Как будут вводить продовольственные карточки

На модерации Отложенный

Со следующего года в России возродятся талоны на продукты питания. Президиум Генсовета «Единой России» уже утвердил проект закона о введении в России «социальных продовольственных сертификатов» для малоимущих слоёв населения. Тем самым косвенно признаётся неспособность элиты справиться с инфляцией и решить проблему бедности. Обозреватель «Нашей Версии» решил выяснить, как и чем планируют одарить малоимущих «единороссы».

Первыми о введении хлебных карточек заговорили в Сахалинской области, когда цены на муку на острове подскочили на 30%. А в конце мая на заседании Центра социально-консервативной политики (ЦСКП), одного из идеологических клубов «Единой России», ввести продовольственные талоны для малоимущих граждан предложил сам первый заместитель секретаря президиума Генсовета «Единой России» Андрей Исаев. Впрочем, его партийные коллеги из либерального и консервативного лагерей раскритиковали эту инициативу, уж больно явно напоминающую о советских временах. В новой, богатой России подобное безобразие вроде невозможно было и представить. Как известно, доселе карточная система у нас вводилась лишь в самые проблемные времена – в революционный период с 1916 по 1935 год и на закате СССР.

Но сейчас, как видно, без продовольственных карточек тоже не обойтись. Месяц спустя эта идея обрела силу законопроекта, подготовленного тем же Исаевым, председателем Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике. Уже осенью планируется принятие закона, и с 1 января 2009 года он должен вступить в силу. Всё отличие новой редакции документа от первоначального варианта состоит лишь в том, что скомпрометированный термин «талон» был стыдливо заменён на «сертификат». Как выразился автор законопроекта депутат Исаев, «талоны» «из лексикона депутатов-«единороссов» мы вычеркнули с позором и навсегда». Впрочем, и сами талоны, появившиеся в СССР в конце 70-х годов, тоже были тактичной заменой карточек…

Суть новой редакции будущего закона осталась неизменной. Пластиковые талоны-сертификаты на продукты питания будут выдавать инвалидам I и II групп, многодетным или неполным семьям, одиноким неработающим пенсионерам. В общем, всем тем, чей доход не превышает полтора прожиточного минимума. За выдачу сертификатов станет отвечать Пенсионный фонд. В течение недели он будет обязан проверить, действительно ли заявитель имеет низкие доходы. Если обнаружится, что пенсионер, к примеру, работает, то в продуктовом пособии ему откажут.

На выданные карточки их обладатели смогут покупать в специализированных социальных магазинах продукты из перечня, составленного правительством: хлеб, молоко, мясо, масло и т.д. Правительство будет определять и конкретную сумму, на которую будет рассчитан сертификат. А что уж купить на неё – ещё один батон хлеба или пакет молока, — будет решать сам малоимущий. В список базовых продуктов, конечно, не будут входить алкоголь и сигареты. Пока неясно, войдут ли в этот список импортные товары. Глава комитета РСПП по аграрной политике Илья Оболенцев заявил, что надо разрешить в любой торговой точке покупать любые продукты, в том числе импортные – ведь бананы и цитрусовые в России не растут. На это глава Союза потребителей Пётр Щелищ ответил: «Люди нуждаются не в бананах, а в куске хлеба».

По предварительным расчётам, номинал сертификата составит 1 тыс. рублей в месяц. По оценке Исаева, претендовать на сертификаты смогут 3—5 млн. человек (3—4% населения РФ), помощь которым обойдётся бюджету в 2009 году в 60 млрд. рублей. Впрочем, к моменту принятия закона бюджет на 2009—2011 годы уже будет одобрен. Это значит, что отыскать эти самые 60 млрд. будет проблематично.

По другим подсчётам, искомая сумма составит лишь малую часть того минимума, который нужен для погашения государственного долга перед малоимущими. Щелищ уверен, что для реализации закона средств потребуется как минимум вчетверо больше. Об этом же говорят и данные Росстата, согласно которым за официальной чертой бедности находится 13% населения страны, то есть 20 млн. человек. Да и сами «единороссы» первоначально оценивали количество граждан, нуждающихся в продовольственной помощи, не в 3—5, а в 10 млн. человек.

