Киномарафон на ММКФ набирает ход

На модерации Отложенный

Московский кинофестиваль оказался в тени футбольного чемпионата и победы российской сборной над голландцами. Если пользоваться спортивной метафорой, то на самом фестивале сейчас проходит групповой турнир. Как и на Евро-2008, главные события 30−го ММКФ еще впереди.

Уже стартовали показы фильмов главного конкурса, режиссерские ретроспективы и внеконкурсные программы. Победителя объявят на церемонии закрытия 28 июня, а пока у московской публики есть шанс познакомиться с основными претендентами на приз, сходить на старое доброе кино или посмотреть на большом экране картины, которых не увидишь в обычном прокате.

Конкурс пока не блистает неожиданными и сильными работами, предлагая на суд жюри и зрителей заурядное фестивальное кино без изысков.

Конкурсная программа 30−го Международного кинофестиваля

«Абсурдистан» // «Absurdistan»

Германия / Азербайджан, 2008, 88 мин.

Режиссер Файт Хелмер. В ролях: Кристина Малерова, Макс Мауфф, Нино Чхеидзе.

«Война на другом берегу» // «Duiande zhangzheng»

Китай, 2007, 90 мин.

Режиссер Ли Синь. В ролях: Чэн Тай Шен, Дай И Чэнь, Хуан Ли Я, Фан Шу Лян.

«Дзифт» // «Zift»

Болгария, 2008, 92 мин.

Режиссер Явор Гырдев. В ролях: Захари Бахаров, Таня Илиева, Владимир Пенев.

«Для моего отца» // «For my father»

Израиль / Германия, 2007, 102 мин.

Режиссер Дрор Заxави. В ролях: Шреди Ябарин, Хили Ялон, Шломо Вишнински.

«Дни и облака» // «Giorni e nuvole»

Италия / Швейцария, 2007, 116 мин.

Режиссер Сильвио Сольдини. В ролях: Маргарита Буй, Антонио Албанезе, Джузеппе Баттистон.

«Луна и другие любовники» // «Der Mond und andere Liebhaber»

Германия, 2008, 101 мин.

Режиссер Бернд Бёхлих. В ролях: Катарина Тальбах, Фрици Хаберландт.

«Мао Цзедун» // «Mao Tse-Tung»

Албания, 2007, 90 мин.

Режиссер Бесник Биша. В ролях: Фадил Хаса, Миола Ситай, Ола Садику.

«На семи ветрах» // «Veðramót»

Исландия, 2007, 100 мин.

Режиссер Гудни Халльдоурсдоттир. В ролях: Хилмир Снаэр Гуднасон, Тина Храфнсдоттир, Атли Рафн Сигурдарсон.

«Однажды в провинции» // «Odnazhdi v provincii»

Россия, 2008, 112 мин.

Режиссер Катя Шагалова. В ролях: Юлия Пересильд, Александр Голубев, Леонид Бичевин, Любовь Толкалина.

«Посетитель» // «The Visitor»

США, 2007, 103 мин.

Режиссер Том Маккарти. В ролях: Ричард Дженкинс, Хиам Аббасс, Хааз Слейман.

«Почти девственница» // «Majdnem szüz»

Венгрия, 2008, 118 мин.

Режиссер Петер Бачо. В ролях: Юлия Убранковиш, Ференц Хубер, Атилла Тот.

«Пробуждение от сна» // «Amanecer de un sueno»

Испания / Польша, 2008, 98 мин.

Режиссер Фредди Мас Франкеза. В ролях: Эктор Альтерио, Альберто Ферреиро, Моника Лопез.

«Простая душа» // «Un coeur simple»

Франция, 2008, 105 мин.

Режиссер Марион Лэйн. В ролях: Сандрин Боннер, Марина Фоа, Паскаль Элб.

«Проще простого» // «Be hamin sadegi»

Иран, 2008, 97 мин.

Режиссер Реза Мир Карими. В ролях: Хенгамех Гажиани, Мехран Кашани, Найерех Ферахани.

«Райские птицы» // «Rayskie ptici»

Украина, 2008, 94 мин.

Режиссер Роман Балаян. В ролях: Андрей Кузичев, Оксана Акиньшина, Егор Пазенко, Олег Янковский, Сергей Романюк.

«Сад» // «Sad»

Россия, 2008, 96 мин.

Режиссер Сергей Овчаров. В ролях: Анна Вартаньян, Игорь Ясулович, Роман Агеев.

Одной из первых продемонстрированных картин стала израильская лента «Для моего отца» (ее оригинальное название — «Shabat Shalom Maradona»). Фильм повествует о бывшем футболисте, палестинце по имени Тарек, который намеревается совершить теракт на рынке в Тель-Авиве. Но в последний момент у него не срабатывает детонатор, и горе-террорист вынужден искать помощи у своих противников. Тарек обещает одному человеку починить крышу в доме в обмен на новую кнопку для его «адской машины». Помимо этого он знакомится с девушкой Карен, убежавшей из семьи ортодоксальных евреев.

