Судебные приставы, нарушая закон, потакают должникам
На модерации
Отложенный
Вчера Челябинская областная прокуратура обнародовала результаты проверки работы судебных приставов региона. За полгода было выявлено около 700 нарушений. Выяснилось, что чаще всего приставы нарушают сроки, в которые они должны уведомить неплательщика о долге. Из-за этого россиянам месяцами, а то и годами приходится ждать обещанных судом алиментов и компенсаций. В самой ФССП говорят, что активно проводят чистку своих рядов. При этом ведомство сетует на нехватку кадров: на каждом приставе «висит» по 200–300 производств.
За первые шесть месяцев этого года в Челябинской области были опротестованы 187 незаконных актов судебных приставов-исполнителей. 46 сотрудников ФССП по региону привлечены к дисциплинарной ответственности. Как сообщили «НИ» в пресс-службе Челябинской областной прокуратуры, проверка выявила 685 нарушений в работе приставов. Это почти в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Распространены нарушения установленного законом срока возбуждения исполнительного производства, – пояснили «НИ» в прокуратуре. – Кроме того, поздно направляются копии постановления о возбуждении должнику и взыскателю. Это, кстати, ущемляет права взыскателей, затягивает сроки совершения исполнительных действий, а в отдельных случаях вообще делает невозможным последующее взыскание». Например, в Аргаяшском районе Челябинской области компания «Кулуево» два года не могла получить от приставов 116 исполнительных листов о задолженности по зарплате. Из-за этого бизнесмены не могли закончить ликвидацию предприятия.
В Федеральной службе судебных приставов РФ «НИ» заявили, что прокурорские проверки проводятся с подачи руководства региональных ФССП. «Наша служба не идеальна, но мы стараемся исправлять ошибки, у нас активно проводится чистка рядов, – рассказала «НИ» начальник пресс-службы ФССП Любовь Жокина. – Проблема в том, что приставы завалены делами. На каждом из них висит по 200–300 производств. Весь день они занимаются бумажной работой, а по вечерам идут на поиски должников».
Между тем россияне все чаще выражают свое недовольство работой ФССП. В Воронежской области в прокуратуру за полгода было подано более 250 жалоб на приставов, примерно столько же недовольных обратились в прокуратуру Пермского края.
В последнем регионе в отношении трех должностных лиц были возбуждены уголовные дела. Чтобы улучшить показатели своей работы и при этом не утруждать себя, дальневосточные приставы и их руководство незаконно прекращали действия по исполнению судебных решений, выдумывая, что должников невозможно найти или у них нет имущества. В таких случаях на нет сводится работа судов, удовлетворяющих иски, а радость тех, кто выиграл дело, быстро меркнет. «Через суд пыталась выбить у бывшего мужа алименты, но дело застопорилось на судебных приставах, – рассказала «НИ» москвичка Светлана Рощина. – Мой исполнительный лист валялся у них не один месяц, а пристав все говорил, что он не успевает, что у него множество таких, как я. В итоге, проще оказалось самой убедить мужа платить алименты».
Юристы жалуются, что им постоянно приходится контролировать действия судебных приставов. «Сейчас мы с большим трудом пытаемся получить материальный ущерб с компании, чей сотрудник совершил ДТП и повредил машину моего клиента, – рассказал «НИ» московский адвокат Антон Лелявский. – Мы выиграли дело в суде и, когда решение вступило в законную силу, передали исполнительный лист в отдел ФССП по Западному административному округу». С приставом, который занимался этим делом, связаться не удавалось почти месяц. Когда неуловимый сотрудник был все же найден, выяснилось, что он еще не уведомил должника о том, что тот обязан заплатить. «В конце концов, мы за свои деньги наняли службу экспресс-доставки, чтобы она направила копию постановления о возбуждении исполнительного производства должнику, – сетует Антон Лелявский. – А ведь пристав должен был сделать это сам в трехдневный срок, а не через месяц».
Правозащитники отмечают, что подобные случаи возникают на фоне постоянного расширения полномочий судебных приставов.
«Вместо того чтобы потребовать от приставов эффективной работы, российские власти постоянно шли им навстречу, вводили новацию за новацией, – возмущается в разговоре с «НИ» исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев. – Должников задерживают на границе России, к их поиску подключили ГИБДД. Складывается ощущение, что приставы перекладывают свои обязанности на другие службы».
Комментарии