Кнут и пряник для культурного водителя
На модерации
Отложенный
Дорога была и остаётся зоной повышенной опасности для жизни и здоровья человека. Выражение «война на дорогах» почти перестало быть метафорой: данные о жертвах дорожно-транспортных происшествий зачастую напоминают сводки с поля боя. Чтобы исправить ситуацию в России ужесточают правила дорожного движения и вводят более суровые наказания за их нарушения. Европейцы самоотверженно сражаются за безаварийное вождением, придумывая разные программы типа «пространства общего пользования» или стратегии «нулевой цели». В целом в последние годы наблюдается смена ориентиров — если раньше прививать привычку к аккуратному вождению пытались с помощью суровых мер наказания, то сейчас специалисты пытаются разобраться в психологии водителей и пешеходов и «принудить» их к вежливости и аккуратности с помощью хитрых психологических уловок.
Зри в корень!
Водители жалуются друг на друга и на пешеходов. Пешеходы жалуются на водителей. Всем интересно, почему люди на дороге и в автомобилях видут себя так, а не иначе. Чем объяснить грубость, безответственность, безудержное стремление к самоутверждению, которые часто приводят к трагедии? На эти вопросы пытаются ответить и специалисты — инженеры, дизайнеры, психологи, культурологи и социологи. Подобными проблемами даже занимается обширная область современной психологии — психология вождения и дорожного движения (Traffic and Driving Psychology).
Многие исследователи подчеркивают: чтобы всерьёз бороться с возникновением опасных ситуаций на дороге и, как следствие, с дорожно-транспортными происшествиями, необходимо учитывать типичное поведение водителей и изучать психологию их поведения. Например, ещё в начале 1990-х годов английские исследователи обратили внимание, что нарушения правил дорожного движения связаны с принятыми в обществе нормами поведения. Скажем, водители могут считать превышение скорости чем-то привычным, а возможное наказание рассматривать исключительно как неудачное стечение обстоятельств, оправдывая себя тем, что нарушение правил не является чем-то предосудительным. Поступать так большинство водителей считают своим правом. Поэтому не имеет смысла ломать копья, пытаясь научить их быть ответственными, если при этом остаются без изменения общепринятые взгляды на то, что приемлемо за рулём, а что — нет.
Современный австралийский исследователь Сара Редшоу (Sarah Redshaw) подходит к проблеме поведения с культурологических позиций. Она утверждает, что ценности, установки, ожидания и убеждения людей по поводу вождения связаны не только с особенностями конкретного человека, а зависят от культуры. Это значит, что можно говорить об особой «культуре вождения», характерной для общества, и о том, как она влияет на поведение водителей. Именно культура определяет, какие действия считаются приемлемыми или, например, считается ли вождение удовольствием или же опасным и рискованным занятием.
Чем сложнее, тем безопаснее?
Обширный труд Тома Вандербильта (Tom Vanderbilt) «Транспорт: почему мы ездим так, а не иначе» (Traffic: Why We Drive the Way We Do) пользуется у американцев популярностью, а представленные автором факты и парадоксы привлекают большое внимание. Например, Вандербильт приводит статистические данные, согласно которым причина 80% аварий в том, что водитель отвлекся от дороги не более чем на три секунды. Оказывается, даже такого промежутка времени достаточно, чтобы возникла аварийная ситуация.
Труд Вандербильта изобилует парадоксами. Изучая особенности вождения в США, автор пришёл к выводу, что больше всего аварий происходит в хорошую погоду и на прямых участках дороги. Это кажется странным, однако объясняется вполне логично: именно в такой ситуации многие водители расслабляются, их внимание рассеивается. Вандербильт приводит примеры, когда дорогу умышленно делали более извилистой, чтобы постоянно держать водителя в напряжении.
Другой парадокс связан с самооценкой водителей. Как правило, она необоснованно завышена просто потому, что водитель не замечает своих промахов на дороге и созданных им опасных ситуаций, если все кончается благополучно. Большинство водителей считает, что они ездят лучше всех тех, кто их окружает. Даже с точки зрения простой логики понятно, что этого не может быть. Вандербильт не отличается наивным оптимизмом — он считает, что водители недостаточно ответственны на дороге: регулярно создают опасные ситуации, преувеличивают свои возможности и отвлекаются. В целом Вандербильт, придерживаясь мнения, что люди биологически не слишком приспособлены для движения на таких высоких скоростях и принятию молниеносных решений, указывает на существование конфликта в психике водителя биологического и культурологического.
Специалисты по культуре и психологии вождения не только изучают поведение людей за рулём, но и предлагают различные новаторские проекты. Например, многие считают, что в большинстве современных городов складываются не самые лучшие отношение между водителями и пешеходами. Преимущество остаётся за водителями, а пешеходам приходится лишь приспосабливаться. В итоге появляются радикальные проекты наподобие «пространства общего пользования» (Shared space) — проекта Ханса Мондермана (Hans Monderman), смысл которого в том, чтобы лишить автомобили их привилегированного положения. Дороги должны принадлежать и машинам, и пешеходам. Предлагаются и менее радикальные проекты — например, приблизить пешеходные тротуары к дороге, чтобы пешеходы всегда находились в поле зрения водителя. В Швеции вот уже несколько лет реализуют стратегию «нулевой цели» (Vision Zero) — программу по снижению травматизма на дорогах.
