Туроператоры не хотят ограничивать свой бизнес продажей путевок
На модерации
Отложенный
Крупные российские туроператоры не хотят ограничивать свой бизнес продажей путевок. Вкладывая средства в зарубежную гостиничную недвижимость и акции авиакомпаний, они надеются построить диверсифицированные туристические холдинги. Однако строительство вертикально интегрированных групп им пока не очень удается.
Скандалы с неоднократным бронированием отельных номеров и задержки рейсов постоянно портят репутацию отечественных туроператоров. Чтобы не отвечать за ошибки хотельеров, крупные игроки рынка стараются получить контроль над отельными активами за рубежом. В гостиничную недвижимость активно инвестируют средства такие крупные туроператоры, работающие на выездной туризм, как Tez Tour, «Интурист», турфирма «Нева» и другие. Среди последних сделок на рынке – покупка туроператором Mouzenidis Travel 51% проекта Akritas Ev Zin Villas & Suites в Халкидиках. За комплекс из 60 вилл на самой высокой точке полуострова Кассандра владельцы Mouzenidis заплатили 22 млн евро.
В Греции не все есть
Компания «Музенидис», созданная в 1995 году в Салониках российским эмигрантом Борисом Музенидисом, первые два года проработала как принимающая сторона, обслуживающая поток туристов из России. Однако сотрудничающие с ней российские туроператоры не могли обеспечить постоянное расширение этого потока. Поэтому Музенидис принял решение учредить туроператорскую компанию в России с идентичным названием (тогда – Mouzenidis Tours), которая поставляла бы туристов греческой Mouzenidis. Таким образом образовалась группа из двух компаний с одинаковым названием – принимающей и отправляющей. «Де-юре никакой группы не существует, но де-факто в общем-то это именно группа, – рассказывает генеральный директор «Музенидис Трэвел» Александр Цандекиди. – На сегодняшний день это две абсолютно обособленные компании, однако работающие над одними и теми же задачами. Мы отправляем целенаправленно в Грецию к одной принимающей компании, а греческая компания «Музенидис Трэвел» принимает в первую очередь туристов из России». По итогам 2007 года, Грецию посетили 230 000 – 240 000 российских туристов, из них более 100 000 отдыхали на Халкидиках. При этом греческий «Музенидис» принял около 80 000 туристов, а российский – отправил чуть менее 40 000 человек.
Добиться таких результатов туроператору помогли эксклюзивные контракты с отелями. «В Греции не так много гостиниц, как в других странах массового туризма, а на Халкидиках, наверное, эта проблема выражена еще ярче, чем в целом по стране, – рассказывает Цандекиди. – В 2005 году мы первыми в Греции заключили эксклюзивные контракты. В результате на сегодняшний день мы имеем эксклюзивные контракты на всю квоту рынка России и стран СНГ практически по всем наиболее известным гостиницам Халкидиков. Поэтому самый большой, серьезный рывок по количественным показателям произошел у нас как раз в промежуток с 2005 по 2007 годы».
Логичным развитием этой стратегии стала покупка доли в гостиничном комплексе Akritas. «Тенденции на рынке недвижимости не только у нас в стране, но и вообще в мире показывают, что сегмент продаж стагнирует, – говорит Цандекиди. – Поэтому мы быстро договорились о покупке 51% комплекса, а также об управлении им».
Тип гостиничного комплекса был выбран осознанно: на фоне общего дефицита отелей на Халкидиках проблема с виллами стоит наиболее остро. Если 3 – 5 лет назад большей популярностью в Греции пользовались гостиницы «3 звезды», то теперь порядка 70 – 75% туристов предпочитают «4 звезды», около 15 – 20% – «5 звезд» и где-то 10% – «3 звезды». При этом практика последних двух лет показывает, что россияне стали предпочитать новый тип размещения – не гостиницы, а виллы, спрос на которые растет в геометрической прогрессии. В «Музенидис» утверждают, что продолжат наращивать гостиничные активы. По словам Александра Цандекиди, в данный момент рассматривается несколько вариантов расширения номерного фонда – как за счет покупки отелей, так и за счет строительства новых комплексов с нуля.
