Прибыль проповедников-сектантов сравнима с бюджетами голливудских фильмов
На модерации
Отложенный
Истории о покалеченных сектами судьбах освещаются в СМИ регулярно, но люди продолжают верить в россказни о возможности воскрешения мертвых за деньги и слушать проповеди душевнобольного, который велит ждать конца света в пещере. Проповедники создают предложение на рынке религиозных услуг, и прибыль от этого бизнеса сравнима с бюджетами голливудских фильмов. О том, что такое секты, и как с ними бороться, «Росбалту» рассказал руководитель Саратовского регионального отделения Центра религиоведческих исследований Александр Кузьмин.
- Александр Валерьевич, что представляет собой секта?
- Ядром этой закрытой сплоченной группы людей всегда является лидер, считающий, что знает некую истину, проповедуемую свыше. Главари сект всегда позиционируют себя как боги, пророки, апостолы самой «правильной» веры. Каждый новый член секты должен думать о том, что она была создана и функционирует только для его блага.
Сейчас в каждом Российском городе с населением от 200 тыс. человек существует около 40 наиболее активных тоталитарных сект. Большая часть из них мимикрирует под православную церковь, так как около 80% жителей России считают себя православными, хотя и не являются активными верующими.
- Чем опасны секты для своих «подопечных»?
- В сектах с самого начала выстраивается система тотального контроля и манипуляции сознанием каждого члена группы. Служители культа внедряют в религию технологии агрессивного маркетинга. Все их методики должны заставить человека отказаться от собственного мнения и погрузиться в псевдокомфорт, замешанный на подчинении образа мыслей логике секты. На базе отвращения к собственной семье строится психологическая зависимость от группы, которую раньше человек даже не знал. Здесь особую роль играют фобии потерять свою связь с сектой и выстроенная психологическая блокировка антисектанских слов и действий.
Когда становится понятно, что член секты уже не сможет уйти самостоятельно, к нему начинают предъявляться очень высокие требования: труд, деньги, личная жизнь, воспитание детей только для блага и во имя секты.
По словам неопятидесятнического пастора Алексея Ледяева, доказать свою любовь к Богу можно только деньгами. Все его последователи должны платить десятину – 10% от всех доходов без учета налогов. В «проповедях по понятиям» заявляется, что «эта часть средств уже принадлежит Богу». К нам даже обращались пенсионеры, которые заявляли, что им такая вера просто «не по карману». По нашим данным, финансовый оборот неопятидесятников в Приволжском федеральном округе оставляет около 4-6 миллионов рублей в месяц.
- То есть секта – это бизнес, а не вера?
- Секты создаются для того, чтобы обогатить ее руководителей за счет рядовых последователей. Распространена ориентация на получение не богатства как такового, а «даров Святого духа» за свои деньги. Один из корейских проповедников говорит, что «если ты хочешь «Мерседес», то должен его потребовать у Бога «. Его последователи любят развешивать плакаты и носить майки со словами «расслабься, Иисус тебя любит», «подсядь на Бога».
- Кто наиболее уязвим перед их воздействием?
- Стать жертвой может каждый человек: это вопрос не интеллекта и возраста, а возможности поддаться обману на духовной почве. Наиболее легкой добычей являются дезориентированные люди, которым не нужно ничего, кроме любимого сорта пива и сериала. Их уровень доверия прямо пропорционален критичности восприятия – они согласны с любым словом, сказанным с энтузиазмом.
Часто человек попадает в сети секты из-за недостатка любви и внимания в семье или, наоборот, мелочной гиперопеки. Все эти факторы создают острую потребность в комфорте, который заменяется религиозной любовью за деньги. Пример из нашей практики – молодой человек покончил с собой, так как считал себя сатанистом. Наши специалисты спрашивали его родителей, как они могли не заметить, что их сын посещает форумы будущих самоубийц и сатанинские сайты, обсуждает со знакомыми «как правильно уйти из жизни». Семья до последнего искренне верила, что «все пройдет само».
Часто преддверием попадания в секту становятся молодежные субкультуры – готы, эмо, и даже antifa. Представители последней организации в Саратове активно посещают дискотеки неопятидесятников, а их «коллеги» в Санкт-Петербурге участвуют в акциях против православной церкви.