На перекрёстке интересов
Опасным участком остаются места пересечения интересов пешеходов и водителей — перекрёстки, пешеходные переходы и жилые кварталы. По мнению одного из ведущих специалистов в области безопасности движения Дика Ларсена (Dick Larson), поведение пешеходов можно сравнить с типичными действиями людей в очереди. Люди не любят очереди, особенно «несправедливые». Лучше не заставлять их ждать на перекрестке больше тридцати секунд, либо сообщать точную информацию о том, сколько времени потребуется для перехода.
В Бостоне создан специальный отдел, сотрудники которого непрерывно наблюдают за поведением автомобилей и пешеходов на перекрёстках. Задача специалистов состоит в том, чтобы изучать распространённые способы поведения, «желаемые» траектории при переходе улицы, обнаруживать наиболее опасные участки и вносить коррективы в устройство улиц. Проектировщикам других городов тоже стоило бы задуматься — возможно, сама организация движения провоцирует водителей и пешеходов на рискованное поведение.
Этим летом в американском городе Филадельфия решили провести необычный эксперимент – примерно на ста перекрёстках разместили особые высокотехнологичные изображения, которые создают трёхмерную иллюзию «лежачего полицейского». Как объяснил Чарльз Денни (Charles Denny), инженер по городскому транспорту Филадельфии: «Цель состоит в том, чтобы изменить мировоззрение водителей, сделать их менее агрессивными. Мы хотим, чтобы они действительно соблюдали ограничения скорости, а не считали это просто рекомендацией, чтобы они поняли, что такая скорость лучше всего подходит для улиц жилых кварталов».
Судя по первым отзывам, уловка срабатывает. Водители замечают некое препятствие на дороге и тормозят, чтобы разобраться. Возможно, в дальнейшем начнёт сказываться привыкание. Однако расчёт строится на том, что, даже подозревая об обмане, большинство водителей предпочтёт затормозить. Что и требуется городским властям.
Многие специалисты стремятся привлечь внимание общества к несчастьям, случившимся только из-за того, что водитель на ходу разговаривал по мобильному телефону, отправлял SMS, менял диск в проигрывателе или жевал гамбургер. Вот, например, что обнаружили американские исследователи из университета Юты (University of Utah), изучая результаты использования мобильных телефонов в автомобиле. Реакции молодых водителей (до 20 лет) замедлялись так, как будто за рулем сидели почтенные семидесятилетние пенсионеры. Особенно исследователей встревожил тот факт, что наличие гарнитуры handsfree не сыграло положительной роли. Как оказалось, дело не в том, держат телефон в руке или нет. И вождение, и беседа требуют большой сосредоточенности, поэтому возникает конфликт и внимание водителя рассеивается.
Снижение внимания — один из ключевых факторов, повышающих риск аварии. В США каждый год погибает более двух с половиной тысяч человек и получают ранение более трёсот человек из-за того, что водитель отвлёкся на телефонные разговоры. Такие данные приводит журнал «Человеческий фактор и эргономичное общество» (Human Factors and Ergonomic Society). Интересная особенность состоит в том, что, при всех рисках разговора с пассажиром внутри автомобиля, удалённая беседа по мобильному намного опаснее. Пассажир, если повезёт, может помочь водителю (например, заметить автомобиль, находящийся в опасной близости). Удалённый собеседник ничем не сможет помочь, только отвлечёт.
Однако не только новые искушения одолевают современного водителя, но и вполне традиционные. Вождение в нетрезвом состоянии — одна из самых серьёзных проблем. И, к сожалению, нет надежды, что повышение «культуры питья» поможет решить проблему. Исследователи из Вашингтонского университета в Сиэтле (Washington University) изучали, как влияют на вождение умеренные дозы алкоголя (one drink, по американской терминологии). Увы, умеренность не помогает — даже незначительное количество выпитого может вызвать у водителя опасную рассеянность.
Психологи объясняют это так: мозг водителя должен быстро обрабатывать большие объёмы разнообразной информации. Водитель должен следить за скоростным режимом, за дорожными знаками, за движением других автомобилей, а также замечать появление на дороге «посторонних объектов» (например, пешеходов). Даже небольшая доза алкоголя подрывает такую способность. Водитель полностью сосредоточивается на чём-то одном, например, на том, чтобы чересчур не разогнаться и не врезаться в идущий впереди автомобиль. И не видит пешехода, который идет по переходу. Психологи называют это «слепотой от невнимательности».
Автомобиль стал настолько массовым и всем привычным видом транспорта, что многие недооценивают риски, связанные с вождением. Для российского общества ситуация усугубляется тем, что отношения между дорожной инспекцией и водителями далеко не всегда построены на взаимопонимании. Поэтому не редкость водители, для которых нарушение правил становится доблестью, а то и своеобразным видом спорта. Похоже, чтобы всерьёз бороться с аварийностью на дорогах, придётся серьёзно изучать психологию вождения. По сути, современный водитель должен одновременно быть и аскетом, и атлетом. Он должен забыть об алкогольных напитках, контролировать свою усталость, тренировать внимание и быстроту реакции, а за рулём полностью сосредоточиться на дороге.
Юлия Вертгейм
Комментарии