Гонка вооружений
Впрочем, «Музенидис» – далеко не первый отечественный туроператор, решившийся на покупку гостиниц. Еще в 2004 году другой российский туроператор – Tez Tour – приобрел отель Amara Beach в турецком городе Сиде. На сегодняшний день Tez Tour владеет четырьмя отелями, объединенными в сеть Amara World. Кроме того, в январе 2008 года Tez Tour купил за $10 млн участок в 15 га недалеко от Хургады. На этом месте планируется построить пятизвездочный отель на 600 номеров (объем инвестиций – $50 млн). Однако в компании считают преждевременным давать комментарии по этому поводу, поскольку проект находится в стадии разработки. «Вполне закономерно, что мы выбрали Турцию и Египет – это самые популярные массовые направления», – говорит генеральный директор Tez Tour Владимир Каганер и добавляет, что «планы по строительству других отелей есть, но денег на реализацию этих планов пока нет».
Не менее амбициозные намерения у туристического подразделения АФК «Система». ВАО «Интурист» планирует взять в пятилетнюю аренду 6 отелей сети Justiniano на анталийском побережье, а также, возможно, стать собственником одного из них. Кроме того, в начале 2008 года холдинг взял в аренду на 5 лет пятизвездную гостиницу Justiniano Club Belek в Белеке. Помимо этого, за рубежом «Интуристу» принадлежат также Savoy Westend Hotel в Карловых Варах и гостиница Principe в Италии, в реконструкцию которой компания вложит 15 млн евро. Также «Интурист» совместно с «Группой Синара» Дмитрия Пумпянского построят в городе Латакия (Сирия), на побережье Средиземного моря, на участке общей площадью 60 000 кв. м четырехзвездный гостиничный комплекс «Джоль-Джаммаль». Эксперты оценивают объем инвестиций в проект минимум в $50 млн.
Страховка от невыезда
Заключение эксклюзивных договоров, покупка готовых гостиниц или долей в них, строительство с нуля – разные способы достижения одной цели. «Туристический продукт, который называется турпакетом, состоит из нескольких частей, – рассказывает эксперт ИС «Банко» Дмитрий Даниленко. – Это авиаперевозка, трансфер, проживание, страховка, иногда визовая поддержка и экскурсии. Все продается пакетом здесь, в России. Соответственно, когда туроператор формирует пакет, он договаривается с авиакомпанией, принимающей стороной или отелем напрямую, со страховой компанией и т.д. То есть фактически выступает посредником, который собирает всю цепочку вместе. При такой технологии у него изначально ограничены возможности, во-первых, маневра ценой и, во-вторых, каких-то эксклюзивных предложений. Чтобы выделиться среди конкурентов и повысить прибыльность бизнеса, туроператор должен сам производить либо всю цепочку услуг целиком, либо ее часть. Сейчас на массовых направлениях стремятся выделиться прежде всего ассортиментом отелей. Потому что если раньше для туриста имела значение в первую очередь цена, то теперь для него приоритетен качественный отель с предсказуемым уровнем сервиса».
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отмечает дефицит отелей на популярных направлениях и напоминает об общемировой практике квотирования доли различных рынков в каждом отеле: «Каждому рынку, то есть туристам каждой страны зарубежные отели выделяют определенную квоту мест в своем номерном фонде. Здесь, конечно, есть различные и социальные и моральные факторы: например, россияне не хотят жить в отеле, где одни русские. Но квотирование связано также еще и с экономикой, потому что нельзя зависеть от одного рынка. Если вдруг что-то случается, допустим, в России, например, дефолт, и народ массово перестает выезжать за границу». За счет создания собственного номерного фонда туроператоры надеются решить проблему дефицита, которая неизбежно возникает в результате политики квотирования.
Кроме того, за счет подобных сделок игроки получают маркетинговые бонусы. По словам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, таким образом туроператоры стремятся повысить лояльность своих клиентов, «закрепив» их за собой. Имея базовые, эксклюзивные или свои собственные отели, компания дает практически 100-процентную гарантию качественных услуг, а тренинги иностранного персонала для работы с российскими путешественниками устраняют возможные случаи недопонимания, которые могут возникнуть во время отдыха.
