Россияне не забыли дефолт 1998 года
На модерации
Отложенный
Потерянных денег всегда жаль, даже чужих. Многие всерьез пострадали от финансового кризиса 1998 года, но многие отделались легким испугом и небольшими потерями благодаря отсутствию накоплений, счетов в банках и собственного бизнеса. Но кризис затронул всех.
Вспоминая события десятилетней давности, некоторые с тревогой оценивают сегодняшнюю экономическую ситуацию - и в России, и в мире. Например, экономическая ситуация в Соединенных Штатах Америки, где, к слову, хранятся российские деньги, вполне сравнима, по мнению аналитиков, с российской 1998 года.
Правительство нахулиганило
Специалисты по-разному оценивают последствия кризиса, но сходятся в определении виновных, указывая на правительство Кириенко.
- Дефолт стал катастрофой в прямом смысле слова, и его последствия ощущаются до сих пор, - уверенно заявил «МП» экономист Михаил Делягин. - Да, он привел к очищению экономики от очень большого количества воровских схем, но это происходило потому, что страна стояла на грани еще большей катастрофы.
По мнению Делягина, разговор о «пользе дефолта» ведется людьми, виновными в этой катастрофе.
- Они ушли от ответственности, и в результате их точка зрения на кризис стала одной из основных. Но в действительности другие люди просто разорились, лишились денег. И их количество огромно.
Разумеется, когда речь идет о деньгах, могут возникнуть куда более серьезные проблемы, кроме их отсутствия.
- Мы до сих пор не знаем, сколько людей было убито за то, что они не смогли расплатиться с долгами. Мы не знаем, сколько было самоубийств на почве разорения, - отмечает экономист, подчеркивая, что была 4-кратная девальвация рубля, причем 3-кратная произошла мгновенно.
- Надо отдать должное нашим людям: они простили это правительству. Но это была катастрофа, хотя и меньшая, чем в начале 90-х, когда произошел абсолютный спад. Но многие люди потеряли все.
По мнению Делягина, можно и нужно говорить об ответственности причастных к кризису чиновников.
- Если, конечно, возможна ответственность государства перед людьми, то она должна быть персональной. Но многие до сих пор остаются у власти, а какой смысл Кудрину или Кириенко ворошить сегодня прошлое, даже если их политика привела страну к катастрофе.
Профессор ГУ ВШЭ Иван Родионов, выступая на недавнем «круглом столе», где экономисты предавались воспоминаниям о бурных 90-х, назвал дефолт 1998 года хулиганством.
- Правительство должно было уйти в отставку в полном составе, а не только премьер, - считает эксперт.
В то же время он обратил внимание на то, что «основные фонды у нас не обновлялись двадцать лет, за это время не построено ни одного нового НПЗ». А значит, рынок не застрахован от новых потрясений. Профессор отметил, что в экономике современной России по-прежнему много абсурда. Например, цены на овощи в августе 2008-го такие же, как зимой, и такие же, как на Западе, где зарплата другая. Но, с другой стороны, в Москве нет секретарши с зарплатой ниже тысячи долларов.
- У нас переоценка труда. В результате мы получаем супердорогое образование, здравоохранение - сейчас у нас идет дефолт с обратным знаком, - загадочно сказал профессор.
От дефолта-98, по его мнению, была и польза. Ее Родионов иллюстрировал таким примером: вы сломали ногу и прочитали интересную книгу, потому что не могли ходить, - после августа 1998 года произошли изменения именно такого характера.
Россияне помнят и ждут
По данным ВЦИОМа, 57 процентов россиян считают, что ответственность за дефолт несет государственная власть во главе с президентом Ельциным. На втором месте в рейтинге «виновников кризиса» правительство Сергея Кириенко (21%), на третьем - демократы-реформаторы во главе с А.Чубайсом (14%). При этом 60 процентов заявили о том, что их материальное положение ухудшилось в тот момент.
Многие, к кому обращались корреспонденты «МП», признались, что их лично дефолт не коснулся - у них просто не было столько денег, чтобы почувствовать масштаб этого эпохального катаклизма. От девальвации пострадали прежде всего те, кто имел накопления. Затем (восстанавливают эксперты хронологию кризиса) цены подросли, и это уже почувствовало большее количество людей - живущие от зарплаты до зарплаты и уволенные в связи с сокращениями. Но, считают специалисты, в целом жизнь начала улучшаться вследствие того, что правительство приняло вынужденные меры по оздоровлению экономики.
Ждать дефолта откуда-то со стороны, например из США, по их мнению, тоже не стоит. Директор аналитического департамента «Банка Москвы» Кирилл Тремасов, говоря об экономике Штатов, отметил, что в последнее время доллар претерпел серьезный рост относительно евро.
- Доля государственного долга США небольшая. Она составляет
8 трлн. долларов при объеме ВВП 13,5 трлн. долларов, но эти цифры нельзя сравнивать с тем, что было у нас 10 лет назад. Кроме того, проблемы - в доверии, а доверие к американской экономике гигантское, и оно основано на геополитических факторах, - отметил Тремасов.
По его словам, правительству России надо делать то, что делается.
- В случае возникновения проблем окажется, что надо благодарить главу Минфина Алексея Кудрина. Средства российского Стабфонда вложены в Америке в treasure bills, и они приносят даже некоторый небольшой доход, - считает эксперт, подчеркивая, что причина любого кризиса в неадекватной оценке будущих перспектив,
т. к.
