Нефтяной роман BP с русскими магнатами в опасности
На модерации
Отложенный
Спустя пять лет после заключения партнерского соглашения BP с русскими магнатами выгодный и перспективный "брак" оказался на грани распада.
Союз британского нефтяного гиганта BP и команды магнатов российского происхождения с самого момента создания в 2003 году совместного предприятия складывался напряженно.
"Главная опасность (...) это взаимное недоверие", – предупреждал исполнительный директор совместного предприятия Герман Хан своих коллег во внутреннем обращении сразу после подписания сделки.
Недоверие переросло в открытую враждебность, несмотря на тот факт, что совместное предприятие под названием ТНК-BP с распределением капитала 50 на 50 удвоилось или даже утроилось в цене и всего за пять лет принесло своим акционерам умопомрачительные дивиденды – 18 млрд долларов. Обе стороны прибегли к богатым запасам обид и обвинений.
Российские олигархи обвиняют BP в том, что компания преследует собственные интересы, чрезмерно привлекает дорогостоящих сотрудников-иностранцев и не дает ему заниматься разведкой в других странах, например на Кубе. В свою очередь, BP подозревает, что ее российские партнеры хотят захватить первоклассные активы и руководство компанией. BP также считает, что их российские партнеры подговорили московские власти провести налоговую проверку, обыскать офисы компании и отказать в визах 148 сотрудникам-экспатам, которые были вынуждены покинуть страну. Еще один иностранец был арестован по подозрению в шпионаже.
Вчера президент фирмы Роберт Дадли, чья рабочая российская виза истекает в эти выходные и увольнения которого требуют российские магнаты, заявил, что покинет Москву и будет руководить компанией из-за границы. Бывший генсек НАТО Джордж Робертсон, занимающий пост заместителя председателя совета директоров ТНК-BP, вчера в Вашингтоне обвинил четырех российских акционеров компании в том, что Дадли не дают визу, назвав это "произволом".
Распри в ТНК-BP спровоцировали беспокойство у иностранных аналитиков и инвесторов, которые сочли их зловещим предзнаменованием трудностей ведения дел в сегодняшней России. Британский премьер-министр Гордон Браун, немецкий канцлер Ангела Меркель и президент Буш обсудили этот вопрос с российским президентом Дмитрием Медведевым на недавнем саммите G8.
Когда появилась компания ТНК-BP, повсюду это было расценено как знак, что Россия президента Владимира Путина открыта для бизнеса и даже ее нефтегазовая промышленность готова к международным инвестициям и сотрудничеству. Исполнительный директор BP Джон Браун и российский финансист Михаил Фридман подписали соглашения в присутствии Путина и британского премьер-министра Тони Блэра. В Оружейной палате Кремля состоялся торжественный прием для 300 гостей из деловых и политических кругов.
Пятью годами позже междоусобицы в совместном предприятии стали для многих иностранных инвесторов проверкой, насколько безопасно вкладывать деньги в России и не будет ли госаппарат использован против иностранных инвесторов в коммерческих спорах.
"Чем скорее спор будет разрешен с помощью прозрачных и честных средств, тем лучше не только для заинтересованных сторон, но и для всех, кто интересуется инвестициями в России", – сказал Эдвард Верона, президент делового совета США-Россия.
В начале месяца один из российских акционеров ТНК-BP Виктор Вексельберг устроил обед в фешенебельном французском ресторане Le Bernardin на Манхэттене, чтобы изложить свои доводы против Дадли и британского менеджмента компании. За день до этого он посетил Гарвардский университет (он финансирует перевозку больших колоколов с башни Лоуэлл-хаус и их возвращение на историческое место – в Свято-Данилов монастырь в Москве).
Предприятие ТНК-BP принесло ему выгоду. Принадлежащая лично Вексельбергу компания "Ренова" получила дивиденды в размере 4,5 млрд долларов плюс свою долю того, что заплатила BP за участие в сделке. Он заявил, что после того, как постсоветское правительство приватизировало предприятие, партнеры купили 40% акций фирмы всего за 810 млн долларов.
Вексельберг, одетый в белый костюм и рубашку без галстука, заявил, что он, богатый олигарх еврейско-украинского происхождения, никак не мог бы организовать официальные расследования в Москве. Он отметил, что конфликт с ВР и проверка менеджмента Дадли были простым совпадением. По его словам, ему тоже задавали вопросы по налогообложению.
По мнению Вексельберга, основных причин для спора две. Во-первых, несмотря на то, что ТНК-BP была создана для освоения нефтяных и газовых месторождений в России, он и его партнеры хотят, чтобы она работала и в других странах. Руководство BP согласилось рассматривать подобные проекты в индивидуальном порядке. Однако, отметил он, руководство BP заявило, что инвестиции в такие страны, как Куба или Иран, противоречат ограничениям, действующим в Великобритании и США. Он сказал, что BP отказалась рассматривать проекты добычи в курдской зоне Ирака, потому что британский нефтяной гигант не хотел злить центральное иракское правительство, контролирующее доступ к еще более крупным месторождениям на юге.
