Последние приключения генерала Игоря Цоколова

На модерации Отложенный

О громкой правоохранительной деятельности генерал-майора юстиции, начальника управления Следственного комитета при МВД России Игоря Цоколова мы уже рассказывали читателям. Однако жизнь генерала так богата событиями, что ни один рассказ не показался бы исчерпывающим.

О громкой правоохранительной деятельности генерал-майора юстиции, начальника управления Следственного комитета при МВД России Игоря Цоколова (прозвище – генерал Немо) мы уже рассказывали читателям. Однако жизнь генерала Цоколова так богата событиями, реальными и им придуманными, что ни один рассказ не показался бы исчерпывающим. Кипучая деятельность генерала (в основном, в области PR и некоторых кажущихся очень заказными дел) не даст нам отдохнуть.

Правда, самому Игорю Афанасьевичу отдыхать, похоже, никто не мешает. 15 июля 2008 года он скоропостижно убыл в отпуск. Несмотря на то, слух о его возможном назначении помощником Президента по борьбе с коррупцией, никто не отменял. А, кроме того, как раз сейчас в московских судах рассматривается сразу несколько дел, за которые генерал-майор Немо формально (по должности и по долгу службы) отвечает. Знающие люди говорят, что фактический побег Цоколова из Москвы обусловлен, прежде всего, проблемами, которые возникли у двух майоров Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПиТ) МВД – Дмитрия Целякова и Александра Носенко. Тех самых, которые были 10 июня арестованы сотрудниками ФСБ по подозрению в вымогательстве. В первой части нашего повествования мы уже писали, что Игоря Афанасьевича, судя по всему, объединяло с «коллегами»-майорами нечто большее, чем общая преданность милицейскому делу. А именно: очень большой, ярко выраженный интерес к так называемым «обнальным» операциям, в которых были задействованы «уполномоченные» банки (уполномоченные, надо понимать, самим Цоколовым, его коллегами и, возможно, их некоторыми старшими товарищами). И если показаниям, которые дают Целяков и Носенко, будет дан ход, то генералу Немо придется тщательно проанализировать, достоин ли он должности президентского помощника. И не лучше ли променять нервную работу в Следственном комитете, где приходится постоянно убеждать начальство в наличии несуществующих успехов, на спокойные научные штудии во ВНИИ МВД.

Собственно, в науку Игорь Цоколов и собирался уходить еще в 2006 году, устав от своей собственной незадачливой борьбы с преступностью. Но что-то его удержало. Точнее, не что-то, а кто-то. Вполне возможно, что этим «кем-то» был генерал полиции Виктор Черкесов, которому в конце 2006 года оказался очень нужен свой человек на расследовании некоторых громких дел. В то время Черкесов готовился к решающему штурму сверкающей вершины – поста директора ФСБ России. И сумел продвинуть несколько своих креатур на вполне солидные должности в правоохранительной системе. Судя по всему, и в Следственном комитете – тоже.

И, едва избежав почетной ссылки в милицейскую науку, уже в 2006 году Игорь Цоколов с присущей ему энергией принялся за новые уголовные свершения. Так возникло одно из уголовных дел, которое сейчас рискует громко развалиться в суде – так называемое «компьютерное».

Отправной точкой «компьютерного дела» стало вполне рутинное подписание в сентябре 2006 года Пенсионным фондом РФ (ПФР) контрактов с шестью компьютерными фирмами на поставку вычислительных комплексов на сумму примерно 1 млрд. рублей. Поставщиками ПФР выступили: R-Style, «Ланит», «Компьюлинк», IBS, «Систематика» (входит в Национальную компьютерную корпорацию) и питерский «Ниеншанц».

Возможно, какой-то из этих фирм вскоре показалось недостаточным делить такой «жирный» заказ с конкурентами. И уже в начале декабря 2006 года в офисы R-Style и «Ланит» нагрянули следователи СК при МВД. Тогда же, зная страсть своего новоявленного шефа к пиару, подчиненные Цоколова сообщили СМИ буквально следующее: они якобы «подозревают, что компьютеры для ПФР поставлялись по завышенным ценам и, кроме того, были ввезены в Россию по серым схемам, в результате чего бюджету был нанесен ущерб в несколько сотен миллионов рублей».