бизнесу свойственно впадать в эйфорию во время улучшения и в панику при ухудшении.
Как сказал руководитель Экономической экспертной группы Минфина РФ Евсей Гурвич, в США происходит очень серьезный кризис, он продолжается, но по сравнению с дефолтом-98 в России его источником является не государство, а «плохие кредиты», связанные с ипотекой.
В общем, Америка с ее проблематикой нам не страшна, считают эксперты. Пока, отмечают они, ничего серьезного в российской экономике не происходит, банковский кризис в Америке мы проходим на ура, а предпосылок для собственного, доморощенного дефолта сегодня в России нет.
В отличие от экспертов простые граждане исполнены пессимизма. По данным ВЦИОМа, многие опасаются повторения дефолта, и за последний год их число возросло. В 2007 г. респонденты склонялись к мнению, что повторения финансового кризиса в ближайший год не будет (46% против 33%), а в 2008 г. стало несколько больше тех, кто полагает, что это возможно (42% против 38%).
Как это было, как это будет
Это была игра. Говорят, что некоторые играли наверняка. А еще говорят, что власти определенно подыгрывали дружественным структурам, которые успели «скинуть» ГКО, продав их по хорошей цене.
Летом 1998 года доходность по ГКО и ОФЗ превысила ставку рефинансирования, люди получали сказочные доходы, и это вызвало приход на российский рынок частных инвесторов, которые хотели получать экстрадоходы, а не вкладывать деньги в реальный сектор.
Эксперт Минфина Евсей Гурвич вспоминает, что история дефолта началась не с 17 августа 1998 года, а за несколько лет до этой даты. Центробанк и правительство, по мнению эксперта, готовили дефолт.
- Бюджет исполнялся с огромным дефицитом 5 - 8 процентов ВВП. Курс рубля был завышен. Правительство с благой целью вместо печатания денег решило перейти к долговым обязательствам и создало рынок государственных краткосрочных обязательств - ГКО (в соответствии с предложением замминфина Бэлы Златкис - по американскому образцу, где уже к тому времени госпирамида была выше. - Л. М.). Ставки ГКО доходили до 250 процентов годовых, тем не менее инвесторы продолжали вкладываться в них, веря, что проблема как-то решится.
Гурвич пояснил, что благодаря тому, что после дефолта-98 Россия надолго потеряла доступ на внешние рынки, а внутренний рынок был разрушен, правительство было вынуждено пойти на оздоровление экономики и сбалансировать бюджет. Он считает, что правительство извлекло уроки, но нам еще долго предстоит разгребать это наследие. Говоря о причинах дефолта, Гурвич напомнил о кризисе 1997 года в Юго-Восточной Азии, когда цены на нефть упали до 12 долл. за баррель и когда отчетливо проявилась негибкость нашей финансовой политики.
- Правительство убеждало инвесторов, что цены на нефть вырастут и все вернется в нормальное русло, мы возьмем кредит у Всемирного банка, и даже взяли этот кредит в июле, а в августе произошел дефолт, - вспоминает эксперт. - Реальная зарплата упала на треть, пенсия за два года сократилась на 42 процента, реальные доходы сократились. Обычно такие кризисы приводят к спаду экономики, но в России получилось наоборот, через два месяца начался рост, и цены на нефть выросли, и российская экономика начала избавляться от бартера и переходить в денежное русло, пенсии и доходы выросли.
Тем не менее Гурвич поставил вопрос о том, хорошо ли мы работали, чтобы избежать следующего кризиса? («Мы» - это, конечно, об экономическом блоке правительства. -
И. Е.). Он констатировал, что есть взлет инфляции, физический объем импорта значительно превышает объем экспорта, но это пока компенсируется ростом цен на нефть. Однако в случае торгового дефицита наша экономика будет уязвима для следующего кризиса, и поэтому, по мнению Гурвича, «надо серьезно работать».
Как это было
О том, как рядовые граждане пережили дефолт, ходит много историй. Вот две из них.
Фотокор одной крупной столичной газеты за пару недель до кризиса получил известие о денежной премии от московских властей, которую ему присудили за поразившую воображение жюри работу. Собираясь в отпуск, он решил на время отложить получение денег. И просчитался. Тысячи рублей, которые он собирался тратить на угощение коллег и другие полезные вещи, попросту «сгорели».
- Я поляну-то накрыл, - рассказывает он, - но пришлось добавлять из своих: премии хватило на бутылку и немножко закуски. А вот мой знакомый, продавший накануне машину за доллары, через неделю смог купить другую, и еще деньги остались.
Пенсионер Юрий Васильевич вместе с сыном за несколько дней до дефолта купили в магазине на Озерной улице новую «Волгу». Чудесная была машина - с 150-сильным «роверовским» двигателем. В тот же день машину угнали. На асфальте даже осталось черное влажное пятно от только что положенных на кузов нескольких слоев «антикоррозийки». Горе было велико, но в семье оставалось еще три с половиной тысячи долларов. Решено было купить на эту сумму «девятку» 1993 года выпуска - гаражного хранения, в хорошем состоянии. Купили. На следующий день за три тысячи долларов можно было уже купить новую девятку. Не повезло! Хорошего от властей никто никогда не ждал, но о такой подлянке даже подумать было сложно.
Комментарии