Россия важничает, но бредет к краху?

На модерации Отложенный Антикремлевский настрой усиливается. Несмотря на все бахвальство, Кремль слаб и уязвим.

Редко когда россиянам выдавался такой случай прославить своего героя. Владимир Путин только что был в Пекине, среди российских спортсменов на открытии Олимпиады. Спустя мгновения он появился на Кавказе, где, засучив рукава, командовал победоносной контратакой на своего архиврага, Михаила Саакашвили, грузинского президента. Беженцы и раненые мирные жители были утешены. Генералы четко салютовали, когда их отправляли в бой. Ни у кого не осталось сомнений, что Путин, а не отсутствующий президент Медведев, до сих пор несет ответственность за страну.

Всего за пять дней российский премьер-министр преуспел: он не только сокрушил грузинскую армию, но и в преподнес всему "ближнему зарубежью", как Россия называет своих соседей по бывшей советской империи, болезненный урок на тему того, что значит бросать вызов Москве на ее "заднем дворе".

Решительная операция резко отличалась от реакции на Западе. Война в Грузии вскрыла глубокие расколы в трансатлантическом альянсе и показала бессилие администрации Буша в деле защиты своего самого близкого союзника в регионе.

Путин и многие его соотечественники полагают, что с крахом Советского Союза 17 лет назад они потеряли уважение. Сейчас им может казаться, что за последние несколько дней эту потерю частично удалось восполнить.

Для россиян, греющихся на Средиземноморье или наслаждающихся долгими летними вечерами на дачах в пригороде, это представляется достоверной трактовкой, честно излагаемой в государственных СМИ.

К сожалению, выводы, которые они делают, совершенно ошибочны. Россия, возможно, и сокрушила своего небольшого соседа, но победа далась дорогой ценой. Война скорее подорвет, чем усилит позицию России за рубежом, где Кремль сталкивается с растущей изоляцией.

После возникновения современного российского государства в ельцинские 1990-е годы страну считали хаотичной и коррумпированной, но, в общем и целом, мирной и определенно не представляющей серьезной угрозы. В 2003 году Кондолиза Райс, госсекретарь США и, как известно, русофил, посоветовала президенту Бушу "простить" Россию за ее оппозицию войне в Ираке, в то время как Францию наказали, а Германию подвергли игнорированию.

Судя по высказываниям обоих кандидатов в президенты США в ответ на грузинскую войну, прощение больше не стоит на повестке дня. Будь то демократ или республиканец, новый президент займет гораздо более жесткую позицию в отношении России по вопросу ее агрессивной внешней политики, все более авторитарного правления и неизбежного вывода о том, что Путин намерен оставаться у власти в течение неопределенного срока.

Может показаться, что европейцы расколоты, но на фоне успокаивающих заявлений, призывающих обе стороны прекратить боевые действия последнего времени, произошло кое-что значительное.

Шесть европейских лидеров, пять из них – из бывшего советского блока, вчера предпочли встать плечом к плечу с Саакашвили, который борется за то, чтобы остаться у власти. События на Кавказе послужат лишь ужесточению общественного мнения в отношении России в НАТО и ЕС.

Мини-война в Грузии, возможно, удивила некоторых европейцев, однако уже несколько недель назад ее предвидела британская разведка. В контексте убийства Александра Литвиненко, бывшего подполковника КГБ, который был отравлен в Лондоне предположительно российскими агентами два года назад, Британия полностью переоценила свои отношения с Москвой. MI-5, по данным которой количество российских агентов в Британии теперь вернулось к уровню холодной войны, считает Россию третьей самой серьезной угрозой для британской безопасности после терроризма и ядерного распространения. Попытки реабилитировать отношения ни к чему не привели, а последние действия партнеров BP и российских властей в отношении британской компании лишь укрепили точку зрения, согласно которой России нельзя доверять.

Кремль, купающийся в миллиардах долларов доходов от поставок нефти и газа, возможно, думает, что ему не нужны союзники на Западе и что лучше пусть его уважают и боятся, чем дружат с ним.

Такой расчет был бы серьезной ошибкой. Несмотря на все великодержавное бахвальство, Россия слаба и уязвима. Может, российским танкам и самолетам и не составило труда сокрушить нарождающуюся грузинскую армию, но большая часть оружия была произведена еще в эру холодной войны, а многие российские военнослужащие – призывники. Любой, кто видел, как действовала российская армия на Кавказе, знает, что российским вооруженным силам потребуется поколение, чтобы модернизироваться. Тем временем Америка и ее главные союзники по НАТО на десятилетия опережают российскую армию по военным технологиям и боевому опыту.

Россия также столкнулась с серьезным демографическим кризисом. Ее население сокращается на 700 тыс. в год. По оценкам ООН, к 2050 году население будет меньше 100 млн, в отличие от 146 млн сегодня.

Что касается экономики, то она процветает благодаря природным ресурсам, которые составляют 70% благосостояния страны. Однако цена на нефть склонна к колебаниям. Россия не диверсифицировала свою экономику. Если цены на энергоресурсы резко упадут, экономика может обрушиться, как это было десять лет назад.

Путин однажды назвал крах Советского Союза величайшей катастрофой XX века. Но пытаться возродить его было бы величайшим безрассудством XXI века.