Новый этап в развитии России - окончательная африканизация
Новостями в России всё больше и чаще становятся убийства. В данном случае два убийства на этой неделе. Убийство православного священника Даниила Сысоева, обращавшего в православие мусульман, активно обращавшего, проповедовавшего даже среди ваххабитов. Эта публика не любит, когда ей что-либо проповедуют. Другое убийство (это фактически убийство) - смерть в СИЗО юриста Сергей Магнитского, представлявшего интересы Уильяма Браудера, внука основателя американской компартии и главы фонда Hermitage Capital.
Убийство г-на Магнитского - это такой новый этап в развитии России, я бы сказала окончательная африканизация. Это история, после которой инвесторы будут друг другу говорить: «Ты знаешь, в России не только отнимают бизнес, в России потом юристов убивают в СИЗО». Я долго думала о том, как рассказывать об этой смерти. Я довольно подробно рассказывала об истории г-на Браудера. Можно очень коротко сказать то, что я сказала, можно входить в детали. Я, пожалуй, войду в детали, несмотря на то, что это очень сложная история, юридически и логически она так задумана. Процессы отъема собственности, процессы возвращения налогов с помощью липовых исков в судах - это, действительно, сложно.
Прежде всего, кто такой Уильям Браудер и что такое фонд Hermitage Capital. Уильям Браудер занимался тем, что называется «гринмейлом». Это достаточно почетное занятие даже на Западе. Гринмейл - это когда человек, который покупает акции компании, потом начинает действовать на нервы ее владельцам, либо вынуждая их выкупить по более высокой цене, либо пытаясь... Обычно вынуждая их выкупить по более высокой цене. Гринмейл г-на Браудера в России имел специфическое направление. Кстати, он был очень полезен для общества, потому что, например, г-н Браудер покупал акции «Газпрома», а потом говорил: «Знаете, «Газпром» плохо управляется». Но если акции покупались обратно, то претензии к управлению «Газпромом» снимались. Но в процессе было интересно выяснить, как именно управляется «Газпром».
Господин Браудер приставал ко многим российским компаниям. В конце концов он пристал к компании «Сургутнефтегаз». Если вы помните, известный политолог Станислав Белковский предположил, что ее совладельцем является Владимир Владимирович Путин. На «Сургутнефтегазе» Браудеру не обломалось, его начали преследовать. В результате он продал свои активы, фонд продал свои активы. Кстати, так получилось, что фонд продал активы до кризиса, и Браудер оказался человеком, который очень много на России заработал денег.
История классической диктатуры, или классического авторитаризма, заключалась бы в том, что такой наглый «гринмейлер», который сунул нос туда, куда не надо, он получил бы уголовное дело и вынужден был бы уехать из России. У нас совершенно не диктатура, у нас совершенно не авторитаризм, у нас нечто особое. Что случилось с г-ном Браудером? В его компаниях стали происходить обыски. В частности, в рамках этих обысков были изъяты следователем, если не ошибаюсь, Кузнецовым - именно эту фамилию в своих показаниях называл Магнитский, и именно эти показания стали для Магнитского, как я полагаю, смертным приговором, - так вот неким следователем Кузнецовым были изъяты учредительные документы и печати фирм, которыми пользовался Браудер для торговли акциями. Эти фирмы назывались «Парфенион», «Махаон» и «Рилэнд», что не важно.
Я сделаю маленькое отступление, объясню, как в России происходит торговля акциями. Для минимизации налогов заводится «мартышка», через эту «мартышку» идут трансакции, потом эту «мартышку» сдают на убой в специальную контору. В данном случае такие «мартышки» были изъяты у г-на Браудера. И было бы логично предположить, что будет заведено какое-то дело об уклонении от уплаты налогов. Но произошла удивительная вещь. Эти «мартышки» с изъятыми учредительными документами и с изъятыми печатями, они попали в руки каких-то мошенников - изъятые, напоминаю, следователем Кузнецовым и другим каким-то следователем Карповым, которого тоже упоминает Магнитский в своих показаниях, - после этого некая группа мошенников подала к этим «мартышкам» от имени другой «мартышки», которая называлась ЗАО «Логос Плюс», в Петербурге иск. Иск был устроен очень хитро. В нем говорилось о том, что «Логос Плюс» когда-то попросил этих «мартышек» купить акции «Газпрома», они не исполнили это поручение. С тех пор акции возросли в цене. Разница является упущенной выгодой. Иск был удовлетворен. «Мартышки» написали в налоговую инспекцию - давно скончавшиеся «мартышки», - что у них, видите ли, из-за вот этого иска задним числом пересчиталась сумма налога на прибыль, и попросили их эту сумму налога на прибыль вернуть. Всего получилось 5,4 млрд. рублей.