Ирина Тюрина напоминает о проблеме так называемого «овербукинга» – ситуации, при которой отель несколько раз подтверждает бронирование одного и то же номера разным компаниям. Если гостиница принадлежит туроператору, он распоряжается номерами так, как считает нужным, это позволяет снизить риски неподтверждения номеров и овербукинга, самостоятельно контролировать уровень сервиса и загрузку.
Кроме того, имея на курорте свою гостиницу, туркомпания становится одновременно поставщиком гостиничных услуг. Рентабельность гостиничного бизнеса может доходить до 30 – 50%, тогда как туроператорского на массовых направлениях – 2 – 3%. В собственных гостиницах операторы могут также предоставлять места партнерам и конкурентам, тем самым заставляя их работать на себя. «В собственных отелях компании обычно дают самые хорошие цены «своим» клиентам, то есть тем, кто купил путевки у этого оператора, – говорит Баранов. – Если отель не заполнен целиком «своими» туристами, то тогда туроператор – владелец отеля может принять клиентов другого туроператора, но цена для них может быть чуть больше, чем для «своих».
Полет шмеля
Гостиницы – это первая из двух основных составляющих турпакета. Вторая, не менее важная, – авиаперевозки. Задержки рейсов, неудобное время перелета, проблемы с вылетами также негативно сказываются на бизнесе туроператоров, а они здесь возникают гораздо чаще, чем при бронировании отелей. «Сейчас здесь главное уже – не конкуренция, – рассказывает Дмитрий Даниленко. – Спрос на авиаперевозки превышает предложение. Не хватает самолетов, особенно дальнемагистральных. Парк российской техники фактически выбыл, или же ее не пускают на те направления, где она востребована, спрос при этом растет. Поэтому для туроператорских компаний главное уже – просто сам факт наличия мест, ну и, естественно, цена».
Туроператоры регулярно предпринимают попытки самостоятельно выйти на рынок авиаперевозок. В 2005 году Tez Tour участвовал в консорциуме, который победил в тендере на приватизацию литовского национального перевозчика LAL, но уже вскоре туроператор отказался от этого проекта.
В конце февраля 2007 года стало известно о том, что ВАО «Интурист» планирует создать собственную авиакомпанию. Однако и этим планам не суждено было сбыться. Тогда холдинг рассматривал три варианта действий: договор с одним из перевозчиков о его переименовании в «Интурист», покупку небольшой компании, чтобы взять для нее в лизинг несколько «Боингов», или приобретение компании, специализирующейся на чартерных перевозках, со своим авиапарком. Тогда на рынке появились слухи о том, что «Интурист» ведет переговоры о приобретении «ВИМ-авиа», позже – о том, что туроператор может взять в доверительное управление 51% акций «Атлант-Союза», затем – о том, что компания намерена сформировать собственное подразделение «Транспортные перевозки», на базе которого будет создан авиаперевозчик. Однако эта информация не подтвердилась. Руководство «Интуриста» официально отказалось от планов по выходу на рынок авиаперевозок. В компании это решение объяснили наличием уже налаженного сотрудничества с «Трансаэро», а также низкой прибыльностью авиационного бизнеса, как такового. По мнению экспертов, «Интурист» просто не смог договориться с потенциальными партнерами.
Из всех туроператоров только S7 Tour, туристическое подразделение холдинга S7, владеет отдельной авиакомпанией «Глобус». Она занимается перевозками клиентов S7 Tour, реже перевозками туристов других компаний. Однако дочернюю структуру S7 Tour нельзя назвать полноценным туристическим оператором: у компании, к примеру, нет своих офисов в странах, куда она отправляет туристов. При этом туроператорское подразделение S7 не так давно вложило около $20 млн в строительство отеля Grand Plaza Resort в Хургаде.
Компания Tez Tour пошла другим путем. Летом 2006 года туроператор приобрел самолет Ту-154М для организации чартерных перевозок из Казахстана, который летает под флагом казахстанской «Аэротранс». В будущем компания планирует купить еще одно воздушное судно.
