Нам нечего делать ни в Абхазии, ни в Южной Осетии?

На модерации Отложенный В связи с быстро зреющим конфликтом между Грузией и Абхазией у россиян возникает множество недоуменных вопросов, но главный из них: кто отвечает за войну?

Конституция страны дает, вроде бы, исчерпывающий ответ, деля ответственность между президентом страны (он же верховный главнокомандующий) и Советом Федерации РФ. Особенность момента в том, что нынешний президент явно избегает пользоваться всеми своими полномочиями и, похоже, добровольно делит их с всемогущим премьер-министром. Что же до Совета Федерации, то его институциональная ущербность очевидна для всех. Причем проявляется она, прежде всего, в несамостоятельности принятия решений. То есть, в случае войны этот орган, призванный сдерживать и контролировать действия администрации, становится той политической величиной, которой иная ветвь власти может пренебречь.

Положение усугубляется неблагополучием в собственно военной отрасли. Хотя плотоядное ТВ все чаще балует нас картинками новых танков и самолетов, все это носит характер рекламы, опрокинутой в не очень близкое будущее. Последний парад показал старье. Многие считают, что на Грузию хватит и того, что есть. Это может оказаться ошибкой, отвечать за которую будет некому. Именно в эти дни мы переживаем массовый исход профессиональных стратегов. Военным не до войны. После изгнания ряда ведущих специалистов Генштаба слово гражданского человека по фамилии Сердюков может перевесить суждения всех людей в погонах.

В каком-то смысле министр обороны РФ г-н Сердюков напоминает государство Абхазия. В конце минувшего года министр подал тогдашнему президенту В.Путину рапорт об увольнении, поскольку оказался в формальном подчинении своего тестя г-на Зубкова, на тот момент премьер-министра. Теперь премьером является В.Путин, и вряд ли кто-нибудь в России сомневается в том, кому на самом деле подчиняется благодарный министр обороны. Нет сомнений и в самопровзглашенности Абхазии. Без всесторонней российской поддержки у этого «само» был бы короткий век поденки. Во всяком случае, никаких протестов из Аджарии, еще недавно столь же суверенной, до мира не доносится.

Обстоятельства благоприятствуют авантюрам. В вопросах войны и мира сегодня заблокированы предусмотренные Конституцией сдержки и противовесы. Генштаб вооруженных сил только что возглавила группа новичков, нуждающихся во времени для освоения огромного хозяйства. Верховный главнокомандующий не склонен к принятию резких и самостоятельных решений. Еще в меньшей мере к ним готов министр обороны, назначенный вопреки мнению военного сообщества и все ещё ощущающий его сдержанный протест.


Если называть вещи своими именами, то вопрос войны и мира стал личной проблемой В.В.Путина, который, строго говоря, никакой формальной ответственности не несет.

Хотя В.Путин прославился несколькими публичными выступлениями, в которых западные партнеры разглядели выпады и угрозы, у граждан России нет серьезных оснований сомневаться в его приверженности мирному решению конфликтов. Да, Путин – хозяин, однако его злую волю следует исключить. Опасность не в том, что Путин намеренно поведет Россию к новой войне на Кавказе. Угроза, как это чаще всего бывает в истории, идет от неконтролируемой инерции событий. В конце концов, начать войну – это не самое плохое. Самое скверное – в неё влипнуть.

Оказаться в драке противу своей воли – не так уж невероятно, как оно может показаться. Уже сегодня азартные патриоты составляют списки добровольцев. Ребятам не говорят, какие страшные увечья наносит обычная автоматная пуля со смещаемым центром тяжести. Им напоминают вдохновляющую цитату из Лермонтова: «Бежали робкие грузины».

На той стороне тоже предостаточно и авантюристов, и знатоков поэтической классики. «Прощай, немытая Россия» (тоже Лермонтов) чередуется с рассуждениями, будто на Россию можно давить до бесконечности, поскольку на войну она все равно не отважится, опасаясь последствий для Олимпиады в Сочи.

Если грузинский президент М.Саакашвили и впрямь столь упрям и недалек, как его подают в наших СМИ, то самый последний резерв мира на Кавказе - мудрость и долготерпение В.Путина. Достаточные ли гарантии, чтобы наши ребята не умирали на пропитанном русской кровью хребте? Мамы России – вы готовы вверить жизни своих детей проницательности и гуманизму человека, который сказал «Она утонула»? Если начнут стрелять – хватит ли ваших сил, чтобы усмирить патриотические аппетиты тех, кому война – мать красна?

Слепая вера в высший разум царствующих особ редко кончается добром. Есть лишь одна гарантия от новых кавказских бед. Надо срочно разрядить две грузинские мины. Нам нечего делать ни в Абхазии, ни в Южной Осетии. Международные миротворческие силы, предложенные Д.Медведеву на встрече «Большой восьмерки», являют собою идеальный выход из кавказского тупика. У нас слишком много своих проблем, чтобы тратить силы на братскую помощь сомнительным браткам.