По миру распространяется мода на клонирование любимых питомцев
На модерации
Отложенный
В среду в США завершился конкурс на определение пяти собак, генетические копии которых будут созданы в первую очередь. Его выиграла полицейская овчарка, участвовавшая в спасательной операции после терактов 11 сентября 2001 года во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке. И хотя клонирование не у всех находит понимание, этот процесс уже, кажется, не остановить – таможенникам, к примеру, нужны «гениальные» псы с острым нюхом, а зоологи таким способом хотят спасать вымирающие виды животных.
Американский конкурс на клонирование собак объявили еще в мае. Для того чтобы участвовать в аукционе, необходимо было зарегистрироваться на сайте и внести 100 тыс. долларов. Деньги стали не единственным условием конкурса: соискателям предложили написать эссе и объяснить, почему их любимцы заслуживают «приза вечности».
Первой из пяти собак, которые будут клонированы в Южной Корее компанией BioArts, стала немецкая овчарка по кличке Трэкр. 15-летний пес живет со своим хозяином Джеймсом Саймингтоном в Лос-Анджелесе. Именно Трэкр обнаружил последнего выжившего человека под девятью метрами обломков ВТЦ. В последнее время у собаки стали отказывать задние лапы, и ветеринары считают, что это последствия спасательной операции на руинах башен-близнецов: пес, в отличие от людей, работал без маски и вдыхал ядовитые пары асбеста.
Образцы тканей Трэкра будут доставлены в Южную Корею уже через месяц, а клон будет готов к концу следующего года. «Трэкр для меня очень много значит. Знать, что какая-то часть его продолжит жить… Нет слов, чтобы выразить это чувство! Это самый большой подарок, который я получил за всю свою жизнь!», – восклицает Джеймс Саймингтон.
Компанией BioArts руководит предприниматель Лу Хоусорн, который ранее занимался клонированием кошек, получая гонорар по 50 тыс. долларов за каждую. Как оказалось, воссоздание собак – дело куда более перспективное. «У хозяина собаки совсем другой уровень отношений со своим четвероногим питомцем, чем у владельца кошки», – объяснял Хоусорн смену профиля.
Между тем клонирование собак может быть не только модой и пустой прихотью любителей животных. На днях еще одна южнокорейская компания RNL Bio представила четырех щенков – точных копий японского лабрадора, способного по запаху определить больного раком. Месячные щенки одаренного пса по кличке Марин в сентябре отправятся в Японию для дальнейшего обучения. «У Марин были отличные данные для определения раковых больных. Надеюсь, что клоны обладают такими же способностями», – рассказал Ли Пен Чхан, профессор Сеульского национального университета, руководивший прежними опытами по получению собачьих «дубликатов». Впрочем, сведения об особых талантах лабрадора вызывают у многих сомнения. Их усиливает тот факт, что ранее в той же лаборатории работал Хван У Сок, впоследствии изобличенный в мошенничестве: он подделал эксперименты по клонированию стволовых клеток человека.
Могут собаки чуять раковые клетки или нет – еще предстоит доказать, но вот таможенные органы Южной Кореи уже давно используют клонированных псов для своей работы. С помощью клеток еще одного лабрадора, которого сотрудники таможенной службы считали одной из своих самых успешных ищеек, ученые получили семь щенков от трех суррогатных матерей. Собаководы уже говорят, что щенки проявляют такие же способности, как и их знаменитый предок по кличке Чейс.
У клонирования животных есть и более благородные цели. Так, например, современные технологии скоро будут использованы в попытке спасти одно из редчайших животных на Земле – северного белого носорога, который находится на грани вымирания. В дикой природе осталось всего несколько особей данного вида. Британские ученые планируют сохранить гены северного белого носорога, содержащегося в неволе, путем использования технологии смешения клеток его кожи с эмбрионами его близкого родственника, южного белого носорога, которому пока не грозит исчезновение. Получившиеся отпрыски будут «химерами» с клетками обоих подвидов.
Комментарии