Как русский экипаж 42 дня выживал в пиратском плену

На модерации Отложенный Русский капитан рассказал «Комсомолке» о том, как выживал с экипажем 42 дня в пиратском логове.

Валентин Барташев - сорокалетний коренастый мужчина со взглядом бойца. На левой руке наколот якорь. Как и положено якорю, он недвижим - жестами капитан собеседников не балует. Как и улыбкой. Капитан суров, как Северный Ледовитый океан. Хотя соленые воды, которые ему приходилось бороздить, лежат в более теплых широтах. Но, как оказалось, и более опасных. В Аденском заливе его сухогруз «Леманн Тимбер» захватили настоящие пираты («Комсомолка» писала об этом случае). Экипаж балансировал на грани жизни и смерти полтора месяца. А мы ломали голову над простыми вопросами: откуда взялись эти пираты? Почему моряки не сопротивляются захвату? Почему их потом вызволяют как-то вяло? И вообще - чего вдруг такие драмы на море, словно не XXI век на дворе, а времена Колумба?

Чтобы получить ответы, нам пришлось дождаться возвращения в Калининград капитана Валентина Барташева. Вот что он рассказал.

«Потопите корабль вместе с экипажем!»

- Плохо, что в этот день в Аденском заливе был штиль, - начинает свой рассказ капитан. - Во всех морских инструкциях эти места именуют «зоной боевых действий». Было бы волнение - мы бы ее спокойно проскочили. Но...

После обеда в каюту Барташева ворвался перепуганный помощник с криком: «Пираты!» Капитан бросился на мостик. По борту барабанили пули - к «Леманну Тимберу» неслись два катера. Пытаться отогнать их струей из пожарных шлангов - значило подставиться под пули. Бандиты настолько быстро оказались на палубе, что экипаж едва успел поставить в известность судовладельца.

- Шоком для нас стало то, что фирма ничего не предприняла, - негодует Валентин Барташев. - Хотя, свяжись она со штабом НАТО, к нам на помощь пришли бы их корабли. Мы видели их на горизонте, но сами под дулами автоматов не могли дать никакого сигнала.

За жизни моряков и корабль пираты потребовали 3 миллиона долларов.

- Бандиты эти были выходцами из разных социальных кругов: крестьяне, студенты, бывшие моряки, даже сотрудники береговой охраны.

Такая пестрая компания не удивляет. В стране уже десять лет царит анархия. Способ заработать один - грабеж. Большие корабли - самый лакомый кусок: тихоходные и безоружные.

Подойдя к так называемому Африканскому Рогу (мыс на территории Сомали, выдающийся в Индийский океан на сотни километров. - Ред.), пираты решили, что нужно покрепче привязать свои катера к сухогрузу. И один из бандитов свалился за борт во время этой операции.

- Он погиб по собственной глупости, - продолжает Барташев. - Но этот случай едва не стоил жизни всем нам. Родня пирата требовала мести: перерезать нам горло или утопить вместе с судном. К счастью, истеричные требования продолжения не имели. Чего не скажешь о задержках выкупа.

«Леманна Тимбера» захватили 28 мая. Судовладелец - немецкая фирма (наняла экипаж доставить контейнеры с металлоконструкциями из Китая в Санкт-Петербург) - обещал деньги через две недели. Но не передал. Пираты пришли в бешенство и начали стрелять поверх голов заложников. Но жизнь моряков почти не интересовала фирму. «Когда пираты соединяли меня с судовладельцем, - говорит капитан, - я слышал лишь один вопрос: «В каком состоянии мой корабль?»

\"Капитану
Капитану удалось сфотографировать современных флибустьеров. Они напялили на себя вещи, которые отобрали у моряков.

Еду приходилось воровать

Команду пираты держали в тесной рубке и почти не кормили.

- Изредка нам удавалось что-то украсть. Однажды стянули с камбуза банку тушенки. Ее нашли, поднялся шум, но мы сказали, мол, в банке свинья. Только поэтому правоверные нас не убили.

К концу июня пиратов на корабле было уже более 20. Они коротали время, пережевывая наркотическую траву. Не гнушались и виски. Под кайфом сомалийцы не раз затевали драку, а то и перестрелку. Часто пули летели в сторону пленных.

Снова на волосок от гибели

Пиратский плен экипажа «Леманна Тимбера» закончился 10 июля. 750 тысяч долларов агенты судовладельца передали сомалийцам, те сошли на берег и скрылись. Бандиты забрали с собой все, что можно было унести: от ноутбуков до посуды.

Обессилевшая команда на всех парах направила сухогруз подальше от этих безумных берегов. В районе государства Оман двигатель «Тимбера» сломался. Так начался второй, штормовой плен. Снова моряки были на волосок от гибели. Соседние корабли не могли снять экипаж из-за болтанки. Провиант, который сбрасывали с вертолета, проглотил 8-балльный шторм.

Только через три дня сухогруз смог зацепить буксир. Он притащил полумертвое «тело» немецкого теплохода в порт Салала, где моряков ждал самолет.

Третий плен

Пройдя два плена, пиратский и штормовой, экипаж «Леманна Тимбера» до сих пор переживает третий: финансовый. Морякам не выплачены ни зарплата, ни компенсация. Украинские моряки готовят иск против судовладельца. Они надеются, что Валентин Барташев тоже подпишет требование о возмещении убытков. Но капитан сначала хочет подлечиться, отойти от ужасов 42-дневного «путешествия».

Украинцы вручили капитану нагрудный знак «За мужество».

- Я не считаю себя героем, - сказал капитан. - Мне важно было сохранить экипаж. Я это сделал.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Бывший старший помощник капитана дальнего плавания, редактор сетевого издания «Морской бюллетень - Совфрахт» Михаил ВОЙТЕНКО: «Сбить волну морского терроризма можно, если объединиться»

- Такие истории, похоже, будут повторяться. Ведь судно шло под флагом Гибралтара. Но это государство лишь формально отвечает за корабль. Это один из так называемых «удобных» флагов, предоставляющих судовладельцу льготное налогообложение. Но риску больше. Как сбить волну морского разбоя? Объединиться всем страдающим от этого странам. Тогда наш флот мог бы направить пару крейсеров к сомалийскому побережью - для сопровождения хотя бы тех судов, где есть российские экипажи.