Рейдерство переживает новую эволюционную стадию

На модерации Отложенный Как известно, нападение – лучший метод защиты. А ещё – отличное прикрытие. В полиции едва ли не любой страны мира могут припомнить случаи, когда ловкому преступнику удавалось уходить в толпе от преследующих его стражей порядка, если он догадался первым громко закричать: «Держи вора!» Словом, выдать себя за борца с незаконными действиями – один из самых действенных методов эти самые незаконные действия совершить. А уж в самой изощрённой форме российских экономических преступлений – рейдерстве – постоянно менять личину сам бог велел.

Маска «антирейдера» особенно выгодна сегодня, когда в стране разворачивается реальная борьба с коррупцией. Не будет преувеличением сказать, что именно рейдерство является главной «питательной средой» для мздоимства. Эксперты и общественность до сих пор обсуждают слова, сказанные Президентом России Дмитрием Медведевым 31 июля: «Замучили проверки и всякого рода наезды по коммерческим наводкам. Вообще надо, чтобы и наши правоохранительные органы, и всякого рода власти перестали «кошмарить» бизнес». Никто ведь, надо полагать, не считает, что представители власти «кошмарят» бизнес «чисто из вредности»? Президент очень точно сформулировал, что речь идёт о «наездах по коммерческим наводкам». То есть о заказных, в большинстве случаев исходящих именно от рейдеров.

Неудивительно, что сегодня мы можем наблюдать новую эволюционную стадию рейдерства. В мае этого года Владимир Путин обратился к депутатам Госдумы с просьбой поддержать подготовленный в правительстве пакет антирейдерских законов, «чтобы покончить с этим реликтом 90-х годов». Да, пожалуй, на фоне столь серьёзных намерений руководства страны классическое рейдерство и впрямь становится атавизмом. Однако на смену ему приходит… «антирейдерство». Схема проста до банальности: нужно просто создать некую «антикоррупционную структуру», обвинить конкурента в рейдерстве, после чего можно брать интересующее предприятие «под защиту». Потом ведь можно будет и не отдавать.

Вот, скажем, Межрегиональная общественная организация содействия защите гражданских прав «Справедливость». Одно название чего стоит! Эта организация позиционирует себя как сугубо правозащитная, вот только отчего-то она не преминула вступиться за… завод «Стройдормаш» в Химках. Директор завода Ольга Ларина так бойко выступила в одном строю со «Справедливостью», словно она и сама правозащитница со стажем. Наблюдатели, естественно, сразу же отметили странноватую подмосковную разновидность правозащитников. Ведь наш классический правозащитник – это обычно представитель интеллигентной публики, которая печётся о «вечном», то есть о правах и свободах человека и личности. А тут вдруг – завод. В Химках. Конфликт собственников. Рейдерские схемы. В общем, что и говорить, матёрый правозащитник нынче пошёл. Знающий дело, подкованный.

В целом «Справедливость» – довольно занятная организация. С одной стороны, в состав правления входит уважаемый профессор, председатель Комиссии Общественной палаты по региональному развитию, бывший председатель оргкомитета общества «Мемориал» Вячеслав Глазычев. С другой – руководитель одного из подмосковных отделений «Справедливости» Владимир Лактюшин, который заодно является координатором отделений ДПНИ и СС («Славянский союз) в Раменском, выступавший на националистическом митинге на Славянской площади в Москве 21 апреля 2007 года. Надо объяснять, что митинг фактически был приурочен ко дню рождения Адольфа Гитлера? В славянской истории эта дата как-то ничем особым не отмечена. А что? Для защиты гражданских прав и бритоголовые боевики пригодятся… А знает ли член Общественной палаты и экс-телеведущий телепрограммы «Реальная политика» Вячеслав Глазычев, что его, уважаемого эксперта и общественного деятеля, используют фактически как ширму для сомнительных действий?

