Бизнес вслед за физлицами хочет получить индульгенцию

На модерации Отложенный Все помнят налоговую амнистию для физических лиц, которая, даже по признанию официальных властей, показала более чем скромные результаты. По данным, озвученным после анализа ее итогов, россияне вернули в бюджет 4 млрд рублей и оставили себе 30 млрд рублей. Напомним, суть амнистии: все, кто честно признается в нетрудовых доходах, получат возможность их легализовать нужно только заплатить 13 проц налогов. Больше других раскаялись москвичи. Они перечислили 2 млрд рублей. На втором месте по сборам - Чукотка - 560 миллионов рублей. Жители Петербурга собрали 200 миллионов. В остальных регионах сбор был вовсе минимален. Однако власть не собирается на этом останавливаться. Как заявил сегодня в ходе пресс-конференции первый заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Владимир Груздев, партия "Единая Россия", в которой он состоит, намерена обсудить возможность налоговой амнистии и для юридических лиц.

Главная цель этого предложения – избавить бизнесменов, за которыми числятся "налоговые грешки" от клейма преступников и страха возмездия. Амнистия нужна тем, кто боится, что вскроются его уклонение от налогов, например, пятилетней давности. Как известно, в те годы многие считали, что "налоги платят только трусы", напомнил В.Груздев. Сегодня все изменилось, и нормой стало платить налоги, а не уклоняться от них. Однако срок давности по налоговым преступлениям велик. К административной ответственности можно привлекать до истечения трехлетнего срока. Хранить документы бизнесмены обязаны в течение пяти лет. А уголовная ответственность и вовсе продляется до 6-10-летнего срока в зависимости от тяжести преступления. В случае, если уклонение от уплаты налогов будет доказано судом, преступнику грозит лишение свободы сроком до шести лет. Естественно, никому не хочется, будучи честным и успешным предпринимателем, загреметь за решетку за давно забытые прегрешения эпохи конца 90-х годов.

Детали налоговой амнистии пока "прорабатываются", отметил В.Груздев. Предложения в конечном варианте будут представлены 2-3 июля на четвертом ежегодном конгрессе национального бизнеса. Более детально обсудить их планируется в рамках бюджетного и налогового комитета Госдумы, затем, если будет достигнуто согласие, обсуждение переместится в правительство, и уж потом проект соответствующего документа поступит в Госдуму. Очевидно, что Минфин во главе с первым вице-премьером Алексеем Кудриным может возражать против его принятия или требовать принципиальных изменений, считает депутат. Не секрет, что "главный финансист России" с трепетом относится ко всему, что может привести к выпадению доходов из национального бюджета. Что ж, заботиться о том, чтобы бюджет не пустел – дело хорошее. Но не надо забывать, что поправки не будут распространяться на 2007-2008 годы, из которых и формируется "госказна" сегодня. Кроме того, поправки рассчитаны не на крупный, а на мелкий и средний бизнес, подчеркивает В.Груздев. Все крупные игроки уже давно являются объектами пристального внимания налоговиков, поэтому понимают, что любое уклонение от налогов может дорого им обойтись. Вспомним, как Федеральная налоговая служба предъявляла претензии к таким крупным игрокам, как "Вымпелком", "Макдональдс" и "Эльдорадо". Конечно, по данным компании "Эрнст энд Янг", 89 проц судебных дел по налоговым спорам в РФ в 2007 г были выиграны налогоплательщиками. Однако это не повод для излишнего самоуспокоения. Тем более, что греха таить, налоговые претензии в России нередко носят избирательный характер. Поэтому "крупняку" со всех сторон выгоднее быть честными перед государством.

Другое дело - средний и мелкий бизнес. По словам В.Груздева, налоговые органы настолько заняты выяснением налоговых недоимок крупных игроков, что проверить каждую мелкую фирму или ООО у них просто не доходят руки.
Между тем, хоть оборот у этих компаний и меньше, в сумме недоплаченные ими деньги составляют сопоставимые с серьезными конкурентами суммы. Поскольку вероятность того, что до них так и не доберутся до истечения срока давности, велика, лучше попытаться получить хотя бы часть, нежели потерять все.

Серьезно закон о налоговой амнистии – если он будут принципиально одобрен – начнет обсуждаться нынешней осенью. Пока, по словам депутата, предполагается взимать налог с задекларированной бизнесменом суммы по ставке 15 проц. Предположительно, временные рамки налоговой амнистии будут распространяться до 1 января 2007 года. То есть, любые суммы, по которым было недоплачено до этого момента, могут быть легализованы при уплате соответствующего налога с них. Данная 15-процентная ставка включает в себя все недоплаченные налоги, в частности, НДС и налог с прибыли. А вот ЕСН и отраслевые налоги под амнистию не попадают. Видимо, их нужно будет доплатить отдельно. Впрочем, величина ставки еще станет предметом для обсуждения. Как считает В.Груздев, завышать ее не нужно, иначе существенно снизится собираемость. Так, в случае с налоговой амнистией для физических лиц разумнее было назначить ставку не 13, а всего 7 проц. Тогда итоговый сбор поступлений был бы больше. Для сравнения, в Казахстане налоговая амнистия для физических и юридических лиц прошла одновременно, и это, в частности, обеспечило высокие сборы. Кроме того, в этой стране государство пошло еще дальше, полностью уничтожив все базы по доходам граждан за "смутные" девяностые годы. Конечно, у нас это вряд ли пройдет, но опыт, тем не менее, поучительный.

Практически все представители бизнеса, с которыми "Единая Россия" обсуждала эту тему, были за то, чтобы урегулировать проблему "старых долгов" 90-х годов, рассказывает В,Груздеву. Речь здесь идет не о прощении, а о легализации, и не нужно путать эти два понятия, подчеркивает он. Кроме того, под амнистию не попадают преступления, по которым уже вынесено судебное решение – как известно, закон у нас обратной силы не имеет. Депутат затруднился предположить, по каким именно отраслям собираемость в ходе налоговой амнистии для юридических лиц будет больше. Он отметил, что сегодня предприниматели, работающие во всех отраслях, понимают – правила игры изменились. За недоплату налогов вполне серьезно можно угодить за решетку, не говоря уж о том, что на бизнесе придется поставить крест. По мнению выступающего, данная амнистия будет носить более массовый характер, нежели в случае с физическими лицами. Сумму, которую удастся собрать, он предположить не рискнул, отметив лишь, что она в десятки раз превысит ту амнистию.

В целом, по мнению В.Груздева, соблазнауходить от налогов сегодня нашим бизнесменам чужд. Российская налоговая система в целом прогрессивна, хотя ряд налогов, таких, как НДС, нуждается в доработке. Глобальная цель налоговой амнистии – улучшить бизнес-климат в России, где, согласно данным соцопросов, едва ли 10 проц населения всерьез рассматривают для себя идею стать предпринимателем. Между тем, в любой стране малый и средний бизнес – двигатель экономики и ядро для формирования среднего класса. И ситуация, когда бизнес, работавший в условиях правового нигилизма и налоговой неопределенности, вынужден по полной расплачиваться за старые грехи, тормозит процесс его становления. Что ж, с одной стороны, можно предположить, что неутешительные итоги амнистии для физлиц обусловлены тем, что люди, зная, что налоговая до них все равно не доберется, не утруждали себя легализацией. С другой – а что мешает владельцу, скажем, палатки или ремонтной мастерской думать точно так же? Ведь, пока государство бросает все силы на взимание недоимок с гигантов вроде ТНК-ВР, мелкий лавочник может спать спокойно.