Кто украл деньги финансовых пирамид?

На модерации Отложенный

«КП» нашла следователей, отправивших на нары создателей шести крупнейших пирамид, и выяснила: никто из них не стал олигархом. Но деньги-то все равно куда-то делись...

Начало государства

Евгений Ковров и Леонид Мищенко - руководители Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ). Единственной организации, реально возвращающей людям деньги, отданные мошенникам, и потому отслеживающей в этой сфере каждую копейку. Разворовывание имущества пирамид происходило у них на глазах.

Леонид МИЩЕНКО, зам. руководителя ФОГФ:

- И началось оно не с момента ареста, а гораздо раньше...

В Федеральном фонде придерживаются немодной по сегодняшним дням мысли, что многие пирамиды 90-х были не совсем пирамиды. Вот «РДС»: да, был насос, который качал деньги из населения (он, собственно, и назывался «Русский дом селенга»), но был и настоящий бизнес: 22 банка, более 600 предприятий; среди них строительная компания, бетонные заводы, своя авиакомпания... И был план перевести всех вкладчиков в банки (для того они и покупались), ведь банк может менять процентную ставку в одностороннем порядке - вот тебе и легализация бизнеса.

Сделали бы это «отцы» «РДС» Грузин и Саломадин - стали бы сегодняшними Абрамовичами...

Не успели. В фонде считают: в конце 94-го года по силовым ведомствам страны прошла негласная команда: «мочить» «Русский дом селенга».

- Начались конфискации в денежных пунктах. Предлог - лимит кассы (положено иметь в кассе, к примеру, 20 тыс. рублей, если обнаружат больше - заберут все. - Авт.). В Ростове у «РДС» одномоментно конфисковывают 22 миллиарда рублей, в Казани в один день - все деньги во всех филиалах. В Иркутске арестовывают самолет «РДС», груз - две тонны бумажных денежных средств - за нарушение правил перевозки в доход государства... А ведь все это были деньги вкладчиков.

Немудрено, что в начале 95-го у «РДС» начались перебои с выплатами. И как результат - народные волнения. Пошел маховик краха.

Танцуют все!

- Вкладчики, кто пошустрее, сообразили: надо судиться. Приезжают приставы, хватают, вывозят имущество, неизвестно куда, без акта выемки... На моей памяти 140 «Жигулей» были проданы Краснооктябрьским судом Волгограда за треть цены: если реально они стоили 6 - 9 тысяч рублей, то ушли за две-три. Тамошнее «гнездо» «РДС» - три коттеджа со спутниковыми тарелками - было продано за одну пятую стоимости! Деньги-то пошли вкладчикам...

От себя добавим, что, видимо, не только вкладчикам: без отката такого просто не бывает.

95-й год - суды принимают решения о ликвидации пирамид. Начинается то, что называется: танцуют все!

- «РДС-Авиа»: три самолета Ан-74-200 исчезают сразу: мы даже не знаем куда; еще один Як-40 стоит на ремонте в Саратове - завод быстренько его «прихватизирует»: стряпает договор, что, раз они починили машине крылья, это теперь их собственность...

Архангельск: здание «РДС» забирает налоговая инспекция; Ярославль - горсовет; Липецк - администрация.

Хозяева пирамид слышат, как в крышку их гроба забивают гвозди, и спасают нажитое: «хопры» мешками переправляют доллары в Израиль; чтобы органы не заметили недостачу, кассовые книги подделывают...

Зла не хватает на наши органы. Если бы тогда - именно тогда! - всех схватить, на все тотально наложить аресты, может, было бы реально вернуть деньги вкладчикам.

Почему этого не произошло, мы подробно описали в первой части. Органы возбуждали дела и закрывали их. По Мавроди это происходило четыре раза. По «Чаре-банку» - пять!

В итоге между ликвидацией компании, возбуждением дела и началом банкротства проходило года полтора. Немудрено, что, когда это все-таки случалось, многое из имущества компаний, мягко говоря, было утрачено.

Конкурсные ужасы

Что такое конкурсное производство? Когда фирма признается банкротом, объявляется конкурс: кто хочет «порулить» ее руинами. Цель - извлечь максимум прибыли, чтобы расплатиться со всеми, кому фирма-банкрот должна. Если же ее деятельность признана незаконной, конкурсный управляющий, может, еще и попытаться «открутить назад» все сделки, совершенные банкротом «при жизни» (ведь если деятельность незаконна, то и сделки незаконны).

