Почему объявлена война рейдерам

На модерации Отложенный

Когда передел рынка в основном состоялся и рейдерство пошло на спад, чиновники занялись борьбой с ним.

На вопросы «Избранного» отвечает Константин Лисовский, управляющий партнер юридической и консалтинговой компании «Доминанта».

- Почему Юрий Лужков именно сейчас взялся за создание антирейдерского штаба?


- Тенденция такая. На федеральном уровне создается нечто подобное, значит, и регионы должны последовать примеру центра. Помните, сначала появилась федеральная Общественная палата, а вслед за ней региональные? Насколько я знаю, Совет Федерации как раз сейчас готовит документ о создании общероссийского антирейдерского комитета.

- Как вы оцениваете масштаб рейдерства в Москве?


- Думаю, что в московском регионе накал проблемы - частота рейдерских захватов и их масштабность - значительно снизился. Просто потому, что передел собственности по большому счету закончился, наиболее крупные объекты уже поменяли собственников. Если раньше рейдеры захватывали заводы, торговые комплексы, то сейчас речь идет чаще всего о магазинах, небольших офисных помещениях, скромных объектах недвижимости. Крупные рейдерские структуры, которые раньше гремели, либо ушли, либо распались на мелкие.

- О каких именно структурах вы говорите?

- Мне не хотелось бы их называть.

- А когда с вашей точки зрения, рейдеры стали сдавать позиции?


- Думаю, накал их деятельности пришелся на 2004 – 2006 годы, с тех пор он снижается.

- То есть, власти собрались этим заниматься как раз к тому моменту, когда рейдеры окончили свои «разборки»?


- В любом случае создание антирейдерского штаба – шаг очень позитивный. Хотя бы потому, что в таком центре может быть аккумулирована информация различных структур, которые сейчас разрозненно противодействуют рейдерству.

Кроме того при наличии штаба и сигналы о рейдерстве будут отрабатываться более оперативно, чем сейчас.

- Когда, на ваш взгляд, рейдеры вновь могут активизироваться?

- Нескоро. Крупное перераспределение собственности не происходит внезапно и на ровном месте. Тому всегда есть экономические и политические причины. А сейчас в стране определенная стабильность. Действуют всем понятные "правила игры". Главная проблема – в том, что в законодательстве по-прежнему существуют прорехи, благоприятствующие рейдерам.

- Какие именно?

- Прежде всего, несовершенен порядок государственной регистрации изменений в учредительных документах юридических лиц, а также процедура смены генерального директора компании. Отсутствует юридическая экспертиза документов, которые государственный регистратор принимает от компаний. Ведь 99 процентов рейдерских захватов идет через представление в юридические органы поддельных документов об изменении учредителей. Нужно менять два закона – о госрегистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и о перерегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также необходимо ужесточать ответственность участников рейдерских захватов, модернизировать связанные с этим статьи Уголовного кодекса.

- Вы верите в искренность борьбы чиновников с рейдерством, учитывая их «аффилированность» с подобными структурами?


- Это не вопрос доверия. Если государство публично заявляет о борьбе с этим злом, значит, чиновник – волей-неволей – должен действовать в этом русле. Как минимум для того, чтобы сохранить свой пост. Когда речь идет о карьере, то приходится иногда «аффилированностью» с бизнесом жертвовать.