В Москве появились “оборотни в жилетках”
На модерации
Отложенный
С начала этого года, когда столичные власти распорядились узаконить парковочную деятельность и начать борьбу с поборами, прошло почти полгода. Как изменилась ситуация и есть ли шансы искоренить нелегальные парковки — вместе с милицией проверила корреспондент “МК”.
Напомним: все официальные парковки в городе теперь должны быть автоматизированы. Ты платишь деньги машине, и она же выдает тебе чек. Официальный парковщик, присматривающий за вашим автомобилем, брать у вас дензнаки не имеет права. Цена на легальной парковке в пределах Садового кольца установлена в размере 40 рублей, до 3-го транспортного 30 рублей, а за его пределами 25 рублей.
Сейчас все крупные парковки имеют такие автоматы, и прежде всего это касается очагов парковочного аферизма — московских вокзалов, оставить машину у которых остается проблемой. Их-то и проинспектировали мы вместе с сотрудниками Управления по борьбе в преступлениями в сфере потребрынка столичного ГУВД. Схема проверки проста: милиционер в гражданке паркуется у вокзала на обычной машине, и если к нему подбегает лжепарковщик и берет плату, жулика задерживают. А журналисты наблюдают за ситуацией.
Едем на Киевский вокзал. Машина спокойно припарковалась за углом, где ранее неоднократно были факты поборов, но аферистов поблизости не наблюдается.
— Эх, не “обилетили” нас тут, — вздыхают инспектора после долгого ожидания. Едем на Павелецкий — та же ситуация.
А вот на Курском вокзале совершенно открыто между машин расхаживает упитанный детина в зеленом спецкостюме, не имеющем ничего общего с яркими жилетками официальных парковщиков. Парень подошел к машине с милиционерами и сообщил, что стоянка стоит 150 рублей, а получив требуемую сумму, выдал водителю талончик, отпечатанный на принтере (см. фото), на котором красовалась печать.
Когда аферисту сообщили, что он задержан, тот ничуть не расстроился, попозировал на камеру и даже дал мини-интервью. Лжепарковщик рассказал корреспонденту “МК”, что его зовут Ренат; что промышляет он на этой парковке года четыре; что приехал в столицу из Дагестана и живет здесь вместе с мамой. Поначалу, попав в Москву, Ренат перепробовал много специальностей, но ничего лучше этой не нашел. Кстати, его уже задерживали, и милиции он не боится.
— Надо же мне на что-то жить. А тут неплохо — в день выходит примерно тысяча рублей, — вконец разоткровенничался он. — Я не называю водителям определенную сумму, сколько дадут — столько дадут. Бывают и такие, кто отказывается платить. Тогда я просто отхожу. Не драться же с ними! А так — кто 30 рублей заплатит, кто 100… Тут нет никакой закономерности: бывает, водитель дорогой машины и копейки пожалеет, а небогатый человек хорошо отстегнет.
Впрочем, как позже пояснили стражи порядка, Ренат не говорит всю правду и значительно преуменьшает свой дневной доход. С иного владельца джипа умелый лжепарковщик на вокзале может запросто слупить за “охрану авто” и 500 рублей. Они ведь все психологи, а психологами их сделала улица.
Пока милиция разбиралась с Ренатом, издали за происходящим наблюдала пожилая женщина. А когда парня под прицелом журналистских камер повели к автобусу, она закричала ему:
— Очки-то хоть сними, кинозвезда!
— Вы его мама? — догадалась корреспондент “МК”.
— Нет, не мама… А то меня еще тоже заберут, — ответила женщина и тихо прибавила. — Но на самом деле да, мама…
— А вы не переживаете, что сын ваш таким делом занимается, ведь его в любой момент может забрать милиция?
— А что мне переживать. Он у меня никого не убивает, не грабит. У каждого человека своя работа.
— Ты много не болтай, — пригрозил маме сын из автобуса.
Ренат все хвалился, что доверенные ему наивными водителями машины охраняет на совесть, но вот его увезли в милицию, и теперь стоящие у вокзала авто остались без присмотра — вот еще один жирный минус такой “частной охраны”.
— Лжепарковщиков мы в Москве постепенно искореняем, — говорит начальник отдела Управления по борьбе с преступлениями в сфере потребрынка Владимир Якунин. — Еще недавно они стояли на каждом шагу. А теперь — сами видите — единицы.
Стражи порядка заверили, что на первых двух вокзалах, когда им не удалось обнаружить лжепарковщиков, действительно было чисто — о появлении милиции тех никто предупредить не мог. И пообещали, что полностью стереть продавцов воздуха с лица города — вполне реально.
Впрочем, пока еще есть целый ряд тех, кто заинтересован в поддержании этого “бизнеса”. Например, как это ни парадоксально звучит, легальные парковщики. Не случайно Ренат стоял на Курском рядом с “законными” коллегами. Мошенники обычно делятся с ними выручкой. И у них тоже, кстати, рыльце в пушку: бывает, что и они требуют с припарковавшихся водителей деньги на руки.
— На спине у них написана официальная цена парковки — 40 рублей, но обратите внимание: они обычно носят наплечную сумку так, чтобы та закрывала эту надпись, — пояснили знающие люди.
На Курском вокзале буквально в нескольких метрах от промышлявшего поборами парня стоит охранник. На вопрос “МК”, как он относится к такому соседству, тот поспешил окреститься:
— Мы охраняем только территорию вокзала. А там, — охранник махнул рукой в сторону припаркованных машин, — уже не вокзал. Разбираться с парковщиками полномочий у меня нет.
Самыми проблемными местами в плане парковочных поборов со стороны мошенников в столице пока остаются все вокзалы. Плюс — такие места, как площадь Маяковского, где у театров скапливается много машин, а официальная платная парковка очень маленькая.
Вокзальные псевдопарковщики до последнего цепляются за свой бизнес. Например, стараются работать в позднее время, когда меньше милиции и сонные спешащие водители более сговорчивы. А неуступчивым автовладельцам вымогатели продолжают делать традиционные пакости: в открытую стараются не конфликтовать, чтобы не привлекать внимания окружающих, но машину в отместку исцарапать — это в порядке вещей.
Как отличить мнимого парковщика от настоящего? Можно, конечно, обратить внимание, есть ли на нем жилет со всеми атрибутами типа жетона и бейджика. Но, во-первых, бывали случаи, когда нелегальных сборщиков денег сообщники наряжали в “легальные” жилеты, а во-вторых, купить этот предмет одежды за копейки и прицепить на него фиктивный бейджик может кто угодно. Единственный верный признак настоящего парковщика — это то, что он не берет из ваших рук никаких денег.
Какое наказание предусмотрено для лжепарковщиков законом? Если человека застукали в первый раз, ему придется заплатить штраф до 2 тысяч рублей. Во второй раз ему светит административный арест до 15 суток.
По словам Владимира Якунина, милиции известны случаи, когда задержанному с поличным нелегалу было достаточно и первого раза, чтобы он больше не возвращался на вокзал.
Возможна и более серьезная мера, которую по идее больше всего должны бояться такие аферисты: уголовный срок по статье УК РФ “мошенничество”. Но его можно вменить, лишь если удастся доказать, что задержанный обогатился за счет водителей более чем на 1000 рублей. В принципе, подловить на такой сумме его возможно. Например, если зафиксировать одновременно несколько эпизодов по 150—200 рублей. И если прокуратура захочет такое доказательство принять.
Сейчас уже несколько подобных уголовных дел в Москве направлены в суд. Тех автомобилистов, кто столкнется в городе с незаконными сборщиками денег, милиция просит сразу звонить “02”.
Комментарии