При этом эти поддельные конторы, они были перерегистрированы в двух российских налоговых инспекциях - № 25 и № 28. Выведенные деньги были обналичены через банк УБС (Универсальный Банк Сбережений), и всё это пропало. Еще раз повторяю - 5,4 млрд. рублей. Причем заметьте, схема эта очень сложная, она предполагает знание механизмов финансового рынка. Это не иск «Рогов и копыт» к слону и коту. И Магнитский в своих показаниях называет два имени следователей, которые участвовали в процедуре. Он называл следователя Кузнецова и следователя Карпова, цитирую: «Кузнецов присутствовал при обыске филиала Hermitage и заявил кому-то из коллег, которые присутствовали при обыске, что надо было встречаться, когда им предлагали, тогда бы ничего такого не произошло».
И в беседе со мной заместитель г-на Браудера Вадим Клейнер вчера назвал еще одной имя, это имя человека по фамилии Клюев. Это довольно известное в бизнес-кругах имя. Дело в том, что человек по фамилии Клюев замешан в скандале с отъемом акций Михайловского ГОКа. Тогда, если помните, тоже была очень интересная афера, когда акции Михайловского ГОКа, крупнейшего российского промышленного предприятия, почти за 2 млрд. долларов покупала компания «Металлоинвест» Алишера Усманова. И вдруг накануне продажи она чуть не была сорвана, потому что оказалось, что в каком-то Усть-Зажорском суде эти акции арестованы по иску фирмы «Рога и копыта» к фирме «Свиньин и кот». Фирма «Рога и копыта» утверждала, что эти акции не могут быть проданы, поскольку она их купила у «Свиньина и кота». Это как если бы Латынина купила у Венедиктова Кремль, предъявила бы соответствующее исковое заявление и сказала: «Странно, я заплатила деньги Венедиктову за Кремль, а он мне по-прежнему не принадлежит».
Это тоже очень изощренная схема мошенничества.
Тогда Алишер Усманов был совершенно разъярен, он попытался найти людей, которые за этим стоят. Алишер Усманов предполагал, что за этим стоят его соперники по металлургическому бизнесу. А исполнителем был как раз человек по фамилии Клюев, который, пользуясь поддельными паспортами, всё это и провернул. Тогда Клюева забрали и даже, по-моему, посадили условно на три года. Клюев этот был тогда очень косвенно связан с одной из наших крупных инвестиционных компаний «Ренессанс Капитал». В каком смысле косвенно связан? Он там где-то подвязался в службе безопасности. Насколько я понимаю, как раз из «Ренессанса» его тоже к этому времени уже выперли, вместе с другими сотрудниками службы безопасности. Теперь можно понять почему.
Дело в том, что опять же в результате расследований Браудера выяснилось, что фонд Hermitage был не единственный, который таким образом накололи на налогах. Еще раз повторяю, проблема всех российских крупных инвестиционных компаний заключается в том, что эти «мартышки» используются, а потом они сдаются на убой в специальную контору. Грубо говоря, как вы мусор выбрасываете, сдаете в специальную контору мусорщику, а что он там с ним делает, не известно. Вот, судя по всему, такая же история произошла с некоторыми компаниями, которыми пользовалась для оптимизации налогов компания «Ренессанс Капитал». Там тоже фигурирует налоговая инспекция, там тоже фигурирует банк УБС (Универсальный Банк Сбережений), неформальным владельцем которого, по утверждению г-на Клейнера, и являлся г-н Клюев, и там тоже фигурируют те же самые фамилии в липовых исках.
Естественно, компания «Ренессанс Капитал» - а у нее эта беда случилась за полтора года до истории Браудера - не подняла никакого шума. И сейчас я объясню почему. Дело в том, что понятно, что деятельность такой банды - а это банда, - которая занимается оформлением липовых исков с последующим возвращением налогов от государства, она, понятно, не может осуществляться без крупного прикрытия людей в погонах. И жить в России, быть инвестиционным банком и пытаться достать этих людей себе дороже. В конце концов, «Ренессанс» или любой другой инвестиционный банк что мог подумать? Хорошо, я выпил молоко из пакета, я этот пустой пакет выкинул в мусорное ведро. Какое мне дело, что стало потом с этим пакетом в мусорном ведре? Лучше молчать и не гнать волну. Если меня ограбили, это не важно, ограбили же не меня, а государство. Собственно, видимо, на это и был расчет мошенников. Меня спрашивают, что такое «мартышка». «Мартышка» - это сленговое название фирмы, которая является липовой фирмой, использующейся для чего угодно, в данном случае для оптимизации налогов.
