Как Европа восприняла войну в Южной Осетии?

На модерации Отложенный

Немедленно прекратить огонь – к этому можно свести заявления Европы в адрес участников конфликта. О скорейшем отказе от насилия в пятницу заявили, пожалуй, все сколько-нибудь значимые политические силы Старого континента: Еврокомиссия, НАТО, Совет Европы. Этот возмущенный хор дружен, однако четкого плана, как прекратить затяжное противостояние, нет. Аналитики напоминают: все прежние рекомендации международного сообщества были отклонены.

Так, о необходимости немедленно прекратить насилие заявили европейские дипломаты в Брюсселе. «Евросоюз серьезно обеспокоен драматичным развитием событий», – говорится в заявлении представителей ЕС. В консультации со сторонами конфликта уже включилась ОБСЕ.

 С призывом не развязывать войну к Тбилиси и Цхинвали обратился и Совет Европы. «Страна оказалась на грани войны, что может иметь удручающие последствия для жителей этого региона», – заявил в пятницу в Страсбурге генсек совета Терри Дэвис, потребовав скорейшего прекращения огня (Грузия вошла в Совет Европы еще в 1999 году).

Об опасности «спирали насилия» шла речь в пятницу и в германском бундестаге. «Кавказский» эксперт свободных демократов Михаэль Линк заявил, что конфликт сделался затяжным из-за упрямства сторон: русских, грузин и осетин.

По мнению парламентариев, правительство в Берлине должно отчетливо дать понять грузинским коллегам, что избранный ими путь отнюдь не ведет в НАТО.

По итогам дня германский МИД выступил с призывом отказаться от поездок в зону конфликта. «Ситуация быстро меняется. В данный момент вспыхивают перестрелки, гремят взрывы, есть человеческие жертвы», – указано в заявлении немецкого внешнеполитического ведомства.

А глава МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер вынужденно прервал свой отпуск и заявил, что стороны должны вступить в прямой диалог.
Он также сообщил, что провел телефонные переговоры с президентом Грузии Михаилом Саакашвили и главой российского МИДа Сергеем Лавровым, посоветовав сторонам воздержаться от «риторики взаимных обвинений», которая лишь накаляет ситуацию.



Стоит напомнить, что в июле немецкий министр побывал на Кавказе, где тщетно пытался помочь найти взаимоприемлемое решение в грузно-абхазском конфликте.

Вспоминает об Абхазии и европейская пресса, попутно комментируя события в РЮО. Так, журнал Spiegel публикует интервью с главой абхазского МИДа Сергеем Шамбой, который призвал Россию и мировое сообщество «жестко вмешаться» в грузино-осетинский конфликт.

«Если ситуация не стабилизируется, то следующей целью Грузии окажется Абхазия», – заявил министр. Обострение конфликта он объяснил признанием Косова, что для Грузии может означать возможную потерю Южной Осетии и Абхазии.

Агентство Reuters в свою очередь цитирует Михаила Саакашвили, точнее, его просьбу к США о помощи. «Америка заинтересована помочь нам. Речь не о Грузии, а об Америке и ее ценностях. Мы – свободолюбивая страна, которая подверглась нападению. Россия открыла войну на грузинской земле», – заявил он.

«Влияние России в этом регионе огромно, – поясняет аналитик агентства. – Две трети годового бюджета Южной Осетии (примерно 30 млн долларов) поступают из Москвы. Русский является вторым государственным языком Южной Осетии. Рубль считается национальной валютой. Большинство жителей региона имеют российское гражданство. Концерн «Газпром» строит в Южной Осетии новый трубопровод стоимостью более 640 млн долларов».

«Пока неясно, как прекратить эскалацию конфликта, – комментирует ситуацию газета Frankfurter Rundschau. – Он напоминает об аналогичном конфликте между Грузией и номинально входящей в нее Абхазией, а корнями уходит во времена Советского Союза и его распада. Когда грузины в 1991 году объявили о своей независимости, осетины потребовали автономии. За полтора года той войны погибло почти 2 тыс. человек».