ТЭФИ – телеэпос феодальных игрищ

На модерации Отложенный И опять на ТЭФИ что-то происходит. Скандал. Сенсационные слухи. Драматичные прогнозы. «Вести» (РТР) дважды не попали в номинацию «Информационная программа» - и почему-то это воспринимается как трагедия.

Владимир Познер дрейфует все дальше и дальше от ТЭФИ, перепоручил Александру Любимову бразды церемонии и вообще тэфиозных дел, занявшись своими личными проектами по ту сторону океана. Добродеев более или менее прямо, в том числе по радио «Свобода», высказывается по поводу выхода ВГТРК из Академии Российского телевидения, а он есть крупнейший ее учредитель. Ну и прочее в том же духе… Да, можно еще, заламывая руки, воскликнуть – что же происходит, даже транслировать церемонию собирается какой-то там СТС, а не солидный Первый канал! Представляете, что это будет!..

Ситуацию с ТЭФИ можно комментировать, исходя из процессов по ту и по эту сторону телеэкрана.

По эту сторону телеэкрана, профанную зрительскую сторону, все очень просто – ТЭФИ сражается за внимание масс-медиа. Смешно, но объективно получается именно так.

Всякая большая премия – это проект, вес которого определяется в том числе и его популярностью. В сие понятие входит наличие скандальности и качество авторитетности. Популярность с авторитетностью ТЭФИ неуклонно падали в последние годы.
То ли там происходили слишком мелкие и низко-фарсовые недоразумения, вроде путаницы с раздачей статуэток. То ли этот блистательный звездный мир слишком далек от своей телеаудитории. На пафосность «Оскара» не тянет. До капустнической свободы не снисходит – или творчески не дорастает.

Одним словом, церемония награждения проходит не слишком интересно. И переход трансляции на СТС как раз вдохновляет, поскольку Первый канал так и не сумел сделать из этого действа полноценное развлечение. Может, «первый развлекательный» сработает повеселее.

Содержание церемонии все меньше волнует простого человека. И не потому, что он такой возвышенный и телеящик мало смотрит. И не потому, что он такой не деловой и бедный, что его чужая борьба за символы престижа не греет. Телевидение само приложило немало усилий, чтобы выросли новые виды телезрителей – всеядные и потому совершенно не понимающие отличий между разными каналами, разными звездами, сортами, форматами и темами программ. Этот зритель никак не врубается, чего можно не поделить людям, которые с утра до ночи не вылезают из телеящика. Ну, не наградили. Горе что ли горевать? Из телеящика-то за отсутствие почетной статуэтки чай не выгоняют?

Новый сорт телезрителя уважает телезвезд как успешных людей, интересуется ими как продвинутыми модными персонами, - но он их не любит. И поэтому за них не переживает. Ему без разницы, кого наградили, кого нет. У них у всех главная награда – работа приятная. Чего им еще?

В данной ситуации ТЭФИ остро нуждается в скандалах, в конфликтах, в любых информационных поводах – просто для того, чтобы помнили. Поэтому очередные трения, неурядицы и расхождения на ТЭФИ в середине июля есть грамотная тактика PR-кампании.


Зато с той стороны телеэкрана, со стороны больших социокультурных процессов, все очень плохо, закономерно и неизбежно плохо.

Похоже, на нашем ТВ окончательно может грянуть эпоха феодальной раздробленности. Когда ни тебе общих ценностей, ни тебе общих авторитетов и пирамиды власти, ни тебе даже единой шкалы оценок. Состояние ТЭФИ являет собой углубление кризиса, которому уже не один сезон.
Все на всех обижаются. Все от всех отмежевываются. Все делают хмурые думающие лица – и не признают друг друга. Мало того, что из состава учредителей телеакадемии уже вышли НТВ и ТНТ. Мало того, что НТВ уже учредило собственный Всероссийский телевизионный конкурс «Профессия – репортер». Теперь, если ВГТРК (то есть, РТР, «Спорт», «Вести 24», «Бибигон») дистанцируется от телеакадемии и, стало быть, от ТЭФИ, то что же останется? ТЭФИ будет премией Первого канала плюс ТВЦентра…

18 июля обещана пресс-конференция Владимира Познера. Пока я воздержусь от высказываний о нем самом: тут любые переходы на личности будут бесполезны. Разве можно винить трансляторов в том, что им приходится транслировать неутешительные процессы? Без всяких пресс-конференций очевидно, что телеакадемия и ТЭФИ исчерпали себя. Вернее, они оказались образованиями, не выдерживающими развития общественно-медийной ситуации в России.

ТЭФИ стремительно утрачивает реальный высокий статус. Из общественно-культурного явления ТЭФИ превратилась в узкопрофессиональное, потом узко-корпоративное явление. Объективных оценок и полноценного охвата телепродукции хотя бы для грамотного номинирования тут достичь невозможно. Атмосфера неправомерности и несправедливости, случайных перекосов или бесцеремонного обслуживания чьих-то интересов витала над ТЭФИ в последние годы. В прошлый раз всех вывел из себя Первый канал, собравший основной букет премий и продемонстрировавший, что эпоха нормальной конкуренции уже завершилась.

Но дело не в Первом канале, а в том, что в сфере телевидения правит бал отнюдь не стремление к высокой профессиональности, отнюдь не здоровая конкуренция и уж точно не свобода слова. В их отсутствии очень трудно понять, а что вообще нужно и имеет смысл оценивать. За что награждать? Каковы реальные критерии качества телепрограммы? Елена Масюк критиковала «Вести» за то, что визиту Путина в Африку программа уделяет больше внимания, чем захвату заложников в СИЗО. Так ведь точки зрения нынешних веяний и общественной моды, это и есть профессиональное выполнение соцзаказа.

В нынешний период государству и обществу не сильно нужны высококлассное оригинальное ТВ, честное ТВ, объективное и острое ТВ. Нужно ТВ, обслуживающее усталых социализированных индивидов. Нужно ТВ, упрощающее и уплощающее. Нужно ТВ управляемое и послушное. Нужно ТВ предсказуемое. И наше ТВ уже стало эпичным, без неожиданностей. Но в таком случае не может быть настоящих интриг в раздаче каких-либо премий, как и настоящих побед, как и авторитетных телеконкурсов.