Русские идут – и у них есть деньги
На модерации
Отложенный
Всего несколько недель назад названия легендарных американской и канадской компаний Oregon Steel и Ipsco были стерты из истории – теперь они принадлежат группе "Евраз", которая базируется в Москве и специализируется на производстве стали и труб. 41% акций группы находится в собственности второго по богатству человека России – Романа Абрамовича.
Этот переход стал кульминацией поразительной, но оставшейся для многих незаметной тенденции – российские компании поглощают американские. В 2008 году российские фирмы приобрели компаний и активов в США на общую сумму 4,2 млрд долларов, а в остальном мире – еще на 17,4 млрд. И хотя по американским стандартам это немного, Россия установила новый годовой рекорд. По всем оценкам, русские только разгоняются.
"Нам предстоит увидеть это в еще больших масштабах, – прогнозирует Дэвид Готтлиб, юрист компании Cleary, Gottlieb, Steen & Hamilton, работавший со множеством российских контрактов. – За пределами США много денег, а цены для неамериканских покупателей благодаря курсу доллара оказались низкими".
Российские набеги многое говорят о переплетении финансов в американской и российской экономике. Российские миллиардеры, богатеющие на природных богатствах, в первую очередь известны своими дорогими игрушками вроде яхт и футбольных клубов. Однако за этой мишурой можно разглядеть, что они приобретают и более серьезные активы: стальные компании, трубопроводы, шахты и автомобильные предприятия.
Тем временем компании в США напуганы масштабным кредитным кризисом и ослаблением американской экономики. А пока они умерили свои амбиции, многие иностранные игроки спешат застолбить участок. InBev воспользовалась моментом и приобрела компанию Anheuser-Busch, а многие зарубежные покупатели начали приобретать акции американских банков и брокеров.
Действительно, в обстановке нехватки кредитов преимущество достается тем, у кого есть свободный капитал. А он в основном сосредоточен в бывших коммунистических странах. Взгляните, например, на недавнюю продажу сталелитейного завода Sparrows Point в Мэриленде.
Первоначально купить предприятие (раньше оно принадлежало гигантской корпорации Bethlehem Steel, производившей материалы для боевых кораблей в холодную войну) собирались Esmark или Wheeling.
Однако найти финансирование не удалось, и предприятие купило ОАО "Северсталь" – также в прошлом государственная советская организация, которую контролирует миллиардер Алексей Мордашов. И уже спустя несколько недель после этой сделки "Северсталь" сделала следующий ход. В июне она договорилась о покупке всей компании Esmark за 775 млн долларов – плюс долги, которые оцениваются в 500 млн.
Пока что правительство США в своих докладах о зарубежных инвестициях одобряет эти сделки. Однако лица, знакомые с настроениями в руководстве страны, говорят, что власти обеспокоены нехваткой прозрачности в российском бизнесе, особенно в том, что касается связей руководства корпораций с Кремлем.
Если российские фирмы начнут вторгаться в более деликатные отрасли – например, в работу портов, производство электроники или телекоммуникации – это может стать серьезным камнем преткновения для федерального правительства.
Но пока российские фирмы сосредоточили внимание на природных ресурсах и связанных с ними отраслях. Причем действуют они так, что это производит впечатление на американских деловых экспертов: один из них говорит, что российские покупатели окончательно превратились "в капиталистов, таких же, как и все мы".
Действительно, при покупке Esmark профсоюз рабочих одобрил переход под крыло "Северстали", отвергнув предложение о покупке индийской компанией. Положительное отношение к россиянам нашло отражение и в словах главы Esmark Джеймса Бочарда, который похвалил "Северсталь" за "дальновидность, трудолюбие и упорство, проявленные при осуществлении этой сделки".
Думается, это великолепный символ нынешних времен. Русские идут. И сейчас их встречают с распростертыми объятиями.
Комментарии