем ниже слой – тем он беднее. Появится новая технология: бери верхний, наиболее богатый слой породы и работай с ним. И удобно, и о природе забота.
Но сегодняшние металлурги учиться у Демидовых явно не хотят. Ринат Файзулин, бывший аналитик ГМК, уже много лет пишет во все инстанции, рассказывая, сколько миллиардов долларов, по его подсчетам, уходит в отвалы, сколько налогов в результате не получает государство. Речь идет даже не о вторичной переработке горной породы, а об отдельных редких и очень дорогих металлах, извлечение которых из руды при нынешнем способе ее обработки невозможно. В результате в отвалы (как говорят металлурги, «хвосты») идет металл родий, цена на который за унцию (31 грамм) составляет в последние месяцы 6600 долларов, а доходила и до 10000.
Объяснение «нехозяйского отношения хозяев» простое. По технологии, которую они приняли на вооружение, примеси удобнее направлять прямиком в «хвосты», а оттуда в основание дорог. И если раньше можно было надеяться, что со временем тот же родий извлекут из отвалов, то из-под дорожного покрытия его уже точно откапывать никто не станет.
Так обычно распоряжаются своим богатством не хозяева, а временщики. Им было поручено приватизировать то, что создавали несколько поколений добровольных рабов и каторжан. Отсюда и цепочка следствий: работяги чего-то накопали, деньги ушли в оффшоры, оттуда – на яхты и бухты… Так ведь как поручили, так могут и отобрать.
Мечты о Большой земле «Хочу уехать из Норильска, но…» - так называется самая обсуждаемая тема на форуме ведущей газеты Норильска «Заполярная правда». Причем чаще всего пишут молодые квалифицированные специалисты: в Норильске они не видят для себя перспектив. Но отсутствие транспортных инфраструктур, связывающих Норильск с «материковой» частью России делает нас заложниками этого города, пишут норильчане в своем обращении к Президенту. Девять месяцев в году другого способа выехать, кроме как авиатранспортом, у нас нет.
Именно этим воспользовался Владимир Потанин, контролирующий ГМК, говорят жители города. Вначале он создал несколько «независимых» авиакомпаний типа «Таймыр» и аэропорт «Алыкель», чем разорил прибыльное ГУП «Норильское авиапредприятие». По сути, это был рейдерский захват государственной собственности, говорится в письме норильчан.
Затем в течение последних 5-7 лет цены на авиабилеты выросли более чем в пять раз. В мае этого года авиаперелет от Норильска до Москвы стоил до 42 тыс. руб., от Норильска до Красноярска до 17 тыс. руб., причем дешевых авиабилетов экономкласса не было уже на 1,5-2 месяца вперед.
Причина проста: за авиационный керосин местная компания (теперь – дочерняя ГМК) берет с авиаторов на треть больше, чем раньше. Ее закупочные (оптовые – по идее) цены для авиатоплива, отправляемого из Красноярска в Норильск по Енисею, выше розничных в Красноярске.
При этом особенно нуждаются в выезде на материк пенсионеры. Но самостоятельно выехать не могут: люди, отдавшие лучшие годы своей жизни Норильску, существуют на грани выживания.
Черный снег В прошлом году эксперты международной экологической организации Blacksmith Institute включили Норильск в десятку самых грязных городов планеты (по соседству с Чернобылем). Вот как они охарактеризовали ситуацию в городе в общих чертах: Норильск считается одним из самых загрязненных мест в России – снег черный, в воздухе чувствуется привкус серы. В Норильске находится крупнейший в мире комплекс плавления тяжелых металлов, и свыше 4 млн. тонн кадмия, меди, свинца, никеля, мышьяка, селена и цинка рассеиваются в воздухе в течение года.
Продолжительность жизни для фабричных работников в среднем на 10 лет ниже, чем по России. Количество потенциально зараженных людей - 134 000 человек.
Тип загрязняющего вещества: стронций, никель, кобальт, медь, свинец, селен.
С ноября 2001 года Норильск был закрыт для иностранцев.
Жители Норильска приводят в своем обращении к Президенту РФ страшные цифры: превышение ПДК по тяжелым металлам в сточных водах предприятия по цинку - до 150 раз; по железу - до 220 раз; по фосфатам - до 370 раз; по никелю - до 630 раз; по нитратам – до 633 раз; по меди – до 2400 раз!
По словам активистов «Гринпис Россия», из-за загрязнения атмосферы вокруг Норильска возникла 30-километровой «мертвая зона».
Онкологические заболевания развиваются у жителей Норильска в 1,65 раза чаще, чем в среднем по России, а у жителей центрального района города - в 2,7 раза. И при этом администрация предприятия недавно закрыла оздоровительно-профилактический комплекс «Валек»: спросом, мол, не пользуется.
Экология по-потанински «На самом деле никакой экологической модернизации «Норникеля» нет, - уверены жители Норильска. – Просто руководители компании держат людей в неведении».
- «В структуре Заполярного филиала ГМК «Норильский никель» есть отдел экологического менеджмента, - говорит преподаватель Норильского индустриального института кандидат технических наук Роман Мельников. - Но очень трудно человеку со стороны получить там какую-либо информацию.
По слова моего собеседника, фильтры для очистки выбросов предприятия, по его словам, старые, часто не работают, и газ в этом случае выбрасывается прямо в трубу. К «Норильскому никелю» даже обращались представители фирм-производителей систем пыле-газоочистки с предложением установить эти системы, но получили отказ.
Но норильчанам все же удалось достучаться до федеральных природоохранных структур. В прошлом году по их многочисленным жалобам было собрано 12 тысяч подписей, комиссией Росприроднадзора РФ были установлены факты нарушения экологических норм, за что «Норильский никель» предварительно оштрафовали на 4,3 миллиарда рублей.
А недавно выяснилось, что разрешения на выбросы вредных веществ «Норникель» получал незаконно. По словам представителя Следственного комитета при прокуратуре РФ Владимира Маркина, замруководителя Енисейского межрегионального управления технологического и экологического надзора подозревается в том, что незаконно выдавал ОАО «ГМК «Норильский никель» разрешения на выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
В результате государству был причинен ущерб на сумму около 1 млрд рублей. Ущерб же здоровью населения никто не считал.
По данному факту следственными органами СКП по Красноярскому краю возбуждено уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий». Расследование уголовного дела продолжается. А тем временем город и его жители по-прежнему окутаны серой зловонной дымкой.
Владимир Ларин
Комментарии