Спортсмены - жертвы странных критериев отбора на Олимпиады

На модерации Отложенный

Все больше спортсменов становится жертвами жестких, а порой странных критериев отбора на Олимпийские игры. Система отбора в разных странах часто не позволяет лучшим атлетам стартовать на главном соревновании четырехлетия.

Последним пострадавшим стал чемпион мира в беге на 100 и 200 м Тайсон Гэй. Впрочем, американский спринтер еще легко отделался. Не сумев квалифицироваться в олимпийскую команду на своей коронной дистанции, он завоевал путевку в Пекин на стометровке и эстафете 4 х 100 м. А дело все в том, что один из фаворитов Олимпиады получил небольшую травму в финальном забеге на 200 м в рамках предолимпийского отбора в Юджине, штат Орегон, и не добежал до финиша. Согласно же правилам, установленным Олимпийским комитетом США, на Игры попадают только призеры национального отборочного турнира (при условии, что они выполнили олимпийский норматив).

Тайсон Гэй

Американский спринтер, трехкратный чемпион мира.

Родился 9 августа 1982 года в Лексингтоне, штат Кентукки.

На чемпионате мира 2007 в Осаке выиграл три золотые медали: в беге на 100 и 200 м, а также в эстафете 4 х 100 м.

Обладатель третьего результата в истории на дистанции 100 м — 9,77 секунды (27 июня 2008 года) и второго результата в истории на дистанции 200 м — 19,62 секунды (24 июня 2007 года).

На внутриамериканских отборочных соревнованиях к Олимпиаде-2008 Гэй показал быстрейшие секунды в истории на стометровке — 9,68, но этот результат не был утвержден официально, так как скорость попутного ветра вдвое превышала максимально допустимое значение.

Казалось бы, критерий исключительно спортивный и жаловаться тут не на что: не попал в тройку – до свидания! Но как быть в случае форс-мажорных обстоятельств, например травм? Очевидно, что Гэй будучи здоровым спокойно бы прибежал на «200−метровый» подиум не только в Юджине, но и в Пекине. Но чересчур принципиальные американцы не побоялись упустить возможное «золото» Олимпиады ради системы, служащей им несколько десятилетий.

«Я верю в систему, — сказал главный тренер мужской сборной США по легкой атлетике Бубба Торнтон. – В конечном счете в команде не окажется ни одного человека, который мог бы сказать, что он завоевал свое место не на дорожке, а договариваясь с нужными людьми».

Поддерживает коллегу и главный тренер женской сборной олимпийская чемпионка Джанет Болден: «Наша система благоприятна для тех троих, кто попадает в команду, и не устраивает тех, кто остается за ее бортом… Все спортсмены знают, что винить в неудаче они могут только себя. Все по-честному: есть только они и секундомер».

Умение оставаться здоровым – это одна из составляющих профессионализма спортсмена, поэтому скидку на травмы делать не стоит, считает президент Федерации легкой атлетики США Билл Роу. «Если мы пойдем этим путем, то скоро обнаружим, что атлеты станут выдумывать травмы, чтобы сэкономить свои силы», — уверен Роу.

Вряд ли, правда, в 2000 году рекордсмен мира на двухсотметровке Майкл Джонсон и рекордсмен мира на стометровке Морис Грин «придумали» свои травмы, из-за которых не смогли выступить в Сиднее на дистанции 200 м.

Американская система отбора безжалостна даже к самым большим чемпионам.

Так, не попали в команду олимпийский чемпион Афин в прыжках в длину Дуайт Филлипс и чемпион Атланты в барьерном спринте Аллен Джонсон. Немало прецедентов было и в других видах спорта.

Российская система отбора более гибкая. Например, в легкой атлетике путевку в Пекин автоматически получают победители и серебряные призеры чемпионата России, а третьего олимпийца определяет тренерский совет, исходя из прошлых заслуг и нынешнего физического состояния спортсмена.

Хотя и у нас титулы значат не все. В состав сборной по спортивной гимнастике не попала двукратная олимпийская чемпионка Елена Замолодчикова.

Возможность попасть на Олимпиаду спортсмены теперь отстаивают и в судах. Оскар Писториус, бегающий на протезах, выиграл дело против Международной федерации легкой атлетики. А те, кто попался на допинге, пытаются доказать, что уже достойны снова бороться за Олимпиаду (как отбывший дисквалификацию британец Дуэйн Чэмберс или пытающийся сократить свой «срок» олимпийский чемпион Джастин Гэтлин).

Австралийский пловец Ник д'Арси был исключен из состава команды из-за обвинений в насильственных действиях по отношению к другому пловцу. Д'Арси подал апелляцию в Международный спортивный арбитраж, но проиграл.

Президент Всероссийской теннисной федерации Шамиль Тарпищев, объявляя состав сборной на пекинскую Олимпиаду, сказал, что решение федерации – это только штамп на рейтинг-листах теннисистов. То есть, если теннисист попадает на Игры по рейтингу, отказать ему в участии никто не вправе.

Оказывается, это не всегда так. Можно вспомнить скандал, разразившийся в Германии перед Олимпиадой-2004. Немецкий олимпийский комитет не пустил в Афины Анку Барну и Марлен Вайнгартнер. Теннисистки отвечали требованиям международной федерации (ITF) и МОК, но немецкие чиновники решили, что олимпийской путевки достойны только те, кто доходил до полуфинала на турнирах «Большого шлема» или играл в финале других крупных турниров. В результате Германия в женском одиночном разряде не была представлена вообще никем.

Женская теннисная ассоциация (WTA) тогда предупредила, что если история повторится, то олимпийский теннисный турнир лишится рейтинговых очков, а следовательно, и большого числа ведущих теннисисток мира.

А французам выдающиеся свершения своих теннисистов нипочем. Экс-первая ракетка мира Амели Моресмо отказалась от поездки в Пекин, так как национальная федерация решила заявить ее только на парный турнир.

Впрочем, один формальный барьер остался: чтобы попасть на Олимпиаду, теннисистки должны доказать свою «любовь к Родине» в матчах Кубка федерации, причем как минимум в течение двух сезонов. Мария Шарапова поэтому должна была делать вид, что только из-за травмы не могла помочь сборной в 2007 году, ну а в начале сезона нынешнего ей уже пришлось играть.

С мужчинами еще сложнее: рейтинг рейтингом, а последнее слово остается за национальным олимпийским комитетом. В Голландии посчитали, что Робин Хаасе все равно не войдет в восьмерку лучших, а потому нечего ему делать в Пекине. Та же ситуация сложилась с бельгийской парой Стив Дарси / Оливье Рохус.

В этих странах действует замечательный принцип отбора: если у спортсмена нет шансов попасть в число восьми лучших в своем виде, на Олимпиаду он не едет.

Кто и каким образом определяет подобную вероятность и насколько велика она должна быть, остается секретом.

У израильских функционеров критерий более прозрачный: нужно входить в «Топ-50» мирового рейтинга. Теннисист Дуди Села был 65−м, что вполне устраивало МОК и ITF, но что они могут понимать в спорте?..

Вот так и получается, что одни страны готовы жертвовать реальными медалями ради спортивных принципов, а другие – спортивными принципами ради формальностей. Вот и не верь после этого олимпийскому лозунгу, согласно которому участие в Играх может быть важнее победы в них.