Естественно, что ни одна российская фирма в подобной ситуации не стала бы поднимать шума. А г-н Браудер, который является «гринмейлером», который к этому времени уже жил на Западе, у которого все активы были проданы, которому терять было нечего, он поднял крик, когда это обнаружил. Он сказал: «Ой, у меня украли компании». Еще раз повторяю, это не компании, это «мартышки». Но это не меняет того факта, что некая группа людей, которые имеют доступ к печатям и документам, изъятым при обысках, таким потрясающим способом обналичили 5,4 млрд. рублей, только из российского бюджета, только на фирмах Браудера. Сколько они наварили на фирмах «Ренессанса», я не знаю.
По утверждению г-на Клейнера, эти деньги обналичивались через банк УБС (Универсальный Банк Сбережений). Более того, практически никаких других трансакций этот банк не вел. Это всё по утверждению г-на Клейнера. Я лично советую ему и г-ну Браудеру выступить на пресс-конференции с объяснением всего того, что произошло. Не говорить недомолвками, намеками, а просто после этой трагедии рассказать подробно всё, что они знают об истории. Не пытаться где-то договориться налево, не пытаться на кого-то нажимать, а просто рассказать всё, что было. Иначе у нас у всех будет впечатление, что нами пользуются, пользуются в связи со смертью Сергея Магнитского.
Что произошло дальше, после того, как Браудер поднял шум? Почему он поднял шум? Это тоже был вариант «гринмейла», только на этот раз уже государства. «Вы посмотрите, что у вас в России делается: «Налоги воруют, вместо того чтобы расследовать мою деятельность». Произошла совершенно невероятная вещь. Дело было возбуждено уже против Уильяма Браудера, против его юристов, его адвокатов со словами: «Это его компании. Значит, это они украли деньги». Ну, знаете, господа, если Уильям Браудер может за один день добиться перечисления возврата налога на прибыль по таким липовым основаниям из российского бюджета, то, значит, у нас нет ни президента Медведева, ни премьера Путин, значит, у нас в стране правит Уильям Браудер. Значит, я чего-то не знаю о российской действительности. И в рамках этих уголовных дел возникла совершенно невероятная ситуация.
Как я уже сказала, нет ощущения, что та группа мошенников, которая таким образом обналичивала налоги, что она была где-то невероятно высоко, она явно не имела отношения к владельцам компании «Сургутнефтегаз», из-за которой всё началось. Но проблема российской милиции и российского следствия заключается в том, что, если кто-то в следствии или в полиции совершил преступление, его всегда покрывают и, соответственно, становятся соучастниками. И началась невероятная лавина уголовных дел, в ходе которых были объявлены в розыск адвокаты, представлявшие компанию Hermitage, в ходе которых был арестован Магнитский, который дал вышеназванные показания. Напоминаю, что это единственный человек, который публично в своих показаниях озвучил имена следователя Кузнецова и следователя Карпова. И над Магнитским в тюрьме издевались. Фактически это была пытка, средневековая пытка.
Тут у нас официальные лица заявляли, что Магнитский ни на что не жаловался. У меня тут огромный список жалоб - может быть, мы их вывесим на своем сайте, - просто целая пачка, в которых Магнитский писал. Он был болен, он писал с просьбой предоставить ему лечение. На него, видимо, давили, чтобы он дал показания, нужные следствию. А очень трудно рассказать, что это Уильям Браудер сам украл у российского государства налоги, которые он сам же и заплатил. И вот теперь мы имеем то, что мы имеем. Мы имеем случай абсолютного африканского беспредела, в ходе которого ответственность за всё это дело, естественно, ложится и на президента Медведева, и на премьера Путина. Потому что всё, что я вам рассказывала в течение 20 минут, понятно, что никакой иностранный инвестор в эти тонкости вникать не будет. Он скажет: «Россия - это страна, где меня не только могут обобрать, но где меня физически могут убить в СИЗО».
Комментарии