Казалось, можно кричать «ура»: вот реальная возможность вернуть все, что разворовано...

- Когда в 96-м году в «РДС» пришел конкурсный управляющий, на балансе у него были: здание в Кемерове, подстанция спутниковой связи, компьютеры и ломаные столы - все. Остальное было поделено «головной» компанией ЗАО «Союз» между теми шестьюстами предприятиями: «РДС-Авиа», АООТ «Острава»...

Мы уже упоминали об этой схеме, по которой строили бизнес абсолютно все мошенники: была одна компания, которая брала деньги у народа, и были сотни других, в которые эти деньги закачивались (если изобразить на бумаге, похоже на паука: голова и во все стороны лапы). У «РДС» средства проходили еще одно звено: «головную» фирму.

Казалось бы, ну чего проще: брать да банкротить все фирмы разом. Ежу же понятно, что это одна компания...

А вот не тут-то было.

Конкурсный рулит ОДНОЙ фирмой. В данном случае тем «насосом», в котором по определению (так уж задумали мошенники) средств никогда не оставалось. А ко всем другим фирмам своей пирамиды должен предъявлять иски.

- Конкурсный «РДС» подает в суд на «головную» компанию ЗАО «Союз» - судья удовлетворяет иск, присуждает взыскать с «Союза» 427 миллионов рублей. «Союз» тут же тоже признает себя банкротом! У него есть здание в Челябинске, а остальное конкурсный теперь уже «Союза» должен взыскивать с фирм, куда непосредственно закачивались средства!

Не смейтесь, вы угадали правильно: эти «конечные» фирмы тоже почти все уже банкроты. Сказка про белого бычка...

Добавим, что, если конкурсный управляющий «Союза» сможет-таки собрать средства, долги он будет выплачивать так: сначала людям - по зарплате, потом бюджету Волгоградской области, всем остальным бюджетам, потом залоговые обязательства и только в пятую очередь «Русскому дому селенга». Так по закону!

Конкурсный «Союза» бьется с 97-го года - почти тщетно.

- Суды - годами. Последнюю квартиру реализовывали в Тюмени: туда вселилась женщина с тремя детьми, жилье ей дали муниципалы. Отбирать - дети маленькие: суд на это не идет. Муниципалитет другую квартиру не предоставляет...

А судиться с муниципалитетом бесполезно: он тот суд и финансирует...

Да, выходит, что «открутить» собственность назад не так-то просто.

- Кемерово: был единственный «чистый» объект «РДС» (который изначально висел на балансе «Русского дома селенга». - Авт.) - здание по улице Островского, 12. Конкурсный выставляет его на торги - вдруг оказывается, что у здания другой собственник. Он уже и регистрацию прошел, и арендаторов выкинул... Подключали ФСБ, губернатора Тулеева, Госдуму - с трудом вернули...

А вот теперь внимание! В основном от продажи этого объекта сейчас и идет выплата средств вкладчикам «РДС». То есть все остальные усилия конкурсных оказались бесполезны. На вложенный рубль акционеры получают 4 копейки.

Суды - за мошенников

Вы ужаснулись? А теперь представьте, что ситуация «Русского дома селенга» - самая лучшая! Потому что мошенники «РДС» были такие странные мошенники, что оставили первичную документацию, проводки средств, а никто больше не оставил.

Например, «Тандем» («Тибет»): известно, что по ночам деньги вкладчиков свозились на Маросейку, 2, в подпольный обменник - там конвертировались и развозились по множеству учрежденных Дрямовым фирм. Но налом! То есть документов нет!

Николай ТРЕГУБОВ, «предводитель» обманутых вкладчиков «Тибета»:

- Подаем в суд на фирму, которой ушли наши средства и на которой висит какой-нибудь объект, склад или санаторий, - отказ: «Отношения к «Тандему» эта структура не имеет».

...Когда я узнала об этом, я рвала и метала. Почему к фирмам мошенников такой пиетет? Создавались они преступным путем, а банкротить их надо как честные предприятия?

