Питер Гринуэй: кинематограф мертв

На модерации Отложенный

Один из самых именитых гостей Московского международного кинофестиваля, кинорежиссер Питер Гринуэй буквально с порога заявил, что фестивали, как и весь кинематограф в целом, изжили себя подобно динозаврам.

Автор фильмов "Повар, вор, его жена и ее любовник", "Живот архитектора", "Чемоданы Тульса Люпера", "Тайны ночного дозора" уже несколько лет выносит кинематографу публичные смертные приговоры. По его личному мнению, о котором режиссер с азартом и завидным постоянством оповещает в каждом интервью, последний раз этот вид искусства подавал признаки жизни перед 31 сентября 1983 года. Ровно в этот день изобрели пульт дистанционного управления, который, как искренне уверен Гринуэй, и поставил крест на кинематографе.

Прилетев в Москву, режиссер прочитал лекцию "Кино умерло... да здравствует кино!", а на следующий день, едва получив слово в беседе с журналистами, сообщил: "Я приехал в Москву на 2,5 дня не для того, чтобы комментировать смерть кинематографа".

Однако не прошло и минуты, как Гринуэй вернулся к излюбленной теме. "Сейчас я вернусь к своим обычным провокациям", - объявил почетный гость 30-го ММКФ. "Да, кинематограф мертв, - констатировал вслед за этим пассажем режиссер своим хорошо поставленным, выразительным голосом. - Вы напрасно тратите свое время на фестивале - фестивали больше никому не нужны.

Пора бы вам заняться каким-нибудь более полезным занятием".

Лично для себя Гринуэй "полезное занятие" уже нашел: в последнее время маэстро широкого экрана известен тем, что разъезжает по музееям и галерям мира с мультимедийными инсталляциями и световыми перформансами, в частности, с тем, который посвящен его фильму "Чемоданы Тульса Люпера" и будет представлен в рамках одного из "умирающих динозавров" - Московского международного кинофестиваля.

"Журналисты, преимущественно молодые, спрашивают в интервью: "Как же так, вы ушли из кино в видео-арт и стали экспериментировать?" Они не очень хорошо знакомы с моей биографией: дело в том, что я прежде всего художник, - поспешил объясниться в этой связи сам Гринуэй. - Кино как раз было отходом от основного рода деятельности. К тому же, в кино для меня всегда было важно прежде всего изображение. Теперь я вернулся к тому, с чего начинал".

"Я бы сравнил то, что происходит сейчас с кинематографом, с гибелью динозавра, - доверительно пояснил Гринуэй, полностью завладев вниманием аудитории. - Знаете, если динозавру в понедельник выстрелить в голову, то до пятницы его хвост все еще будет болтаться". "Надо только решить, когда наступит эта пятница", - так режиссер подвел черту под судьбой самого магического из всех существующих видов искусства.