Во-вторых, он отметил, что BP привезла много своих сотрудников в совместное предприятие, не готовила российских на замену и платила экспатам слишком высокие зарплаты. Вексельберг, являющийся членом правления ТНК-BP и главным операционным директором, сказал, что иностранцы обходились компании в 150 млн долларов в год.
Он утверждал также, что иностранные сотрудники ему не подчинялись. "Когда я говорю экспатам: "Мы сделаем то-то", они отвечают: "Извините, но я – сотрудник BP", – сказал Вексельберг. – Этими людьми очень сложно руководить".
Он добавил: "BP не считает нас равноправными партнерами".
Представители BP ответили на это, что возможностей для разведки предостаточно в России и на Украине и нет необходимости открывать бизнес на Кубе, в Судане, Мьянме или Иране, – все эти страны предлагали российские акционеры. Кроме того, в BP заявили, что ТНК-BP ведет разведку в Венесуэле и Туркменистане.
Средняя стоимость разведки и добычи барреля нефти в последние пять лет составляла 2,20 долларов за баррель, говорится в пресс-релизе компании. Хотя налоги в России съедают почти все доходы с цены, превышающей 28 долларов за баррель, нефтяной бизнес здесь все еще остается выгодным.
BP отстаивает свое право нанимать иностранных специалистов, некоторые из которых работают в совместном предприятии временно, а некоторые ушли с другой работы и стали работать в ТНК-BP на постоянной основе. Экспаты составляют ничтожную долю среди сотрудников, общее число которых превышает 60 тыс. Сама идея совместного предприятия заключалась в импорте ноу-хау BP и в повышении эффективности существующих российских месторождений и разведки. Добыча увеличивается на 5,8% в год, говорят в BP.
"Идея в том, чтобы применить технологии Западного Техаса в Западной Сибири", – сказал один из руководителей BP в 2006 году. Многие экспаты специализировались в финансовых вопросах и работали в Москве, чтобы предотвратить мошенничество со стороны российских менеджеров, утверждают лица, близкие к BP. Сейчас, когда в нефтяной индустрии не хватает рабочей силы, руководители BP говорят, что ТНК-BP имеет счастливую возможность привлекать кадры из BP.
Приоритеты сторон тоже различны. Российские акционеры хотят изъять ликвидные активы из оборота, тогда как в BP утверждают, что они реализуют долгосрочную программу увеличения запасов и добычи. "Они заинтересованы в краткосрочном, а не в долгосрочном здоровье одного из величайших активов России", – сказал Робертсон.
Основные события разворачивались в последние пять месяцев. Когда этой весной пришло время подавать документы на визы для 150 временных сотрудников-иностранцев из BP, Хан и Вексельберг запросили визы только для 84. Дадли не мог присутствовать на совещании по визовым вопросам, потому что в это время был на совещании в одном их филиалов фирмы, где, как он опасался, российские партнеры пытались поставить собственное руководство и захватить контроль над ключевыми активами, в том числе крупнейшим российским нефтяным месторождением.
Кроме того, в Сибири фирма "Тетлис", не имеющая ни одного офиса и никакого поля деятельности, подала на BP в суд. Ее владельцы в прошлом были партнерами компании "Альфа Финанс Холдинг", принадлежащей Фридману. Затем, в апреле ТНК-BP отказалась выполнять указания Дадли и заблокировала вход в здание сотрудникам, имеющим проблемы с визой.
В дополнение ко всему российская налоговая инспекция провела обыск в одном из офисов фирмы, изъяв документы. Профсоюзы начали жаловаться. Дадли привлекли к ответственности за несоблюдение техники безопасности.
Тем временем заседания совета директоров не проводились на протяжении нескольких месяцев, так как российские акционеры настаивали на уходе Дадли, а BP его поддерживала. На заседании правления совместного предприятия на прошлой неделе BP заявила, что отложит выплату дивидендов до сентября. Российские партнеры сказали, что заблокируют бизнес-план и воспрепятствуют новым капиталовложениям.
"Они сделали заложниками капиталовложения (...) являющиеся источником жизненной силы любой нефтяной компании", – сказал Робертсон. По его словам, это помешает работе и приведет к снижению объема добычи в этом году.
На прошлой неделе, когда группа российских сотрудников подала на него в суд, Дадли сказал журналистам на пресс-конференции в "Московских новостях": "Мы пали еще ниже в плане используемых методов... Эти споры разорвут компанию на части".
Несмотря на все эти склоки, совместное предприятие процветает. BP выплатила российским акционерам их долю в размере 7,8 млрд долларов. Британские акционеры получили дивиденды в сумме 9 млрд долларов, они будут и дальше получать по 2 млрд долларов год. Доля BP в совместном с Россией предприятии эквивалентна четверти мировой добычи компании и почти одной пятой ее разведанных запасов.
BP не сдается. Робертсон сказал: "Действия этих четырех лиц не заставят нас уйти из страны".
Комментарии