Учитывая подобную неразборчивость деятелей «Справедливости» в «защите гражданских прав», как должное можно воспринять один «незначительный нюанс»: МОО «Справедливость» с недавних пор «поставлена на довольствие» небезызвестным подмосковным бизнесменом Дмитрием Барановским. Он выступает в качестве мудрого покровителя правозащитной деятельности. Ведь если есть пламенные борцы, у них должны быть спонсоры? Вот и сделался господин Барановский эдаким Джорджем Соросом от антирейдерства. А что? Общественная нагрузка – не хуже других. Одни детские дома и больницы строят, а г-н Барановский, словно странствующий рыцарь, бьётся с рейдерами на просторах Подмосковья… Впрочем, несмотря на иронию, стоит признать: если бы Барановский и впрямь решил бороться с рейдерством, у него это могло бы получиться. Ровно по тем же причинам, по которым исправившиеся преступники иногда становились великолепными сыщиками. Как, например, основатель французской полиции, легендарный Эжен Франсуа Видок – тот знал преступный мир не понаслышке. Ну а нашему сегодняшнему герою Дмитрию Барановскому рейдерство знакомо досконально.

«Афганцы» долгов не признают!

Вообще, биография г-на Барановского практически впечатляет почти так же, как жизнеописание Видока. Лихой десантник, специальность – снайпер, служил в Афганистане. Говоря об «афганцах», нельзя не вспомнить о горькой социальной коллизии. Никто не ставит под сомнение мужество наших парней, их подвиги и пролитую кровь, однако спустя всего несколько лет после вывода войск синонимом слова «афганцы» стало слово «крыша». И почему-то не возникло удивления, когда «Новая газета» выдала информацию о том, что «Дмитрий Барановский (кличка Беленький) возглавляет слаженную преступную группу, занимающуюся контрабандным оружейным бизнесом».

После «дембеля» Дмитрий Барановский подался в бизнес. Считается, что его начальный капитал был создан в 1991–1993 годах за счёт спекуляции бриллиантами и ювелирными украшениями, цена которых на рынке превышала цену в государственных ювелирных магазинах в два-три раза.

Первые серьёзные деньги, вложенные в бизнес, естественно, пришлось «конкретно» отстаивать. СМИ приводят информацию о конфликте в 1995 году между АО «Адамас» (соучредителем которого через аффилированных лиц и являлся Барановский) и АО «Сильвинит» (крупнейшее в России предприятие по производству калийных удобрений) из-за задолженности на сумму порядка трёх миллионов долларов, созданной одним из учредителей АО «Адамас» (каким именно, неизвестно), действовавшим по доверенности. Безопасность АО «Сильвинит» обеспечивала одна из московских ОПГ, состоявшая из чеченцев. Вероятно, «афганцы» оказались круче, поскольку выплачивать задолженность АО «Адамас» не стало, а в дальнейшем и АО «Сильвинит» от своих претензий к «Адамасу» отказалось. Есть предположение, что для решения данного вопроса учредители компании-должника воспользовались неформальными услугами высокопоставленных работников МВД.

Тут, похоже, и определились основные принципы бизнеса г-на Барановского. Деньги можно не заработать, а просто отобрать (либо – не отдать) более или менее изящно. А от наезда кредиторов реально отбиться либо самим, либо «заинтересовав» государственные структуры.

Затем был меховой, ресторанный бизнес, торговля автозапчастями. И везде при изучении деятельности Дмитрия Барановского обнаруживается одна немаловажная деталь: он предстаёт не бизнесменом как таковым, а высокопоставленным, но проектным антикризисным управляющим. Другими словами, он – тот, кто «решает проблемы». В 1995 году г-н Барановский таким образом поучаствовал в приватизации ГП «Архангельскгеолдобыча» (крупнейшая по запасам в европейской части России нефтяная компания, имевшая лицензию на алмазное месторождение «Ломоносовское»), в 1996–1997 годах – в столичной «бензиновой войне», когда на кону стояли миллиарды дохода от деятельности АЗС в Москве. Видимо, афганская закалка помогла везде.

«Сигма»: банкротим оптом и в розницу

Наконец, в 1997 году Дмитрий Барановский учреждает ООО «Международная группа «Сигма». Действительно, уже прошло то время, когда былой снайпер-десантник скупал «ювелирку» в розницу: он заматерел, набрался опыта и научился «решать проблемы» исключительно квалифицированно. А значит, теперь можно было уже не ждать, пока проблема где-нибудь возникнет сама, можно было начинать создавать проблемы другим, решая их уже исключительно в свою пользу. Собственно, это и есть рейдерство, которое в те годы обозначилось как самая перспективная отрасль теневой экономики.