- Под видом каких организаций могут «работать» секты?
- Они реализуют свои цели под видом социально одобряемой деятельности. Например, неопятидесятники и мормоны работают на базе школ. После суда в 2004 году «Слово жизни» в Саратове переименовалось в «Епархию церквей христиан веры Евангельской Саратовской области». Поэтому теперь их проповедники могут приходить в школу и заявлять, что они из «епархии».
Представители православной церкви идут в школы, только если их туда пригласят родители и директор школы, иначе это противозаконно. Очень часто это место занимают сектанты – они умеют говорить и работать с детьми и находить общий язык с кем угодно. Были случаи, когда они приходили якобы для распространения знаний о вреде наркотиков. Учителя, не задумываясь, оставляли детей один на один с гостями, а когда приходили в класс, видели, что школьники молятся вместе с ними.
Как мне кажется, в этой среде есть что-то вроде взаимного договора о разграничении сфер влияния. Например, «Свидетели Иеговы» запрещают своим последователям переливание крови, и, как нарочно, идут в роддома и больницы. Неопятидесятники и муниты нацелены на студентов и молодежь, поэтому вербуют последователей на базе вузов, а также тюрем или групп по реабилитации от наркозависимости, «Богородичный центр» обрабатывает военнослужащих.
- Принципы воздействия на всех потенциальных жертв одинаковы?
- Человека, как правило, в секту приводит кто-то знакомый или близкий. В других случаях в дверь квартиры звонят и предлагают стать членом «кружка по изучению Библии». Общение всегда начинается с комплимента, улыбки и позитивного настроя. Кроме того, это хорошо действует на воспитанных в русской культуре людей, которые положительно относятся к человеку, который начал говорить о Боге.
Задача этого этапа работы – любым способом затащить жертву на собрание, ввести в отработанную вербовочную линию. С таких встреч человек возвращается «окрыленный» знакомством с таким количеством «хороших, доброжелательных людей». Он уже не может критично принять и обработать полученную информацию.
Затем новичок перенимает манеру одеваться, мыслить и говорить, как его новые друзья.
Например, неопятидесятники создали свой новый язык – они просто меняют ударения в словах, из-за чего создается чувство единения, когда «рыбак рыбака видит издалека». Кроме того, новый последователь сразу же начинает вести себя как активный проповедник и трудолюбивый член организации – даже в общении с близкими он не может говорить ни о чем другом, кроме как о своей новой вере и своих новых увлечениях.
Например, последователи «Аштар – лечение святыми» ориентируются на решение искусственно созданных проблем. Во время встречи со служителями культа новичка вызывают на сцену и говорят, как нужно встать – носки и пятки вместе, руки вверх, глаза закрыты. Попытка вестибулярного аппарата восстановления правильного положения приводит к легким покачиваниям. Если человек качается из стороны в сторону, «специалисты» говорят о семейном проклятии, если качается вперед-назад – о родовом, не объясняя разницы. В случае, когда тело человека двигается по кругу, его запугивают так называемым «вирусом С-убийцы». Этим человек повергается в шок и просит помощи у «врачевателей». Курс лечения от несуществующей болезни стоит больших денег, поэтому человек продает квартиру и все свое имущество. А когда у него заканчиваются средства — его просто выкидывают на улицу со словами «вы излечились».
- Какие способы привлечения к культу наиболее распространены?
- Все способы основаны на лжи и обмане. Например, мормоны-миссионеры в Саратове часто «работают» в окрестностях студгородка госуниверситета. Члены этой «церкви» расклеивают листовки или устно приглашают молодых людей на встречи «Клуба любителей английского языка». Мотивация молодых людей понятна — студенты и старшие школьники заинтересованы в получении практики иностранного языка, тем более с его носителем. Все мероприятия проводятся как благотворительная программа членов этой организации.
