Москва и Подмосковье: слияние и поглощение

На модерации Отложенный Идею об объединении Москвы и Подмосковья в один субъект Федерации мэр столицы Юрий Лужков высказал еще в 2006 году. Тогда она наделала много шума в прессе, а ВЦИОМ провел масштабное исследование общественного мнения на предмет того, как россияне относятся к такого рода объединению. Противников слияния Москвы и области было большинство, и никакой внятной реакции со стороны федеральной власти тогда не последовало. Но совсем недавно ВЦИОМ провел повторное исследование по этому вопросу, и выяснилось, что за прошедшие два года сторонников объединения регионов стало больше. И теперь споры вокруг этой идеи вспыхнули с новой силой.

Хотя в ходе опроса ВЦИОМ, проведенного в июне в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России, выяснилось, что противников идеи объединения осталось большинство - 48%. Число сторонников объединения Москвы и области по сравнению с 2006 годом выросло: если тогда «за» высказались 27% респондентов, то сейчас - 33%.

Главные вопросы - что выиграют (и выиграют ли) от объединения москвичи и жители области и сможет ли такой громоздкий субъект Федерации эффективно управляться - по-прежнему остаются открытыми.

Показательно, что московские власти выступают сторонниками объединения, а подмосковные - резко против. Среди населения прослеживается обратная тенденция: москвичи в большинстве своем против объединения (57% опрошенных), а жители Подмосковья - «за» (66 %). Оно и понятно: московские власти и стоящие за ними строительные компании рассчитывают выйти на земельный рынок Подмосковья. А москвичи боятся, что уравнивание с жителями области в льготах и зарплатах будет происходить за их счет.

Но каковы же объективные плюсы и минусы у объединения Москвы и Подмосковья? В качестве главного плюса оптимистично настроенные эксперты видят решение транспортного вопроса. Ведь Московская область годами не может реконструировать многие пригородные шоссе, из-за чего сезонные дачные пробки до сих пор являются неразрешимой проблемой. В то же время сам Лужков не раз жаловался, что столичного дорожного фонда не хватает и для нужд города, так что не факт, что транспортная проблема после объединения все же будет решена.

Свободные и дешевые земли отдаленного Подмосковья позволят вывести туда неблагополучные в экологическом отношении промышленные предприятия, расположенные на окраинах столицы в непосредственной близости от жилой застройки (например, печально известный Копотненский НПЗ).
С одной стороны, вывод таких предприятий в отдаленные районы поможет решить вопрос занятости населения в дальнем Подмосковье. Но с другой стороны, это ухудшит экологическую ситуацию в Подмосковье. Есть риск, что Московская область в составе объединенного субъекта Федерации превратится в район сброса всего непрезентабельного и ненужного мегаполису.

И напоследок стоит затронуть самый пикантный момент, связанный с ценами на недвижимость. На сегодняшний день строительство в Подмосковье осуществляют небольшие строительные компании, а объединение приведет, скорее всего, к монополизации данного рынка с соответствующими последствиями. Цена квартиры в новостройке, возведенной на вчерашней подмосковной земле, подтянется к «столичной». Именно здесь рухнут надежды жителей Подмосковья, полагающих, что объединение с Москвой приведет к уравниванию социальных льгот, выплат и возможностей. Эта кажущаяся перспектива повышения материального благосостояния сразу будет перекрыта ростом цен на все, и в первую очередь - на недвижимость.

И, конечно же, нельзя забывать об эффективности управления такого гигантского края. В ответ на предложение Лужкова об объединении губернатор Московской области Громов высказался, что этот проект может породить неуправляемого «монстра». После слияния образуется регион с населением более 16 млн человек (10-12 млн в Москве и 6-8 в области). Для сравнения: численность населения Голландии составляет 16,3 млн человек, Греции - 10,6 млн, Венгрии - 10,6 млн, Бельгии - 10,2 млн, Чехии - 10 млн, Португалии - 9,8 млн). То есть объединенный субъект Федерации будет соизмерим со средней европейской страной. Естественно, федеральной власти с таким «гиперсубъектом» будет управляться намного сложнее, чем с двумя разными субъектами - Москвой и областью.

В любом случае, объединению регионов так или иначе должен предшествовать долгий подготовительный период. Окончательное решение об объединении Москвы и Московской области должна принять федеральная власть и сами жители - на референдуме, если до этого дело вообще дойдет.