Будет ли бензин стоить евро за литр?

На модерации Отложенный Тот, у кого есть автомобиль, знает, как стремительно растут цены на горючее. Каждый раз, подъезжая к заправке, и видя новый ценник, поневоле задумываешься - почему страна-экспортер не может позволить себе снизить стоимость горючего для внутреннего потребления? Делают же так в "нефтяных" арабских странах. Почему мы вынуждены покупать бензин по такой же цене, как в США - стране, живущей в основном за счет импортной нефти? По данным социологов, более четверти россиян не готовы пересесть с личного автомобиля на общественный транспорт не при какой цене на бензин. Остальные готовы поступиться комфортом, начиная с 30 рублей за литр. Уменьшение количества автомобилей на дорогах, пожалуй, единственный плюс подорожания топлива. Дорогой бензин напрямую влияет на инфляцию. А это ощущают на собственных кошельках даже те, кто ни разу в жизни не садился за руль.

Особенно резким был рост цен в первом полугодии 2008 года. Это и понятно: инфляция, по данным Росстата, за этот период достигла 8,7%, перекрыв самые пессимистичные прогнозы. "Бензиновая" инфляция оказалась вдвое выше: топливо подорожало на 16,1%. Что готовит нам вторая половина года? Этот вопрос в ходе пресс-конференции был задан председателю совета Союза нефтегазопромышленников России Юрию Шафранику.

От прямого ответа эксперт ушел, сославшись на то, что ситуация настолько непредсказуема, что конкретные цифры может сказать лишь шаман, предварительно как следует помедитировав. Однако направление обозначил - по его словам, во второй половине 2008 года цены на бензин продолжат рост, но такой взрывной динамики, как в первой половине, уже не будет. Более того, рост будет намного ниже, чем мы могли наблюдать. До соотношения "евро-литр" мы не дойдем, если, конечно, в мировой экономике не случится форс-мажор. Точнее говорить сложно. Все зависит от многих факторов: ситуации на Ближнем Востоке, главным образом, в Иране и Ираке, положения дел в финансовой сфере, перетока активов в сырье, наконец, наших внутренних факторов. Одно можно сказать точно - дешевого бензина уже не будет. И к этому все подсознательно уже готовы. Стоит обратить внимание на то, что пока цены на нефть не достигли 100 долл. за баррель, никто в мире особенно по этому поводу не волновался. И лишь сейчас, когда они приближаются к 150 долл. за баррель, все обеспокоились. Это связано с тем, что цены уже преодолевали 80-долларовую отметку в начале 80-х годов - разумеется, в пересчете по сегодняшнему курсу. А вот выше 100 долл. баррель пока не забирался. И это, безусловно, тревожный фактор для потребителей.

Впрочем, у России в данной ситуации уникальное положение: с одной стороны, она входит в G8 - сообщество мировых потребителей энергоресурсов, с другой - является одним из крупнейших их производителей. Это не только подарок судьбы, но и огромная ответственность. На саммите в Хоккайдо остальные члены "восьмерки" призывали Россию, как и других производителей, увеличить добычу. Но идти у них на поводу, чтобы спасти мир - неправильный путь, предостерегает Ю.Шафраник. Мировые запасы небесконечны. Пока ресурсов хватает, хотя они и дороги. А что будет через 20-30 лет? Проблему, по мнению эксперта, необходимо решать с точки зрения сокращения потребления. Например, США потребляет нефти в разы больше, чем Россия и уж тем более Китай. По прогнозам Международного энергетического агентства, в этом году потребление нефти превысит запланированный уровень. А это означает, что цены продолжат рост.

Впрочем, для России это не так уж и плохо. Более того, надеяться на то, что цены на нефть рухнут - не в наших интересах. Вспомним 80-е годы, когда после упомянутого выше ценового скачка нефть резко упала до 10 долл. за баррель. Чем это для нас обернулось? Много можно говорить о том, что распад СССР был неизбежен, и неблагоприятная конъюнктура на рынке энергоносителей его лишь ускорила. Пусть так, но ведь процесс мог пройти куда менее болезненно, если бы был растянут во времени. Так что если мы не хотим повторения, то лучше не желать резкого падения цен или снижения потребления.

