В России возродили идею внедрить исламский банкинг. Многолетние попытки установить правила исламского банкинга оформились в законопроект, сообщил 13 июля «Коммерсантъ». В чем особенности халяльного финансирования, и заменят ли инвестиции из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии западные — разбирался RTVI.
Ислам — вторая по массовости религия в России после православия. Точной статистики, сколько мусульман в России, нет. Лидеры мусульманских организаций оценивают численность верующих в 20 млн человек.
Попытки переписать законы под исламский банкинг в России предпринимались в 2015 и 2017 году. Рабочая группа по исламскому банкингу в ЦБ действует с 2015 года.
Чем исламский банкинг отличается от обычного?
Ислам запрещает брать деньги в долг под проценты. Бог разрешил людям торговлю, но запретил все виды ростовщичества, указано в Коране (аят 275 суры 2). Поэтому мусульманские банки не выдают кредиты, а покупают товар и продают его клиенту в рассрочку, получая вознаграждение через наценку на товар, рассказал RTVI Рашид Низамеев, ранее возглавлявший финансовый дом «Амаль» в Татарстане.
«К примеру, вы хотите взять машину. Вы пришли в исламский банк и говорите — хочу вот эту модель. Исламская финансовая организация покупает ее и перепродает вам, зарабатывая на наценке», — объяснил RTVI президент фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов. «По большому счету исламский банкинг — это не банковская система, а большая торговая деятельность», — подчеркивает Низамеев.
Другой пример — ипотека. В традиционном банке выплачиваются проценты. «В исламском банкинге вы по факту выкупаете каждый метр своей квартиры. Допустим, по 50 тыс., где 40 тыс. — часть общей суммы, а 10 тыс. — наценка. Но вдруг что-то произошло, вы потеряли работу. Но вы уже выкупили, по сути, одну комнату. Что делает банк? Он проводит перерасчет, забирает у вас трехкомнатную и отдает однокомнатную», — привел пример Якупов.
Заемщики исламских банков не платят пени и штрафы за просрочку. «В отдельных случаях исламские финансовые организации действительно берут пени, но эти средства идут обычно на благотворительность», — отметил Низамеев.
Исламским банкам разрешены агентские операции, валютно-обменные, расчетные, где доход исламского банка — это комиссии от операций, рассказал RTVI доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Ильяс Зарипов.
Объем исламского финансирования в мире составляет более $3 трлн и может достигнуть $4 трлн на ближайшие 2-3 года, сообщил RTVI руководитель практики по работе с финансовыми учреждениями Kept Вугар Алиев.
В такие банки могут обращаться только мусульмане?
Это миф. Исламские банки — светские коммерческие структуры с адаптированной к классическим способам финансирования схемой, хотя и с рядом ограничений. «За рубежом немалая часть клиентов исламских банков — светские люди, которые не имеют отношения к религии. Их может привлекать цена, условия и так далее», — рассказал Низамеев.
На самых зрелых рынках, в частности, Малайзии, более 50% клиентов исламских банков — не мусульмане, отметил Якупов: «Клиенты приходят туда чисто по экономическим соображениям. Кому-то условия кажутся более справедливыми, кому-то сама система кажется более стабильной».
Как исламские банки финансируют бизнес?
Одно из главных отличий исламского банкинга — партнерское финансирование за определенную долю от прибыли («мушарака»). Банк, вкладываясь в бизнес, получает долю в предприятии — становится партнером заемщика и разделяет с ним предпринимательские риски. «Когда финансовый институт реально своей головой и своими деньгами отвечает за займы бизнесу и людям, он более аккуратно ко всем этим вещам относится», — подчеркивает Якупов. Принцип партнерства позволяет финансовым организациям реально погружаться в бизнес. «Есть практика, когда представители банка, допустим, могут сидеть в советах директоров тех компаний, которым они выдают средства», — отмечает эксперт.
«Есть еще классические сделки, например, доверительное управление средствами, когда человек инвестирует их в бизнес вместе с банком. В случае положительного результата сумма делится между теми, кто предоставил деньги и теми, кто ее взял. Если результат финансовый отрицательный, то банк фиксирует убыток и уменьшает сумму инвестиций», — пояснил Низамеев.
Запрещены инвестиции в алкогольный бизнес, производство свинины, азартные игры и др. Исключены «сделки с неопределенностью» — когда нельзя «пощупать» товар — возможны только операции с товарами или активами, а не с деньгами как таковыми. Правильность инвестиций контролирует отдельное подразделение в банке — шариатский совет, который может заблокировать «неправедную» сделку. «Система недостаточно отрегулирована, и поэтому в одном исламском банке могут отказать, а в другом — одобрить», — добавил Низамеев.
Как сейчас мусульмане в России получают займы?
Мусульмане могут не обращаться в традиционные банки по западной модели по религиозным убеждениям, отмечает Якупов. При этом многие из них являются успешными предпринимателями. Хотя исламский банкинг в России не урегулирован, такие услуги предоставляются в усеченном виде.
Первым банком, действующим по исламским принципам, был «Бадр-форте банк», но он был закрыт ЦБ. «Экспресс банк» в Дагестане, первым выпустивший исламские дебетовые и кредитные карты, был искусственно обанкрочен, привел примеры Зарипов. Продукты исламского финансирования внедряли Сбербанк и «АкБарс Банк».