«С авиаперевозками у нас проблем, пожалуй, еще больше, чем с гостиничными составляющими турпакета, – рассуждает Ирина Тюрина. – Задержки рейсов, бесконечная нехватка самолетов. Я думаю, что во многом туроператорам не удается стать перевозчиками по объективным причинам: дефицит самолетов очень большой, а чтобы их покупать, нужно иметь огромную финансовую подпитку. Туроператорский бизнес такой возможности пока не дает». Кроме того, небольшие компании с трудом могут конкурировать с гигантами рынка авиаперевозок. Так, например, в прошлом году бушевали страсти в небе над Салониками. Регулярными перевозчиками по маршруту Москва – Салоники являются авиакомпании «КрасЭйр» и «ВИМ-авиа», с которыми тесно сотрудничает туроператор «Музенидис Трэвел». Несколько туроператорских компаний обратились в авиакомпанию «Авиалинии-400», базирующуюся во Внуково, с предложением выполнять чартерный рейс Москва – Салоники. Поскольку в России действует политика «закрытого неба», «А-400» должна была обратиться в «ВИМ-авиа» и «Крас-Эйр», а также в авиационные власти России, чтобы получить от них разрешение. Однако вылет был осуществлен без согласия этих двух компаний. В результате ситуацией заинтересовались правоохранительные органы, и рейс был запрещен. Тогда туроператоры пошли к «Аэрофлоту» с аналогичным предложением, рассчитывая, что эта компания сможет выполнить рейс без разрешения властей и регулярных перевозчиков, на что «Аэрофлот» не согласился.
Большие братья
Скупая отели и авиакомпании, отечественные туроператоры движутся по пути развития западных холдингов, где вся цепочка производства турпродукта происходит в рамках одной группы. Заветным ориентиром для наших туроператоров служат такие гиганты, как TUI, Thomas Сook, Neckermann и др. Например, немецкий концерн TUI обслуживает в год около 22 млн туристов, управляет более чем 3300 туристическими агентствами и 80 туроператорами, примерно 300 отелями в 30 странах и шестью авиакомпаниями. Однако нашим крупнейшим игрокам еще далеко до западных концернов. «Гостиниц на курортах строится большое количество, независимо от российских туроператоров. Многие отели в Турции и Египте уже принадлежат немецким, турецким и египетским турхолдингам. То есть наши операторы просто вольются в этот общий процесс и будут конкурировать. Это будет точно такой же процесс, и все равно при том количестве туристов, которых они обслуживают, им этого будет не хватать. Даже самый крупный российский туроператор в лучшем случае дотягивает до уровня среднего, по европейским меркам, игрока этого рынка. На российском рынке пока не образовалось международных холдингов», – говорит Тюрина.
Впрочем, эксперты уверены, что процесс формирования турхолдингов в России уже начался. Но это не тот случай, когда можно утверждать, что дорогу осилит идущий. Своими силами и без инвестиций со стороны будет сложно добиться значительных результатов. «Скорее всего, если и появятся на нашем рынке компании, подобные TUI, то это будет проект крупной сырьевой или производственной компании, владельцы которой захотят «разнообразить» свой бизнес, а главное, будут готовы вложить серьезные средства в создание компании именно федерального масштаба, – говорит Дмитрий Баранов. – Затраты на создание полноценной федеральной сети можно оценить в сумму от $75 – 80 млн. А сроки ее создания – 5 – 7 лет».
КОМПАНИЯ ГОСТИНИЧНЫЕ АКТИВЫ*
Tez Tour - четыре отеля под брендом Amara (Турция)
ВАО «Интурист» - Savoy Westend Hotel (Чехия, Карловы Вары), Principe (Италия, Форте дей Марми)
Турфирма «Нева» - отель Allegra (Болгария, Золотые Пески)
Mouzenidis Travel - 51% коттеджного комплекса Akritas Ev Zin (Северная Греция, Халкидики)
* без учета заявленных проектов
Комментарии