Однако существуют меры для того, чтобы стабилизировать рост цен, дабы он не так больно бил по нашим карманам. Многие эти меры правительство уже реализует, считает Ю.Шафраник. В частности, введены некоторые налоговые послабления для нефтяных компаний, активизировалась деятельность антимонопольного ведомства. Но этого недостаточно. Важно принципиально менять налоговую систему, отказавшись от привязки НДПИ к мировым ценам на нефть. Это тяжело, в первую очередь, для потребителей. Необходимо стабилизировать добычу нефти и газа, заниматься разработкой новых месторождений, активно внедрять инновационные технологии. Кроме того, важно еще более ужесточить контроль за монополиями, а каждой компании - пусть даже мелкой, обладающей парой-тройкой скважин - дать возможность выхода на нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня до половины всех скважин простаивают впустую - просто потому, что разрабатывать их невыгодно. Больше "сожрут" налоги, чем получится дохода. Здесь также необходимы меры налогового характера. Не стоит забывать, что по соседству с нами расположены страны СНГ, тоже ведущие добычу энергоресурсов. Нужно пытаться сделать так, чтобы им было выгодно продавать нефть и газ именно нам. Для этого должны быть предприняты усилия как на дипломатическом, так и на межгосударственном уровне.

Но вернемся к автомобильным проблемам. Как известно, с сентября 2008 года весь бензин, производимый в России, должен быть качеством не ниже стандартов "Евро-2". По словам Ю.Шафраника, постепенное повышение экологических стандартов важно, прежде всего, для здоровья людей. Сделать это было пора давно. Однако с сентября нефтяники при всем желании не смогут соответствовать этим нормам, считает председатель совета Союза нефтегазопромышленников. При изменении ряда инвестиционных факторов можно сделать так, что реконструкция НПЗ под новые требования будет выгодна. Но при самых оптимистичных оценках, на это понадобится не менее двух лет. Нынешних же возможностей производства топлива стандарта "Евро-2" хватит лишь на Москву. Но направлять все потоки в столицу в этой ситуации означает вернуться в те самые советские времена, когда вся страна работала на то, чтобы Москва выглядела благополучной "витриной социализма", полагает эксперт. Это бессмысленно и не нужно.

Зато снизить цены на дизельное топливо и керосин вполне реально. Как известно, дизель дорожает еще быстрее бензина, и ценники уже практически сравнялись. Это неправильно, если учесть, что именно от дизеля зависят все грузоперевозки и сельское хозяйство. То, что он стоит, как Аи-95 - серьезное ЧП, считает Ю.Шафраник. Его цену нужно довести хотя бы до уровня более бюджетного Аи-92. Меры, упомянутые выше, могли бы здесь помочь, уверен эксперт. То же касается авиационного керосина. Ситуация, когда жители Владивостока не в состоянии купить билет до Москвы, чтобы увидеть Красную площадь, недопустима, и здесь важно работать над увеличением производства качественного топлива, при этом не взвинчивая цены.

И самое главное - не забывать, что дешевого топлива больше не будет, еще раз подчеркнул эксперт в конце мероприятия. Что ж, остается утешать себя тем, что это идет на пользу нашей экономике. А если надо сэкономить, то чаще ходить пешком. Оно и для здоровья полезнее. И напоследок еще один вопрос. По данным соцопросов, рост цен на бензин в США может оказать существенное влияние на итоги предстоящих в ноябре президентских выборов. Подавляющее большинство опрошенных считают, что республиканцы, к которым принадлежит нынешний президент Джордж Буш, делают для снижения цен недостаточно. Американцы недовольны приближением к психологической отметке в 5 долларов за галлон (3,87 литра), и проголосуют за того кандидата, чье стремление снизить цены покажется им убедительнее. Почему у нас подорожание бензина не влияет ровным счетом ни на что, кроме инфляции?