Почему нельзя подключить следователей и ДОКАЗАТЬ, что десять или двести фирм - это ОДНА преступная группировка? У нее же один учредитель? Можно же найти свидетелей, черт побери, которые расскажут, как по ночам возили деньги в сумках!

Ответ один: потому. Потому что так написаны наши законы.

Трегубов, кстати, готовил законопроект о том, что банкротить фирмы мошенников надо по особой процедуре, в рамках УПК, но это оказалось никому не интересно...

Самая яркая история на эту тему произошла с «МММ». Мавроди, как и его «коллеги», помимо «насоса» («МММ»), создал ряд настоящих фирм, в том числе «МММ-Инвест»; де-юре не был там учредителем, но название говорит само за себя. Видимо, чтобы не говорило, структура стыдливо его сменила: стала «Русс-Инвестом». Активы у «Русс-Инвеста» были сказочные: 27 процентов УАЗа... Конкурсный управляющий «МММ» Константин Глодев бился за них насмерть: с его подачи Следственный комитет наложил на акции арест, довольный Глодев раздавал интервью...

«Русс-Инвест» отменил арест через Верховный суд. Он доказал свою ПОЛНУЮ НЕПРИЧАСТНОСТЬ к деньгам вкладчиков. И подал в суд буквально на всех журналистов, которые когда-либо печатали точку зрения Глодева. И у всех выиграл.

Новые воры

Помножьте ситуацию «конкурсного» бесправия на то, что растаскивание имущества пирамид с началом банкротства не останавливалось.

Действующие лица - те же:

а) судебные приставы, которые проводили аукционы по продаже конфиската так, что туда не могли попасть даже представители Федерального фонда (тайно от ФОГФ было продано имущество «Властилины» Соловьевой; суды отказались предоставить информацию, за сколько оно было продано и кому произведены выплаты);

б) вкладчики, которые получали по суду деньги, а потом оказывались вовсе не вкладчиками, а «левыми» людьми (по крайней мере настоящие вкладчики их не знают);

в) госструктуры, внаглую продолжавшие конфисковывать все, что плохо лежит...

Растаскивание имущества даже усилилось, потому что конкурсные управляющие тоже, разумеется, не сидели сложа руки. Представитель одного из них пришел в ФОГФ и нарисовал на бумажке: «Вам - 20 процентов, нам - 80. Вы только не вмешивайтесь»... Мищенко спросил: «А вкладчики-то где?» Тот посмотрел на него, как на больного...

Имущество «Хопра» было украдено целиком. Конкурсные приняли решение банкротить пирамиду так, что все активы ушли им самим и бюджету Республики Калмыкия. Вкладчикам - ноль.

Мищенко ездил тогда к председателю местного Арбитражного суда, спрашивал: «Что ж ты делаешь? А закон?» Тот ответил: «Закон для меня - вон», - и показал через площадь.

Никому не было надо

Так исчезло имущество пирамид. Десятки факторов, сотни причин...

Иногда дурацких: конкурсный в Мурманске отсудил половину линии по переработке крабов: кому она нужна, половина? Отдал администрации. Иногда психологических: конкурсные, даже собрав какие-то средства, просто БОЯЛИСЬ начинать выплату: то, что надо будет известить два-три миллиона вкладчиков, составить реестр и прочее, приводило их в ужас. Они тянули, пока не проедали деньги (и тогда со вздохом облегчения закрывали производство). Конкурсные - они ведь кто? Индивидуальные частные предприниматели. Пришли заработать и не более...

Евгений КОВРОВ, руководитель ФОГФ:

- Никто не предвидел такого исхода. Я искренне верил, что наши выплаты - это так, на поддержание штанов, а вот конкурсные выплатят основное. Я по ТВ с этим выступал! Прошло время, и вдруг понял: а кроме нас-то ничего не будет...

Фонд выплачивает обманутым вкладчикам по 10 тысяч рублей (ветеранам и участникам войны - до 50 тысяч). 540 миллионов рублей, которые государство выделило ФОГФ в 1997 - 2001 годах, Мищенко и Ковров не украли и не проели. Из 540 миллионов выплатили уже 1 миллиард 400 миллионов (фонд умножает деньги, передав в управление лицензированным управляющим компаниям).

