Кто из отечественных химиков может получить Нобелевскую премию?
На модерации
Отложенный
Кто из отечественных химиков может получить Нобелевскую премию, чем придется заниматься поступающим сейчас в МГУ химикам, а также чему их могут научить современные профессора, рассказал «Акадо» декан Химического факультета МГУ Валерий Васильевич Лунин.
«Возможности совершенствования классических технологических процессов практически исчерпаны, — рассказал «Акадо» декан Химического факультета МГУ Валерий Лунин. — Нужны новые подходы к решению наиболее актуальных задач. Особняком среди таких задач стоят несколько. Во-первых, это переработка огромного количества отходов, промышленных и бытовых. Они занимают огромные площади, пожароопасны и становятся очагами возникновения инфекций. Но на самом деле их нужно перерабатывать в полезные продукты. Особую актуальность этой задаче придает проведение зимней Олимпиады 2014 года в Сочи — районе уникального природного заповедника, загрязнение которого просто недопустимо.
Производство энергии на безуглеродной основе – еще одна задача, решение которой невозможно без участия химиков.
Источники углеводородов иссякают, а будущие поколения должны жить комфортно.
Третья проблема – это обеспечение водой. Уже сейчас во многих местах вода подается 2—3 часа в день, куда-то она завозится, и проблема обеспечения человечества чистой водой должна быть решена незамедлительно.
Сейчас во всем мире бум нанотехнологий и наноматериалов, но для отечественных химиков наномир — это не что-то новое.
Такое явление, как катализ, известно очень давно. Каталитический акт протекает на центрах, состоящих всего из нескольких атомов. Это и есть нанохимия. Но в данный момент всплеск интереса позволяет решать новые задачи. Например, факультет много сил тратит на разработку материалов для неуглеводородной энергетики: на кафедре химической энзимологии занимаются материалами, трансформирующими солнечную энергию, на кафедре химической технологии – материалами для хранения водорода, на кафедре электрохимии – разработками топливных элементов. К концу года на факультете появится уникальный просвечивающий электронный микроскоп высокого разрешения. Он позволит изучать наноматериалы на уровне одиночных атомов и молекул. Об этом можно было только мечтать 20—30 лет назад.
Умы самих химиков занимает «озеленение» химических процессов – минимизация их влияния на окружающую среду. Здесь также важную роль играет дальнейшее развитие каталитических процессов. Сравнительно новым является использование сверхкритических флюидов. При высоких давлениях и температурах, когда исчезает граница между жидкостью и газом, такие вещества, как CO2 и H2O, начинают проявлять уникальные свойства. Это уникальные среды для осуществления принципиально новых химических процессов».
Валерий Васильевич стал деканом Химического факультета МГУ в 1992 году. Именно на начало его руководства выпали сложнейшие задачи. «Платились только стипендии и зарплаты, на поддержание материальной базы, научную деятельность не выделялось ни копейки.
От людей, работавших в химическом образовании, потребовалось немало сил, чтобы его сохранить. Но это сыграло важную роль в консолидации химических факультетов ведущих ВУЗов под эгидой учебно-методического объединения. Оно объединяет 76 университетов – все классические университеты (где есть химические факультеты) и ряд ведущих технических университетов.
Несмотря на «усилия» министерства образования, образование и его традиции удалось сохранить.
При этом приходилось использовать и «инновационные» методы. Например, после объединения ГДР и ФРГ в единое государство правительство Германии приняло решение уничтожить все химические реактивы, произведенные в ГДР. С помощью выпускников факультета, проживающих в Германии, эти реактивы удалось получить. 11 вагонов бесплатных реактивов позволили проводить занятия в практикумах в течение десяти лет».
Больше того, Химический факультет стал создавать собственные тенденции в образовании. Активно поддерживаются химические олимпиады школьников разных уровней, в том числе Менделеевская олимпиада школьников стран СНГ и Балтии, международная олимпиада. Каждый год они проходят в разных странах. Пять лет назад Московский государственный университет, президиум РАН и администрации ряда областей учредили союз лицеев центральных областей России: Брянской, Орловской, Тульской, Калужской, Курской и других. «Все это делается для стимулирования интереса подрастающего поколения к науке, — говорит Лунин. — Стал Химический факультет и основоположником новых трендов: теперь все первокурсники принимают клятву химика, обязуясь не использовать свои знания во вред человечеству. В последние годы наметились существенные подвижки в отношении государства к проблемам науки и образования.
Буквально на днях министр образования Андрей Фурсенко подписал распоряжение о том, чтобы пятилетнее образование сохранилось для целого ряда естественно-математических специальностей, в том числе и химических. В столь сложной области грамотного специалиста нельзя вырастить за четыре года».
По мнению Лунина, Химический факультет МГУ достойно представлен и на международном научном уровне. «В наших стенах работают такие корифеи современной химической мысли, как академик Зефиров. Он основоположник математической химии – предсказании свойств веществ на основании их структур, еще до фактического получения. Академик Бучаченко – основоположник спиновой химии, человек, много сделавший в области использования изотопов; его вклад в науку уникален, и он заслуживает присуждения Нобелевской премии в области химии. Есть и совсем молодые ученые – это профессор Антипов, под его руководством были получены высокотемпературные сверхпроводники с наибольшей на данный момент температурой, при которых наблюдается этот эффект, — 135К. Это и профессор Ненайденко, химик-органик, открывший принципиально новую реакцию. Большая группа выпускников Химического факультета работает на видных ролях в ведущих университетах мира».
Комментарии