Русская православная церковь против политики государства?

На модерации Отложенный

Русская православная церковь, которую долго упрекали в пассивности и слиянии с властью, формирует все более самостоятельную политику в отношении государства. Однако хватит ли у РПЦ решимости «укусить руку дающего» — вопрос открытый, задается вопросом «РБК daily» в материале «Выбор для Патриарха». 6 июня Архиерейский собор РПЦ принял «Об основах учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В этом документе РПЦ фактически выступило против либерализма, на котором построено российское государство и в нем содержатся призывы к пересмотру либеральных ценностей и негласных примитивных лозунгов большей части сегодняшней российской элиты.

Церковь усматривает огромную опасность «в законодательной и общественной поддержке различных пороков — например, половой распущенности и извращений, культа наживы и насилия. Равно недопустимо возведение в норму безнравственных и антигуманных действий по отношению к человеку, таких как аборт, эвтаназия, использование человеческих эмбрионов в медицине, эксперименты, меняющие природу человека, и тому подобного». В документе также говорится, что интересы индивида «не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи».Между тем, как отмечает издание, антилиберальный демарш церкви может вызвать сопротивление не только со стороны правозащитников, подозревающих РПЦ в исполнении политического заказа.

Есть основания полагать, что руководители государства довольны и воцарившимся в стране либерализмом в целом, и его частными проявлениями. Так, в недавнем интервью Reuters президент РФ Дмитрий Медведев высказал полное удовлетворение политикой федеральных телеканалов, которыми представители церкви очень недовольны. «Я считаю, что наше телевидение вполне зрелое и качественное, и мне, например, его смотреть интересно», — заявил председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.

Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев говорит о том, что наша концепция вызовет недовольство у части российских элит: «Собор прекрасно понимает, что выступает против мейнстрима (преобладающее направление в какой-либо области для определённого периода времени). Но мы не можем переписывать Евангелие». По его словам, Кремль несет прямую ответственность за содержание эфира федеральных телеканалов. Представители РПЦ подчеркивают автономию церкви от государства все чаще, но как далеко готова пойти РПЦ в этой автономности вопрос открытый. Ведь дорогостоящие церковные проекты поддерживают крупные сырьевые, в том числе государственные, компании, а монастырям сделан ряд экономических послаблений. А ведь в российской политической традиции не принято «кусать руку дающего».