Однако без всякого объяснения причин размер субсидий, необходимых для реализации закона, сократился вдвое.
Более того, реальная ситуация после вступления закона в силу может оказаться ещё более неприятной для «облагодетельствованных».

Как часто бывает в нашей стране, бюджетные деньги кончатся раньше, чем страждущие успеют отоварить свои карточки. По мнению аудитора Счётной палаты Валерия Горегляда, магазины, которым не будут компенсированы расходы, могут бойкотировать отоваривание сертификатов, как это уже произошло с системой дополнительного лекарственного обеспечения.
А уличить их в этом будет очень непросто.

На первый взгляд проще было бы потратить бюджетные средства на дополнительные выплаты социально незащищённым слоям населения. Именно об этом как о «более эффективной мере поддержки» откровенно говорят, например, губернаторы Пермского края Олег Чиркунов и Вологодской области Вячеслав Позгалёв. По словам последнего, «карточная система – нехороший синдром, признак умирающего государства».
А вот что говорит первый зампред ЦК КПРФ и депутат Госдумы Иван Мельников: «Данная идея – это увиливание «Единой России» от проблемы инфляции. Вместо решения проблемы её пытаются смягчить путём игры в красивые термины. Капиталистические партии действуют так всегда: принимают законы, которые фундаментально бьют по карманам граждан, а потом предлагают косметические меры, чтобы прикрыться фиговым листочком. Нужно менять экономическую модель, в которой 10% наслаждаются жизнью, а 90% крутятся, чтобы выжить. Сертификаты – это попытка наложить слабенький компресс на горячий лоб нашей экономики, а не лекарство». Даже в руководстве партии власти слышны протестующие голоса. Первый зампред думской фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева считает, что более значительные результаты принесла бы целевая адресная помощь малоимущим.

Согласен с ними и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. По его мнению, эта «опасная и ненужная» инициатива заставит «государство, захлёбывающееся нефтедолларами, расписаться в собственном бессилии, в неспособности сдержать рост цен на продовольствие иными методами, кроме реставрации карточной системы». По его словам, сомнения в достоверности расчётов вызваны тем, что их производили те самые люди, которые усердно «продавливали в парламенте монетизацию льгот и программу дополнительного лекарственного обеспечения», а «плачевные итоги того и другого общеизвестны». А Пенсионный фонд, которому отводится роль оператора будущего проекта, три года назад не справился даже с созданием федерального регистра льготников.

По мнению Миронова, причина нынешней бешеной инфляции состоит в том, что «российские потребительские рынки – это целая анфилада монополий: от поля до прилавка, от импорта до сетевой торговли». Председатель Совета Федерации предлагает бороться с ростом цен предоставлением льготных кредитов сельхозпроизводителям, которым была бы гарантирована определённая закупочная цена на предоставляемую ими продукцию. Ну а введение сертификатов может стать очередной почвой для коррупции, ведь региональные чиновники вполне могут передать подряды на обслуживание льготников дружественным торговым сетям.

Справка

Талоны на бедность действуют и на Западе
Во Франции с 1967 года все рабочие получают талоны на питание за счёт работодателя. В Великобритании, где действуют аналогичные сертификаты, в 80-е годы можно было на них даже пообедать в «Макдоналдсе». В США талоны на продовольствие для малоимущих введены в 1939 году. Годовой бюджет этой программы, находящейся в ведении министерства сельского хозяйства, составляет 26 млрд. долларов.

При этом пенсионер, отработавший весь свой трудовой стаж, никогда не является участником такой системы, потому что его пенсии достаточно для того, чтобы обеспечить себе питание на уровне минимальных стандартов. В марте 2008 года талоны на продовольствие, на которые правительство начисляет 100—160 долларов в месяц, получили около 27,88 млн. американцев, что на 1,5 млн., или 5,7%, больше по сравнению с прошлым годом. Рост количества бедных семей в США связан с аналогичным ростом безработицы. Только по сравнению с февралём этого года число американцев, получающих продовольственные талоны, увеличилось на 219 тыс. человек. Рекордное количество талонов выдавалось в ноябре 2005 года, когда их получали 29,85 млн. человек, в том числе жертвы ураганов «Катрина», «Рита» и «Вилма».