Газета «Ведомости» тогда недоумевала: почему вдруг в конце 2006 года возникли эти «страшные претензии», ведь «ПФР покупает у «Ланита» и R-Style технику не первый год. Так, еще в 2003 году «Ланит» создал первую систему электронного информирования застрахованных лиц ПФР о состоянии их лицевых счетов в республике Башкортостан, а R-Style выиграла конкурс на поставку серверов iSeries 400. В 2005 году ПФР закупил 547 серверов IBM iSeries. Их поставили три компании – R-Style (223 сервера за 339,8 млн. рублей), «Ланит» (200 сервера за 303,5 млн. рублей) и «Компьюлинк» (124 сервера за 176,6 млн. рублей)». То есть R-Style и «Ланит» 4 года были основными поставщиками Пенсионного фонда, и вдруг после всего этого обнаруживается, что именно у них «завышенные цены и серые схемы»! Не потому ли, что те новые поставщики, которые хотели потеснить старых, не могли сделать это иначе, кроме как дискредитировав своих основных конкурентов уголовным делом? Ну а исполнителем деликатного поручения стал не кто иной, как генерал Немо. Ведь чтобы подготовиться к будущей принципиальнейшей борьбе с коррупцией, он должен был изучить это явление глубоко изнутри. На собственном личном опыте, как говорится.

Однако дело очень скоро рассыпалось в связи с отсутствием внятного события преступления. В результате титанических усилий Игоря Цоколова и его бригады в деле оказался только один обвиняемый – сотрудник ПФР Зоя Кирюхина, которую пытаются обвинить в злоупотреблении должностными полномочиями. Правда, дело-то рассыпалось, но «осадок неприятный остался»: репутация компьютерных фирм, против которых управление Цоколова выдвинуло не очень обоснованные обвинения, оказалась существенно подорвана. Кстати, и окончательное обвинение в адрес несчастной Кирюхиной выглядит крайне сомнительно и совсем не так «страшно», как первичное обвинение декабря 2006 года. Ей всего лишь вменяют то, что «сроки поставки товара были нарушены, за это с фирм нужно было взять неустойку» и ущерб от этого якобы составил 3,7 млн. руб. (то есть лишь 0,4% от суммы всей поставки). Похоже, Зоя Кирюхина просто «попала под горячую руку»: когда не удалось доказать «завышенные цены» и «серые схемы», генерал-майор Немо велел подчиненным найти хотя бы «невыплату неустойки». А что делать, когда делать нечего?!

Впрочем, сам генерал категорически отказался публично признать позорный провал. 22 мая 2008 года, на следующий день после официального сообщения СК МВД о завершении «компьютерного дела», Игорь Цоколов заявляет, что точку ставить рано: дескать, «в рамках дела о поставке компьютеров в ПФР может быть возбуждено еще одно – по статьям "контрабанда" и "уклонение от налогов"».

Якобы по данным отдельных сотрудников СК МВД, компьютеры, которые всемирно известная IBM поставила ПФР через R-Style и "Ланит", были куплены ими у «фирм-однодневок, которые ввезли их в РФ по заниженной стоимости». Но и этого обвинения Цоколову показалось недостаточно: «Были основания, чтобы считать всю эту поставку способом расхищения бюджетных средств», – заявил он.

Однако, как это обычно и бывает у Игоря Афанасьевича, дальше внешне эффектных PR-заявлений дело не пошло. Похоже, это дело так и останется в состоянии «возможного возбуждения». В общем, если кто-то простимулирует, антикоррупционный генерал Цоколов может возбудиться не на шутку. А без финансово-административной виагры цоколовские дела уже никак не продвигаются, увы.

Вскоре выяснилось, что одна из двух жертв «компьютерного дела» 2006 года – компания R-Style – с 28 апреля 2008 года занесена в реестр недобросовестных поставщиков. Занесена она была туда Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по требованию ФСКН (Госнаркоконтроля), - ведомства, которое в то время возглавлял не кто иной, как широко известный покровитель генерала Немо - Виктор Черкесов.


Что же вдруг произошло? Президент R-Style Василий Васин пояснил «Коммерсанту», что его «компания выполнила договоренности о поставках компьютеров Госнаркоконтролю в полном объеме. Несоответствие характеристик было в большую сторону, то есть мы поставили более мощные ноутбуки, чем планировалось. Но это почему-то не устроило заказчика». По словам Васина, 11 июня он написал в ФАС письмо с «обоснованной просьбой отменить ранее принятое решение». Дело в том, что на исполнение госзаказов сейчас приходится не менее 30% годовой выручки R-Style. А теперь всем госструктурам запрещено заключать с ней контракты.

