Роман Трахтенберг: трудоголик с чувством юмора

На модерации Отложенный

Трахтенберг стал вторым (после Геннадия Бачинского) культовым диджеем, работавшим на «Маяке» и внезапно ушедшим из жизни. Смерть медиаперсонажа, которого не любила жёлтая пресса (и он отвечал ей тем же), — это грустный повод признать, что многие из нас судят о людях по мимолётному впечатлению.

20 ноября Роман Трахтенберг вёл своё популярнейшее радиошоу «Трахты-Барахты» третий час, когда ему внезапно стало плохо. Сейчас этот эфир можно послушать, к примеру, на Moskva.fm. Зная, что случится потом, легко найти немало предчувствий будущей кончины в словах диджея-юмориста. Кажется, он был не очень весел, говорил, что не хочет быть артистом… Благо Трахтенбергу всегда было чем заняться. Ведь в первую очередь это был работящий человечище. Наверное, потому и ушёл так — в интерактивном режиме, практически на глазах у публики.

«Ром, я просто не представляю, КАК ты успеваешь везде и всюду?» — спрашивают его на официальном сайте, а он отвечает: «Отдохнём на том свете».

Трахтенберг стал вторым (после Геннадия Бачинского) культовым диджеем, работавшим на «Маяке» и внезапно ушедшим из жизни. Смерть медиаперсонажа, которого не любила жёлтая пресса (и он отвечал ей тем же), — это грустный повод признать, что многие из нас судят о людях по мимолётному впечатлению. Или ограничиваются однобокими суждениями, забывая, что у каждого из нас — множество амплуа.

На форуме «Маяка» рассказывают, что Трахтенберг несколько дней назад размышлял на тему «Что если объявить, что я умер? Сколько людей придёт на меня плюнуть? И вход сделать платным». Шутки в духе его шоу… И даже когда ведущего поразил сердечный приступ, оно продолжалось. «03» вызвали в 19:29, причём за несколько минут до этого Роман сам «ушёл» на рекламу. В 19:36 его коллега по передаче Eлена Батинова сказала, что «Роме стало неважно, и он пошёл к окошку подышать воздухом». Мол, со всяким бывает… И гость, Юрий Николаев, старался сохранять бодрость духа. А тем временем врачи поставили диагноз — кардиошок, приехала реанимация. И пока шёл прямой эфир, специалисты пытались Романа спасти.

В финале шоу слушателю сообщили, что с «Ромой всё нормально». Но он скончался через несколько минут в скорой. Есть слушатели, которые до сих пор думают, что всё случившееся было очень жестокой шуткой. О смерти «Маяк» сообщил в половине десятого.

Трахтенберг родился в Ленинграде в 1968 году. Сначала — хореографическое училище им. Вагановой, потом — детский хор Ленинградского радио и телевидения и театр юношеского творчества при Ленинградском Дворце пионеров. В эпоху перестройки он успел поучиться на филфаке ЛГУ, отслужить в армии, попасть на факультет режиссуры театрализованных форм досуга Ленинградского института культуры им. Крупской...

Его многостаночность ярко проявляется в 1993-м — Трахтенберг одновременно поёт в кабаре «Арт-клиника», в группе «Нервный тик» и работает директором Формального театра Андрея Могучего.

После он руководит шоу в другом кабаре — «Хали-гали», при этом успевая ещё и защитить диссертацию по культурологии на тему «Возрождение коллективных форм досуга путём использования русского фольклора». В том, что такое народный юмор, Трахтенберг явно разбирался блестяще.

Впрочем, народные массы узнали его только в начале нулевых — по передачам на «Европе Плюс». В 2003 году радиокарьера дополнилась работой на Муз-ТВ. В 2005-м он ведёт программу на «Русском радио». На «Маяке» Трахтенберг появился с прошлого года.

В 2003 году на Ленинградском проспекте открывается его собственное «Трахтенберг-кафе». В котором Роман был не просто бизнесменом, но и опять же ведущим!

Наверняка кто-то запомнил его как желчного персонажа, рассказывающего на спор окончания анекдотов и заставляющего людей ради победы совершать идиотские поступки. Что ж, народ это смотрел, благо если вы сейчас вобьёте фамилию героя в Google, то обнаружите там не только гэги, но и весьма житейские рассуждения по любым вопросам и просьбы не делать из него монстра.

Ещё он печатал книги — не только сборники анекдотов, но и ироничные романы. Снялся в нескольких фильмах и сериалах, причём один из них — ещё не вышедший «Generation П» по роману Виктора Пелевина. Записывал альбомы, его голосом говорит загадочный полуночный диджей Граф в фильме «Рок-волна» и Кролик в мультфильме «Правдивая история Красной Шапки». Словом, многогранный человек.

Спал Трахтенберг пять часов в сутки, ел после полуночи. Славился отменным здоровьем. В одном из интервью говорил, как сын Лев однажды написал поздравительную открытку: «Папа, мы тебя очень любим, пожалуйста, не болей и долго-долго не умирай», — её повесили в рамке на стену в качестве самого важного подарка.

Неоднозначное отношение к нему сразу меняется, когда начинают всплывать истории из жизни — например, как он легко мог одолжить тысячу долларов, не отрываясь от беседы с журналистами. Или как на премьере фильма ему испачкал одежду до тошноты перепивший коллега с дикими криками «Кинг-Конг жив!» — но драки за этим не последовало. Роман просто отошёл в сторону.

Дело в том, что на экране и в эфире Роман совсем не играл, он вёл себя абсолютно естественно, а потому оставался добряком по натуре.

Возможно, как юморист Трахтенберг и казался часто слишком прямолинейным. Зато был откровенен и честен. Говорил, к примеру, что живёт по принципу: «Ребята, вы меня пригласили. Да, вы заказчики. Но вы ничем не лучше, чем я. У вас денег побольше, но вы свою работу делаете хорошо, и я свою работу делаю хорошо. Поэтому я не должен на вас смотреть снизу вверх». И хамом себя не считал. Просто был обычным сверхзанятым талантливым человеком, у которого есть достоинства и недостатки — и они почему-то дико интересны множеству людей. А потому зрители и слушатели одновременно смеялись и уважали его.