Характерно, что внимание правоохранителей к деятельности г-на Барановского привлёк один занятный инцидент, далеко не самый типичный для стандартного рейдерства. В 2000 году на площадях, арендуемых «Сигмой» (ул. 3-я Рыбинская, д.18), Управлением по борьбе с терроризмом ФСБ России и отделом ФСБ Восточного округа города Москвы проводился обыск, основанием для которого стала оперативная информация о поступлении в адрес ООО «МГ «Сигма»… более 10 зелёных оружейных ящиков, привезённых в инкассаторских машинах в сопровождении охраны. В обнаруженных в ходе обыска ящиках оказалось не оружие, а редкоземельный металл – рубидий, по оценке специалистов, на сумму несколько миллионов долларов США. Металл был запечатан в вакуумные колбы и упакован в специальные ящики, идентичные оружейным. Никаких санкций, впрочем, не последовало, только вот в 2002 году руководитель отдела ФСБ Восточного округа Москвы погиб в автокатастрофе. В общем, для многогранной личности бизнесмена на одном отборе чужой собственности свет клином явно не сошёлся…

Впрочем, МГ «Сигма» с самого начала специализировалась на приобретении проблемных активов и их дальнейшей перепродаже. Работа строится по следующей схеме: дёшево покупаются акции компаний, менеджмент которых не желает соблюдать интересы акционеров, после чего менеджеров либо заставляют делиться прибылью, либо вынуждают уйти.

Агентство федеральных расследований (flb.ru) приводит список громких проектов «Сигмы»:

«– акционирование аэропорта «Внуково» (г. Москва),

– банкротство СП «Совиталпродмаш» (производство промышленного холодильного оборудования, г. Волжск, Республика Марий Эл) – в интересах Внешэкономбанка России;

– скупка акций АООТ «Мелькомбинат Сокольники» – в интересах КБ «Росбанк»;

– банкротство ОАО «Брянский механический завод» – в интересах группы «Объединённые машиностроительные заводы» (К. Бендукидзе);

– банкротство ГП «Старт» – в интересах Госкомспорта России;

– сделка по приобретению правительством России специальной вычислительной техники (суперкомпьютер) на сумму порядка 70 млн. долларов США в рамках кредита Мирового банка (в качестве представителя японских компаний FUJITSU и NEC);

– банкротство ОАО «Буревестник» – в интересах КБ «Московский индустриальный банк»;

– скупка акций ЗАО «КОНСТО»;

– скупка акций Бутурлиновского ликёро-водочного завода (Воронежская область);

– банкротство ОАО «Клинволокно» (Московская область) – в интересах Сбербанка РФ;

– скупка акций ЗАО «Фильмэкспорт»;

– скупка акций ОАО «Уралобувь» (г. Екатеринбург);

– скупка акций ЗАО «Алмоавтофорум» (дилер «Крайслер-Мерседес», г. Москва)».

Как видно, слова «сделка» и «акционирование» фигурируют всего по разу, а вот «банкротство» и «скупка акций» – привычно повторяются… Другими словами, в начале XXI века Дмитрий Барановский стал одним из самых влиятельных «поглотителей» в московском регионе.

С наибольшим размахом действует «Сигма» в Серпухове. Там фактически был произведён захват крупнейшего оборонного предприятия – ОАО «Ратеп». При этом юридическими подтасовками не обошлось. Нашумевшее убийство главы концерна ПВО «Алмаз-Антей» Климова – тоже эпизод серпуховской истории, поскольку «Ратеп» входил в состав концерна. В ход тогда пошли все возможные методы: был взят под стражу главный экономист завода Голубчук, возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора предприятия Байбакова. Место финдиректора освободилось, когда был убит Щетко, и на эту должность назначили некоего Пазушко...