Примечательны и сроки, в которые Госнаркоконтроль решил требовать внесения фирмы в число недобросовестных. R-Style заключил с Госнаркоконтролем контракт на поставку ноутбуков на 3 млн. руб. Потом Госнаркоконтроль потребовал поменять ноутбуки на менее мощные и более старые, которых у R-Style не оказалось в наличие. В итоге через много месяцев после поставки R-Style получил решение Московского арбитражного суда от 22 февраля 2008 года по иску Госнаркоконтроля о расторжении контракта. А еще через 2 месяца якобы на основании этого судебного решения ФАС внесла R-Style в список недобросовестных поставщиков, хотя в решении суда об это речи и вовсе не было

Один из самых известных аналитиков российского компьютерного рынка, председатель Лиги независимых экспертов “ЛИНЭКС” Сергей Карелов назвал это мало чем обоснованное решение ФАС «беспрецедентным для российского IT-рынка. Следует принять во внимание сумму поставки (менее 100 тыс. евро), а также официальную позицию R-Style. Получается “интересное кино”. Ведь Госнаркоконтроль, как показывает практика последних лет, ничего просто так не делает. За любой громкой акцией этого силового ведомства (кетамин, эфир, ацетон, уксус и т.д.) просматриваются далеко идущие и весьма земные интересы. Например, можно предположить, что дело вообще не в этой поставке ноутбуков, а в чём-то другом. Более того, может, дело и не в R-Style вовсе, а в какой-то другой, куда более уязвимой, и в тоже время куда более платежеспособной компании. Такой компанией может быть, например, IBM. Для IBM обвинение в неуплате налогов и связи с контрабандой – вещь страшная. Поэтому IBM пойдёт на всё, чтобы не дать этому делу состояться. В компании IBM наверняка понимают, что её наиболее уязвимое место в этом деле – это российские партнёры по вменяемому преступлению R-Style и “Ланит”. Понимают это и те, кто хотел бы прижать IBM в этом очень перспективном и плодоносном деле. И вот на первую из двух компаний-партнеров наезжают беспрецедентным образом по в общем-то пустяковому поводу. А информация об этом появляется аккурат через месяц после пресс-конференции, на которой начальник управления следственного комитета при МВД РФ Игорь Цоколов сообщил о возможности возбуждения, в рамках дела о поставке компьютеров в Пенсионный фонд РФ компанией IBM и ее партнёрами R-Style и “Ланит”, нового уголовного дела по статьям “контрабанда” и “уклонение от налогов”. Является ли это просто совпадением или связь здесь не только временная, а и причинно-следственная, покажет дальнейшее развитие событий».

Итак, налицо весьма специфическое сотрудничество между Черкесовым и Цоколовым. На этот раз – в деле уничтожения нескольких вполне солидных компьютерных поставщиков. Правда, с тех пор, как Виктор Черкесов покинул пост главы ФСКН, «компьютерное дело», шитое самыми белыми нитками, начало стремительно разваливаться в суде. И когда генерал Цоколов это понял, он срочно отправился отдыхать. Пока – на время.

Тем более что неясна и судьба широко разрекламированного «рыбного дела» - устроенного под руководством генерала Немо погрома камчатских рыбаков. Напомним, что благодаря этому «делу» Игорь Афанасьевич и получил прозвище «генерал Немо»: ведь для борьбы с ловцами камчатских крабов он затребовал себе не много не мало …подводную лодку! Сказалось его детско-юношеское увлечение Жюль Верном.

Подводную лодку ему так и не дали. На такое никаких бюджетных денег не хватит. Тогда в качестве компенсации генерал Цоколов организовал не что иное, как прослушивание телефонов иностранных граждан, проходивших по «рыбному делу»! Насколько прочна юридическая база такого решения, суду еще предстоит выяснить. Но, как бы то ни было, опыт особо опасного прослушивания на грани закона понадобился ему именно тогда, когда прочно сел в тюрьму самый известный из отечественных профессионалов «прослушки» - генерал Александр Бульбов. И покровители Цоколова временно лишились каналов не очень законного получения информации из частной жизни своих аппаратных конкурентов. Нужна была замена доблестному Бульбову. И она нашлась. В лице бескомпромиссного Немо и его неформальных друзей-товарищей по ДБОПиТ МВД.

Хорошо, когда могучий борец с коррупцией (или человек, который считает себя таким) умеет работать. Но для такого «борца» как Игорь Цоколов очень важно уметь отдохнуть. Лучше всего – где-нибудь за границей, где никогда не достанут назойливые коллеги. Гораздо дальше, чем Чехия, где генерал Немо всячески помогал искать «замок» главы Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ Александра Бастрыкина.

Если суды вдруг признают результаты деятельности генерала Немо не вполне удовлетворительными, ему, возможно, придется, подготовиться к более длительному и интенсивному отдыху. Что ж – «мы славно поработали и славно отдохнем». Всякому трудному делу рано или поздно приходит счастливый конец.