«Для моего отца» следует традициям израильского кино: это острая социальная драма, пытающаяся беспристрастно рассказать о таком больном для страны явлении, как терроризм. Главный герой, внешне поразительно похожий на голливудского актера Хоакина Феникса, из террориста превращается в заложника принятого им ранее решения. В Москву представлять фильм прибыли режиссер Дрор Захави, исполнитель главной роли Шреди Ябарин, а также актриса Хили Ялон. Израильскому кинематографу на Московском фестивале посвящена отдельная программа «Израильское кино сегодня», где можно увидеть пять разных картин, в том числе фильм Амоса Гитая «Разрыв».

На фестивале также состоялся показ картины «Абсурдистан» («Absurdistan»). В забытой богом деревеньке Абсурдистан сломался водопровод. Женщины устраивают забастовку и обещают лишить мужей секса, пока те не вернут воду. Главному герою — молодому человеку Темелко придется взять решение проблемы в свои руки, чтобы получить возлюбленную Айю.

У «Абсурдистана» пока самый низкий рейтинг фестивальной критики (5,19 пункта; для сравнения, у «Для моего отца» — 7,38). Столь низкая оценка справедлива: перед нами наивная и нелепая безделушка а-ля поздний Кустурица. Такое кино обычно очень нравится зрителям, но критики его на дух не переносят.

Приехавший в Москву режиссер «Абсурдистана» Файт Хэлмер на пресс-конференции заявил, что замысел этого фильма пришел ему семь лет назад, после того как он случайно прочитал короткую заметку в газете о турецких женах в одном из селений, устроивших забастовку своим мужьям. Так как в «Абсурдистане» мало реплик главных героев (зато слишком много закадрового голоса — как ни странно, на русском языке), актеров он искал по всему миру, проводя интернациональный кастинг. В результате главные роли достались Кристине Малеровой и Максу Мауффу, которых можно было увидеть и в фильме, и на его презентации.

На фестивале была показана одна из двух российских картин в конкурсе ММКФ — «Сад» Сергея Овчарова. Этот фильм является экранизацией пьесы Антона Чехова «Вишневый сад». Картина стилизована под эстетику старого немого кино с сопровождающими действие титрами, бойкой музыкой и ускоренным движением актеров в кадре. Выбранный режиссером стиль претендует на оригинальность, но выглядит всего лишь адаптированной для экрана театральной постановкой. Несмотря на замечательную актерскую игру, подобное кино кажется анахронизмом и его сложно всерьез рассматривать в качестве претендента на главный приз фестиваля. Фильму далеко до «Чеховских мотивов» Киры Муратовой, участвовавших в конкурсе фестиваля в 2002 году.

В следующей картине конкурсной программы также говорят на русском языке, хотя сам фильм заявлен от Украины. Главные герои «Райских птиц» Романа Балаяна — киевские писатели-интеллигенты, которые втихаря строчат антисоветские произведения.

Один из них — молодой и талантливый Андрей Кузичев приходит за оценкой своей работы к уже признанному в мире диссидентов творцу Коленьке (Олег Янковский) – именно так его называет молодая любовница в исполнении Оксаны Акиньшиной. Герой Янковского высоко оценивает труд юного автора и убеждает его, что все великие писатели наделены даром летать. Причем не только над обыденностью, но и в реальности, словно райские птицы. Кроме того, Коленька открывает ему свой главный секрет: он с молодой любовницей уже давно планирует перелет Киев — Париж, но прежде чем его совершить, все-таки хочет обучить молодое поколение мастерству свободного полета.

Сценарий «Райских птиц», основанный на книге писателя-эмигранта Дмитрия Савицкого «Вальс для К», написал соавтор Балаяна Рустам Ибрагимбеков. Вместе они работали над картинами «Филер», «Храни меня, мой талисман» и «Ночь светла». Ко всему прочему, «Райские птицы» стали одним из самых дорогих кинопроектов Украины. Критики уже успели дать картине высокие оценки, теперь остается ждать, сумеют ли «Райские птицы» взлететь над остальными картинами основного конкурса.

Из уже показанных в конкурсе работ пока наиболее достойной приза выглядит испанская картина «Пробуждение от сна» («Amanecer de un sueno») режиссера Фредди Маса Франкеза.

Этот неторопливый, неспешный фильм разбит на две части. В первой половине зритель сопереживает мальчику Марселю, оставленному мамой-официанткой на попечение ее отца Паскуале. Взаимоотношения внука и деда показаны в фильме с глубокой степенью доброты и искренности. Во второй части картины, наоборот, уже Марсель заботится о своем постаревшем дедушке, у которого врачи обнаружили болезнь Альцгеймера. После его смерти он отправляется в Берлин на поиски своей матери. Эту драму отличают замечательная режиссура и блестящая игра Хектора Альтекрио, исполнившего роль деда.

Где посмотреть фильмы кинофестиваля

к/т «Художественный» (Арбатская площадь, 14, тел.: (495) 202−1361, 291−0247)

мультиплекс «Октябрь» (улица Новый Арбат, 24, тел. (495) 980−8892)

Дом кино (улица Васильевская, 13, тел. (495) 251−4065)

к/т «Пушкинский» (Пушкинская площадь, 2, тел. (495) 545−0505)

Впереди показы десяти фильмов конкурсной программы, поэтому еще рано строить прогнозы и гадать, кому же достанется главный трофей. Основная борьба сейчас разворачивается во внеконкурсных программах – зрители усердно листают программки, высчитывая оптимальное соотношение, которое позволило бы им успеть посетить максимальное количество интересных фильмов.