В России возрождена практика заочных политических процессов?
На модерации
Отложенный
Мосгорсуд сегодня признал бывшего совладельца ЮКОСа Леонида Невзлина виновным в организации ряда убийств и покушений на предпринимателей и должностных лиц. Сейчас оглашение приговора продолжается. В его итоговой - резолютивной - части судья назначит Невзлину наказание. Как передает ИТАР-ТАСС, в ходе прений сторон прокурор просил назначить ему пожизненное заключение. Процесс проходит в заочной форме, так как обвиняемый проживает в Израиле, где получил гражданство.
По версии следствия, в период с 1998 по 2002 годы по указанию Невзлина были совершены убийства директора компании "ТФ "Феникс" Валентины Корнеевой, главы администрации города Нефтеюганска Ханты-Мансийского автономного округа Владимира Петухова (при этом был ранен его охранник Вячеслав Кокошкин), а также водителя управляющего компании "Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х" Евгения Рыбина - Николая Федотова. По его же инициативе, считает следствие, были совершены покушения на убийства начальника управления по общественным связям мэрии Москвы Ольги Костиной, управляющего делами компании "Роспром" Виктора Колесова, управляющего компании "Ист Петролеум Хандельсгез м.б.Х" Евгения Рыбина и его охранников Алексея Иванова и Евгения Филиппова. В ходе судебного процесса один из эпизодов организации покушения на убийство был переквалифицирован обвинением на "организацию разбойного нападения".
От редакции: Вполне возможно, что Невзлин действительно страшный злодей. Однако практика заочных судов - это что-то довольно-таки неожиданное для страны, где уже второй подряд президент является дипломированным юристом и самой влиятельной общественной организаций опять-таки является "Союз юристов", разумеется, с президентом во главе.
"Обвинения сфабрикованы. Доказательная база отсутствует. Приговор утвержден еще до начала судебного процесса", - утверждает пресс-секретарь Невзлина Ирина Долгина. И эта позиция абсолютно непробиваема - именно в следствие того, что суд - заочный. То есть заслушивает только одну сторону, тем самым нарушая главный принцип судопроизводства - свободную конкуренцию защиты и обвинения.
Юридическая наука считает обязательное участие подсудимого в судебном заседании важной гарантией его прав и правильного осуществления правосудия, поэтому рассмотрение дела судом в отсутствии подсудимого допускается лишь в исключительных случаях. В каких?
Согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР (ст.246 УПК, п.2) такое было возможно только, когда: а) подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от явки в суд; б) по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, подсудимый ходатайствует о разбирательстве дела в свое отсутствие.
Практически это положение УПК РСФСР в РФ не применялось, и, как пишут в учебниках по юриспруденции, "заочных приговоров авторам встречать не приходилось".
Но жизнь вносит изменения и в учебники по юриспруденции. Можно также сказать, что юрист Путин внес существенный вклад в юридическую науку и практику.
Даже в советское время в комментариях к УПК оговаривалось, что "сам по себе факт нахождения подсудимого за пределами государства не является основанием для заочного рассмотрения дела; необходимо установить, что подсудимый знал о судебном разбирательстве и уклонился от явки. Только совокупность этих двух обстоятельств при условии, что заочное рассмотрение не будет препятствовать установлению истины по делу, дает суду основания рассматривать дело в отсутствие подсудимого".
В практике советского правосудия прецеденты заочного осуждения были очень редки, чаще всего касаясь офицеров спецслужб, обвинявшихся в измене Родине. В частности, заочный смертный приговор был вынесен бывшему резиденту КГБ полковнику Олегу Гордиевскому, а также Виктору Суворову (Резуну). Однако дело Невзлина к этой категории дел явно не относится, что позволяет говорить о чисто политическом процессе.
Новый УПК РФ, вступивший в силу 1 июля 2002 года, устанавливает, что "Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие" (Ст. 247).
Статья 247. Участие подсудимого
1. Судебное разбирательство уголовного дела проводится при обязательном участии подсудимого, за исключением случая, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи.
2. При неявке подсудимого рассмотрение уголовного дела должно быть отложено.
3. Суд вправе подвергнуть подсудимого, не явившегося без уважительных причин, приводу, а равно применить к нему или изменить ему меру пресечения.
4. Судебное разбирательство в отсутствие подсудимого может быть допущено в случае, если по уголовному делу о преступлении небольшой или средней тяжести подсудимый ходатайствует о рассмотрении данного уголовного дела в его отсутствие.
Судя по всему, Невзлин никакого ходатайства не подавал. Да и серия убийств, которые ему инкриминируются, навряд ли позволяет говорить о "преступлении небольшой или средней тяжести".
Таким образом, мы имеем дело с историческим событием - появлением заочного судопроизводства по политическим делам, которое опирается не на УПК РФ, а не посредственно на усмотрение верховной власти. ФОРУМ.мск уже писал, что премьер-министр Путин сосредоточил у себя не только высшую исполнительную власть и контроль над законодательной ветвью власти (через руководство правящей партией), но и, как теперь выясняется, по своему произволу может судить, кого ему вздумается по правилам, которые он назначает по ходу. Таким набором полномочий обладают только монархи, причем абсолютные - Конституция РФ при Путине стала декоративным документом, положения которой исполняются выборочно и не всегда. Как выясняется, та же судьба постигла и другие законы РФ, в частности Уголовно-процессуальный кодекс.
Комментарии