Ковров с обидой говорит, что по указу президента именно ФОГФ, а не конкурсные, должен был управлять имуществом пирамид, и тогда все было бы по-другому. Чтобы идея воплотилась в жизнь, надо было всего-то внести изменения в УПК, но это так и не было сделано. Почему? Значит, среди власть имущих не нашлось заинтересованных лиц...

Вот, по-моему, мы и нашли главную причину того, что имущество вкладчиков ушло в песок. Государство не было заинтересовано, чтобы случилось по-другому. Кинуть кость компенсации - да, а вот разбираться системно, с переписыванием законов - нет, увольте...

Проблему вкладчиков, напротив, вдруг принялись «гасить». Людей, всего-навсего пытавшихся сберечь деньги от гиперинфляции, стали представлять глупыми, жадными и ленивыми: мол, сами виноваты, лохи, буратины. А ведь перекладывать ответственность за преступление с преступников на жертв - подлость, да и просто несуразица.

Государство отмахивалось от обманутых, как от назойливых мух... Вот и отмахнулось. В конце концов пирамиды - не единственное «перераспределение» собственности, произошедшее в нашей стране в начале 90-х. Если возвращать деньги жертвам ВСЕХ обманов, этак мы, по мнению власть имущих, далеко зайдем.

ЦИФИРЬ

660миллионов рублей государство конфисковало только у пяти крупнейших пирамид.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Евгений ЯСИН, в 90-е годы - министр экономики: После мошенников ничего не осталось!

- Когда начались первые финансовые пирамиды, в сфере оборота ценных бумаг еще не было никакого опыта. Ни у государства, ни у народа, ни даже у самих жуликов. Они думали, что процесс выплат за счет новых вкладчиков будет вечным, тем более что это не запрещалось никакими законами. Деньги бизнесмены поэтому просто тратили, например, на рекламу; помните, сколько «ухнул» на свои ролики Мавроди? Плюс выплаты, которые до определенного времени все же производились...

Кое-кто, разумеется, предвидел крах: эти люди заготовили «ходы» и смогли вывезти свои капиталы за границу. Но в большинстве после пирамид просто ничего не осталось.

ЦЕНА ВОПРОСА

Название пирамиды Какие активы оставались после краха Было реально выплатить Сколько выплатили
«МММ» 820 тыс. долларов, арестованные ГУВД Москвы, пакеты акций «Норникеля», УАЗа, гостиницы «Космос» - на балансе одной из фирм группы «МММ»; 66 млн. акций Газпрома на сумму в полмиллиарда долларов - на руках у физических лиц, осуществлявших скупку по поручению Мавроди (и присвоивших акции после краха «МММ»). От 10 до 40 процентов вкладов. Ничего. В конкурсную массу не было собрано ни копейки.
«Хопер-Инвест» Пакеты акций НИИ «Мосжирпроектсервис», НПО «Технология», ОАО «Люлька-Сатурн», Дома моделей «Кузнецкий мост» (Москва), магазинов «Большой Гостиный двор» и «Центр фирменной торговли» (Санкт-Петербург); недвижимость в обеих столицах, денежные средства в Израиле. От 50 до 100 процентов вкладов. Выплаты не производились.
«РДС» Здания (офисы, магазины, склады) во многих областных центрах России, 4 самолета, три коттеджа под Волгоградом, спутниковая станция, 140 «Жигулей», денежные средства в 22 банках. От 40 до 50 процентов. 4 копейки на вложенный рубль.
«Властилина» 2 коттеджных поселка и коттедж в Подмосковье, 4 квартиры с ценной обстановкой в центре Москвы и три на окраине, холодильники, видеомагнитофоны и мелкая бытовая техника на сумму 6 млрд. старых денег. 10 - 20 процентов. Нет данных: выплаты производили приставы.
«Тибет» Десятки мелких продуктовых магазинчиков, колбасный заводик, стоянки с автомобилями, коттеджный поселок на стадии строительства, склады, пансионат - в основном в Подмосковье. Нет данных. Конкурсной массы не хватило и на зарплату конкурсного управляющего.
«Чара-банк» Пакет акций Ленинградского оптико-механического объединения, два элитных дома в историческом центре Москвы, пароходик на Москва-реке, инкассаторская машина, офис «Чары». 10 - 20 процентов. 2 копейки на вложенный рубль.