В рамках встреч с миссионерами молодым людям предлагается поговорить о Боге, жизни, смерти, любви. Представители нашего Центра – профессиональные переводчики, посещавшие такие «встречи», — говорят о низком качестве получаемых знаний и полном отсутствии педагогической квалификации таких занятий. Кроме того, на сколько нам известно, у мормонов нет разрешения на проведение педагогической деятельности, поэтому все эти кружки могут быть противозаконными. Ежедневно такие встречи посещает 15-20 человек, в месяц – около 200.
- Как можно обезопасить себя от деструктивного воздействия?
- Прежде всего, знать элементарные признаки секты и основные методики вербовки. Наши специалисты приходят в школы и вузы, чтобы рассказать об этой проблеме с позиции светского сектоведения. После лекции слушатели иногда спрашивают: «А вы сами не из секты?». По этому мы можем судить о том, что уровень критичности восприятия у аудитории повысился и наша работа не прошла даром.
- Есть ли универсальный путь выхода из секты?
- Каждый случай специфичен. Самое важное, на мой взгляд, это искренняя любовь в семье. Родственники ни в коем случае не должны произносить слово «секта» — это может вызвать отторжение и реакцию специальной психологической защиты.
В московское отделение Центра религиоведческих исследований обращались родители молодого человека, который стал последователем мунитов. Ему говорили, что все слова проповедников ложь и Мун –скандальная личность. Юноша казался непрошибаемым – закрывал уши, скандировал свои мантры, называл родителей последователями сатаны. В один момент его отец, взрослый мужчина, отвернулся и начал плакать навзрыд, когда увидел, что творится с его сыном. Только тогда молодой человек увидел страдания, которые принесла секта его близким и начал выздоравливать. Поэтому любой возвращающийся должен видеть, ради чего он ломает свой сектантский образ жизни. Это искусственное состояние может быть заменено только искренней любовью.
- В секты ежедневно попадают сотни людей, можно ли с этим бороться?
- Адвокаты и защитники сект всегда ставят в вину нашей организации попытку ограничения свободы верить или не следовать тем или иным убеждениям. Это право в нашей стране регламентируется только законом «О свободе совести и религиозных объединениях». Однако в российском законодательстве до сих пор нет таких понятий, как «секта» и «психологическое насилие». Мне кажется, нужно поменять подход к проблеме: прежде всего, сказать вслух, что проблема сект существует и ее нужно решать. Это можно сделать как в виде поправок в закон «О свободе совести», так и в виде нового закона о миссионерской деятельности.
Наиболее результативным является опыт Франции в борьбе с деструктивным сектантством. Там создана Межминистерская миссия по проблемам сектантства при правительстве этой страны. В нее входят депутаты, представители традиционных религий, ученые-религиоведы, медики, психологи, культурологи. Проблема должна решаться сообща – представителями власти и общественности.
Саратовское отделение Центра религиоведческих исследований является членом-корреспондентом FECRIS – Европейской Федерации центров изучения и информирования о сектантстве, являющейся консультантом Совета Европы по проблеме сект, то есть мы имеем международный опыт в решении проблемы сект. Кроме того, наш Центр входит в РАЦИРС – Российскую Ассоциацию центров изучения религии и сект, являющейся ведущей организацией, занимающейся проблемой сектантства на всем постсоветском пространстве.
- Александр Валерьевич, над чем Вы работаете уже сейчас?
- Центр религиоведческих исследований добивается судебного запрещения «Свидетелей Иеговы» в Саратове как юридического лица. Аналогичный процесс в Москве шел много лет. В итоге, в 2004 году Головинский суд столицы вынес положительное решение. Если это получится и у нас, то правоохранительные органы смогут воздействовать на них с позиции этого судебного решения. Но нам нужна поддержка жителей, которые в большинстве случаев боятся подписывать заявления в прокуратуру и бороться с сектами в суде за свои права.
Пока же иеговисты распространяют среди своих последователей запрет на переливание крови, привлекают к участию в собраниях секты малолетних детей, препятствуют их здоровому воспитанию. Например, 2 марта 2008 года их представители ходили по квартирам саратовцев и говорили, что выборы — это «дело тьмы и способствование сатане». В своей работе опираемся на заявления наших сограждан, но пока таких заявлений мало — мы ничего не сможем предпринять.
Комментарии