Духовный наставник Путина впервые дал развернутое интервью

На модерации Отложенный Немецкий журнал "Шпигель" задал многочисленные вопросы человеку, которого называют духовником Путина. Архимандрит Тихон отвечал охотно, но отказался комментировать свои отношения с бывшим президентом.

На вопрос о том, руководствуется ли Путин при принятии решений религиозными ценностями, архимандрит Тихон сообщил, что он в этом полностью убежден. "Конечно, он руководствуется и здравым смыслом, когда решает проблемы с инфраструктурой нашей страны".  

Заслугу Владимира Путина настоятель Свято-Тихоновского монастыря видит в том, что он вывел Россию из смертельного для нее кризиса, который мог бы иметь непредсказуемые последствия не только для России, но и для Европы и всего мира. "Чтобы это понять, обязательно прочтите книгу русского философа Ивана Ильина ("Наши задачи". – Прим.ред.), в которой он говорит о том, что угрожает миру в случае крушения России. Он написал ее после Второй мировой войны, когда еще и речи не было о развале всесильного Советского Союза".

"Коррупция является одной из самых серьезных болезней. Она внесла решающий вклад в гибель Византии. Когда рыцари Запада собрались завоевать Константинополь, коррупция была такой всеобъемлющей, что византийский флот был продан за бесценок его флотоводцами, остались лишь истлевшие снасти", - сказал Тихон в ответ на вопрос о том, в чем схожесть проблем, стоявших перед Византией и тех, что пытается решить современная Россия. Кроме того, по его словам, проблема заключается в "неправильно понятом национализме. Пока жители Византийской империи считали себя восточными римлянами, царило согласие, и они были сильны. Раскол нации привел к катастрофе, империя начала сходить с колеи. С Россией такого не должно произойти".

Архимандрит Тихон видит роль православия в сохранении государства, но с характерными особенностями: " Мы, конечно, не столь самоуверенны, чтобы утверждать, что мы можем решить все проблемы многонациональной и мультирелигиозной России. Но важную роль в решении проблем православная церковь все же играет. В течение более чем тысячелетия мы были силой, на которую опиралось государство.
Эта функция есть у церкви и сегодня".

Священник, которого называют духовником Владимира Путина, не одобряет идеи изоляционизма: "Я не являюсь поклонником бывшего северокорейского лидера Ким Ир Сена с его идеей абсолютной автаркии. Совершенно ясно, что самоизоляция ведет к гибели. Однако вместе с этим история подтверждает разумные слова нашего царя Александра III: "У России только два союзника: армия и флот".

Выступая от имени большинства консервативно настроенных жителей России, архимандрит Тихон заявил: " Большинство консервативно настроенных жителей России не против западного опыта. Но его нельзя слепо копировать, его следует применять творчески. Многие задаются вопросом, почему российское общество отклоняет западные идеи. Просто потому, что есть Запад, а есть наши доморощенные западники. Почему мы с недоверием смотрим на наших либеральных реформаторов 1990-х годов? Да, реформы были необходимы. Да, нам был нужен западный опыт. Но наши реформаторы взялись за дело совершенно бездарно. Возможно, люди еще долго не смогут простить им этого".

Относительно возможности встречи православного Патриарха и Папы Римского священник, пользующийся, по слухам большим влияние в российских властных кругах, ответил так: " Как простой священник, который со стороны смотрит на этот вопрос, я бы сказал, что в подобной встрече нет необходимости. Дай Бог, чтобы мы не сталкивались с проблемами, когда обмен мнениями между Патриархом и Папой будет действительно необходим. Проблема в том, что Рим считает нас раскольником, который хочет вернуться в лоно истинной церкви. Это признают и мои близкие друзья в католической церкви. Что вы скажете, если я вас сейчас приглашу в свой монастырь, но при этом буду требовать от вас стать монахом, надеть рясу и взять одно из ужасных византийских имен? Если мы вернемся к догмам 1054 года, то есть до раскола церкви, и будем относиться к Папе как тогда, то есть как к одному из епископов, то проблемы со встречей с православным Патриархом не будет. Если Папа заявит о том, что он грешен, как и другие люди, мы скажем: да, он наш брат по вере".