Затем «хозяева жизни» взялись за второе градообразующее предприятие Серпухова – ОАО «Металлист». Господин Пазушко стал замом генерального, а его должность на «Ратепе» занял Дмитрий Барановский. «Разобрались» и с властями города: первым замом горадминистрации сделался господин Талдай. В итоге связка Барановский–Пазушко–Талдай, за которой стоит могущественная «Сигма», превратившая Серпухов в свою вотчину, крепко «держит» подмосковный город. Выставляется на продажу имущество предприятий, увеличена арендная плата для одного из крупнейших серпуховских медучреждений – МСЧ №8, которая арендует помещения у «Металлиста», по-рейдерски атакуется имущественный комплекс ФГУП «Туровский» в Серпуховском районе…

Как избежать наезда «антирейдеров»?

До недавнего времени существовала большая вероятность того, что химкинский завод «Стройдормаш» занял бы почётное место в вышеприведённом списке «подвигов» «Сигмы», если бы не юридически грамотная позиция подмосковных властей. Ведь реальная борьба со схемами по отбору собственности заключается вовсе не в громких словах, спонсировании правозащитной организации и создании никчёмных антирейдерских структур. На деле достаточно просто исполнять требования закона и не «вестись» на псевдоюридические «обоснования» рейдеров.

Вот тут бы и отступиться. И без того бывали в его карьере неудачи: любой бизнес, особенно такой рискованный, их предполагает, главное, чтобы общий баланс складывался положительный. Однако наш герой решил заделаться «антирейдером» и пободаться за лакомый объект ещё. Трудно точно определить, что им двигало: быть может, классическая переоценка собственной значимости, иллюзия всемогущества, которая частенько случается с «авторитетными» людьми. Или, наоборот, сугубо практичное желание опробовать новую рейдерскую схему: возможность надёжно мимикрировать в условиях объявленной государством войны. А попутно и отстоять свои коммерческие интересы. Проще говоря, обвини своего недруга в том, в чём замешан ты, и получишь двойную выгоду – и соперника уничтожишь, и сам уйдёшь от ответственности.

Наш герой и впрямь всё ближе к искомому им образу истинного борца с коррупцией и рейдерством. Господин Барановский пытался ни много ни мало стать членом Общественной палаты России, а теперь хочет войти в состав Совета по борьбе с коррупцией! Стать членом ОП не удалось, да и прикрываться интеллигентным профессором – архитектором Глазычевым – на деле проще, чем самому пробиваться в верхние эшелоны власти. А вот войти в состав Совета по борьбе с коррупцией при президенте или премьере – это, конечно, для любого «специалиста по подмосковным конфликтам» просто мечта. Ну а на худой конец, если не возьмут к большим дядям, то организовать свой собственный «независимый общественный совет по борьбе с коррупцией и рейдерами» при каком-нибудь знакомом чиновнике. Зачем? Да чтобы ссылаться на его вердикты при захвате заводов и зданий. Завидев грозную и модную ныне аббревиатуру, осаждаемые могут и сдаться от испуга. А испуг, как известно, дороже денег.

Что происходит в итоге такого рода ситуаций? И президент Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин, реально пытающиеся сказать «нет» рейдерству и коррупции, серьёзно рискуют. Рискуют тем, что в авангарде их борьбы окажутся такие вот пламенные неофиты, как Дмитрий Барановский. Знающим людям наблюдать за тем, как он клеймит «рейдеров», действительно забавно.

Хотя желание Дмитрия Барановского «быть святее папы римского» вполне объяснимо. На его примере становится очевидным, что на идее антикоррупционной борьбы начинают спекулировать в первую очередь именно те, с кем и надо бы бороться. Как они будут «делать государево дело», тоже очевидно. Каждый попытается создать свою «антикомиссию», куда именем Путина и Медведева начнёт заманивать как можно больше чиновников. В итоге «антирейдерское поле» будет привычно поделено, а инициативы государства будут использованы исключительно для того, чтобы устранить конкурентов. Некий «порядок», конечно, оформится. Мелких хищников посадят, рейдерство останется прерогативой реально солидных состоятельных людей, способных создать псевдолегитимную «крышу». Ну а на смену «рейдерским» наездам придут наезды «антирейдерские», отбиться от которых будет ещё сложнее… Вот устроит ли такое положение вещей руководителей нашей страны? Пока ещё не поздно раз и навсегда положить конец этому хитроумному эксперименту, проводимому известным бизнесменом Барановским на «плодородных» просторах Подмосковья.