Судебные приставы превратятся в оперов?
На модерации
Отложенный
В России может появиться новая силовая структура, причем речь идет не о федеральной службе расследований, создание которой обсуждали весной и которая могла бы объединить все следственные органы. Как стало известно корреспондентам «Газеты», Федеральная служба судебных приставов (ФССП) при Минюсте подготовила поправки к закону «О судебных приставах», согласно которым приставам дается право на самостоятельное следствие и оперативно-разыскную деятельность (ОРД), то есть поимку должников, расследование преступлений против правосудия. И все это без участия МВД, СКП при прокуратуре и ФСБ.
Поправки также вводят социальные гарантии сотрудникам ФССП по примеру других силовых структур: бесплатное медобслуживание, санатории, служебное жилье, проезд с семьей к месту отдыха, а также пенсии, приравненные к пенсиям МВД. Инициатива должна получить одобрение Минюста и правительства, после чего документ попадет в Госдуму.
Федеральный закон, принятый Госдумой в 1997 году, существенно расширил полномочия судебных исполнителей, которые стали приставами. Закон определил основные функции приставов как сотрудников Минюста, сводившиеся к обеспечению порядка в судах. ФССП сформировалась к 2004 году, когда закон был несколько доработан, но принципиальных изменений не претерпел. Лишь в 2007 году Госдума приняла в первом чтении законопроект администрации президента, который расширяет задачи приставов до принудительного исполнения судебных актов. И вот теперь руководство ФССП планирует получить право вести следствие и ОРД.
Многие из готовящихся поправок уже работают через действующие законы. Измененный в этом году КоАП дает приставам полномочия осуществлять производство по административным делам, а поправки в УПК - возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия. Но ОРД для приставов в новинку. Сейчас для розыска неплательщиков и злостных уклонистов они должны обращаться в органы внутренних дел. В связи с этим законопроект ФССП предусматривает создание нового управления приставов по розыску, которые, по сути, станут операми.
В службе открещиваются от силовых амбиций. «Никто не говорит, что мы будем прослушивать телефоны и вести наружное наблюдение. Нам, по сути, нужен лишь доступ в оперативные базы МВД при расследовании уголовных дел. Поэтому функции ОРД для приставов будут усеченными», - пояснил корреспондентам «Газеты» собеседник в ФССП, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, документ, имеющийся в распоряжении «Газеты», еще до конца не утвержден, и вполне возможно, что на очередном совещании спорные определения будут сняты.
Точно такой же доработке нововведения могут подвергнуться при согласовании проекта в Минюсте и правительстве, а также правовом управлении администрации президента.
Помимо новшеств в полномочиях согласно поправкам предлагается ужесточить требования к соискателям должностей в ФССП. Сейчас в приставы может пойти любой 18-летний гражданин России с полным средним образованием. Документ, разработанный службой, требует, чтобы у претендента на рядовую должность было как минимум профильное среднеспециальное образование, а у кандидата на более высокую должность (начиная от старшего судебного пристава) - высшее юридическое образование в аккредитованном вузе. Минимальный возраст для поступления на службу в ФССП будет повышен до 20 лет.
Что касается социального обеспечения приставов, то все предусмотренные законопроектом блага в медобслуживании, служебном жилье и т.д. предлагаются впервые. Сейчас сотрудники ФССП состоят на гражданской, а не государственной службе - со всеми вытекающими социальными последствиями.
Правозащитники уже схватились за голову. "Я не говорю, что у нас все судебные приставы такие плохие, но у нас нет нормального контроля за их деятельностью. Поэтому вероятность того, что люди, получив новые для них силовые полномочия, начнут злоупотреблять ими, достаточно велика", - заявил корреспондентам "Газеты" директор центра "Демос" Сергей Лукашевский (организация занимается защитой прав граждан, пострадавших от действий правоохранительных органов). По его словам, передача любым структурам госвласти дополнительных силовых полномочий, как правило, не влечет за собой положительных результатов. "Дело здесь не в людях, а в системе", - уверен эксперт.
Участники судебного процесса тоже осторожно оценивают инициативу ФССП. "Я не вижу ничего отрицательного, но только при соблюдении определенных гарантий", - заявил корреспондентам "Газеты" адвокат Генри Резник. Он выразил надежду, что усиление ФССП приведет не к репрессиям, а к долгожданному своевременному исполнению судебных решений, затягивание которых, по его словам, в настоящее время стало ахиллесовой пятой отечественного правосудия. Адвокат напомнил, что половина жалоб на Россию в Европейский суд по правам человека касается неисполнения вступивших в силу судебных решений.
ДЕНИС ТЕЛЬМАНОВ, ОЛЬГА БОЛОТОВА
Комментарии