«»Сбер» больше всех продвинулся в этом направлении, так как уже смог привлечь средства со стороны стран Персидского залива на различные проекты», — рассказал Вугар Алиев из Kept. У «Сбера» открыта дочерняя компания в Абу-Даби (ОАЭ).
Исламское финансирование предоставляют такие небанковские структуры, как Фонд имени шейха Зайеда, созданный в Чечне по поручению наследного принца Абу-Даби. Финансовый дом «Амаль» в Татарстане и «ЛяРиба Финанс» в Дагестане работают через исламские окна (филиалы) традиционных банков. Существуют мусульманские товарищества, инвестиционные, страховые лизинговые компании. В 2008-2015 годах в инвесткомпании БКС был исламский паевой инвестфонд (ПИФ).
В чем польза исламского банкинга для экономики?
Во-первых, новые финансовые институты позволят привлечь больше денег у населения. Численность мусульман растет и становится довольно состоятельной, говорит Якупов. Те, кто не пользуется услугами банков, — условно говоря, «держат деньги под матрасом» или они крутятся на «сером рынке» — начнут выводить свои деньги на рынок, отмечает он. Во всех странах, где внедрялся исламский банкинг, была цель — мобилизовать средства населения для того, чтобы дальше уже они инвестировали в экономику, подчеркивает эксперт.
Партнеры России из мусульманских стран увидят систему в действии и оценят правовые нормы, в рамках которых смогут существовать и так далее. «Для этого в России рынок исламского банкинга должен активно проработать хотя бы год-два, — считает Якупов. — Мы уже были испорчены длинными европейскими, американскими деньгами, у кого-то не хватало западной воли, чтобы внедрить эту систему. Поэтому пора создавать нужную инфраструктуру».
Исламские инвестиции заменят западные?
Ведение бизнеса по канонам исламского и партнерского финансирования может стать альтернативой ограниченному санкциями западному финансированию. Исламский банкинг сосредоточен в Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Бахрейне, Малайзии, Кувейте.
Это позволит привлекать большие финансовые ресурсы, например, из стран Персидского залива, отмечает Вугар Алиев из Kept.
«В этом отношении идеальными партнерами представляются страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, в которых наблюдается избыточная ликвидность и которые проявляют готовность инвестирования крупных ресурсов в российскую экономику», — подчеркивает Зарипов. Большинство инвесторов Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии предпочитают вкладывать свои деньги, исходя из исламских принципов. Для этого нужна инфраструктура — исламские финансовые организации в России. «Это обязательный компонент для полномасштабного привлечения инвестиций из стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, которые не только заместят, но и намного превысят показатели западных финансовых инвестиций в предсанкционные годы», — рассчитывает Зарипов.
Почему для этого нужно поменять законы?
Банкам в России запрещено заниматься торговлей. А в исламском банкинге все транзакции выстраиваются как торговые. Если обычные банки просто за проценты выдают займ и за проценты привлекают средства у населения, то исламский банк выступает неким финансовым посредником, «который за тебя покупает, делает свою наценку и тебе перепродает с рассрочкой», пояснил Якупов. Поэтому такие организации должны платить налог на добавленную стоимость (НДС), как при торговле.
Законопроект — это большой прогресс с учетом многих лет работы в этой области, указывает Вугар Алиев из Kept. Этот рынок надо регулировать, а не «пускать на самотек», отмечает Якупов. У ЦБ, по его словам, достаточно инструментов, чтобы отслеживать прозрачность.
Банк России предлагает протестировать исламский банкинг в нескольких регионах, и в случае успеха распространить на всю страну. Пилотными регионами могут стать Татарстан, Чечня, Дагестан и другие регионы с преимущественно мусульманским населением.
Есть опасение, что новые организации не будут иметь достаточно опыта на этом рынке. Нужно будет создавать шариатские советы, отдельное казначейство под исламское финансирование, отмечает Вугар Алиев из Kept: «Без существенного опыта в банковской сфере будет сложно это все соблюсти, и тут обязательно нужна помощь крупных банков, которые уже этим занимаются». По словам Якупова, новые финансовые организации могут «поддерживать друг друга и развиваться точно так же, как нас в свое время в 90-х годах на коленках учили делать западный банкинг».
Какая модель исламского банкинга будет в России?
Законопроект предлагает внедрить его через форму организации партнерского финансирования (ОПФ). Но если ОПФ не сможет проводить банковские операции, связанные с взаиморасчетами, это снизит интерес зарубежных исламских банков к выходу на российский рынок, прокомментировала RTVI старший научный сотрудник Института права и развития ВШЭ, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам (РАЭИФ) Мадина Калимуллина: «Более того, если регулятор внедрит жесткие, неадекватные реальному рынку исламских финансов в России нормативы, это будет красным цветом для большинства текущих участников рынка. В итоге все плюсы регистрации в качестве ОПФ для них могут быть сведены на нет». Однако эксперимент в пилотных регионах позволит довести предлагаемую модель до работоспособной, эффективной и привлекательной для бизнеса.
Как сообщил RTVI вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков, детально инициативу обсудят в сентябре на Международном банковском форуме в Казани.
Ольга Агеева, Генри Достоевский
Комментарии
Пишу ответственно, т.к. прожил в мусульманском мире 60 лет.
А то, што ты там пожил и сделал какие-то странные выводы, то это не повод расписываться за два мира. Ну или ты косячил без меры, поэтому и держишь (может быть) обиду. ))