Готова ли Европа к жизни после Джорджа Буша?

На модерации Отложенный Его уход откроет возможности для новых трансатлантических отношений, но восстановление нанесенного им ущерба будет непростой задачей

Пока Буш беспомощно кружит над Европой, как хромая утка со сломанным крылом, очевидный энтузиазм по поводу его ухода с международной арены меркнет при оценке масштабов проблем, появившихся за время его правления. Президентство Буша было постоянной катастрофой, и надежды на его скорейшее завершение понятны. Но мы должны быть готовы к последствиям прошедших восьми лет, и простым захлопыванием двери за Бушем мы не избавимся от всех бед, вне зависимости от того, кого выберут на его место.

Я насчитываю не менее шести многосторонних основных тем, которые заслуживают срочного и внимательного рассмотрения, когда Буш прибудет сегодня Лондон: Ирак и Ближний Восток в более широком смысле, изменение климата и энергетическая геополитика, торговля, долги и постоянная бедность, Афганистан, Пакистан и международный терроризм, подъем азиатских держав, таких как Китай, Россия и Индия, и, наконец, Иран с его ядерной программой – этот список даже не включает такие критические вопросы, как Дарфур и Гуантанамо. И прежде, чем мы сможем приступить к рассмотрению этих проблем, первоочередной задачей для новой администрации станет обновление трансатлантического альянса.

Соединенные Штаты сейчас слабее, чем когда-либо со времен окончания холодной войны и, возможно, даже значительно дольше. Подозрения по поводу мощи Соединенных Штатов возникли потому, что они безрассудно использовали свои силы, превзойдя все возможные пределы. Традиционных союзников Америки в Европе, в свою очередь, порицали из-за границы за отсутствие поддержки или подвергали критике изнутри по той же причине. Большая доля ответственности за трансатлантические отношения лежит на Вашингтоне, но европейцы тоже с легкостью отказались от того, чего им не хотелось делать. Соединенные Штаты по-прежнему являются мировой доминирующей военной и экономической державой, но остается открытым вопрос о том, сможет ли хоть один американский президент, который придет к власти после Буша, управлять международным сообществом в том же духе, как и его предшественники, и будет ли такое лидерство желаемым.

Крах внешней политики Буша стал важным уроком, он показал, что даже такое сильное государство, как Соединенные Штаты, не может добиться своих целей в сегодняшнем международном пространстве без значительных вкладов со стороны союзников.

Другим последствием неудачной политики Буша стало то, что теперь задача получения поддержки сделалась гораздо более сложной. Следующий президент должен заново создать моральную основу для американского международного лидерства и убедить европейцев примкнуть к Соединенным Штатам в истинном партнерстве с целью борьбы с угрозами современного мира. Одни будут проявлять понятную сдержанность, другие будут резко против. Однако проблемы, с которыми мы столкнулись, так велики, что мы не можем больше позволять себе роскошь оставаться в стороне в надежде, что кто-нибудь другой займется их решением.

Тем, кто пытается представить себе, каким будет мир без доминирования сильных и влиятельных Соединенных Штатов в альянсе могущественных партнеров, не надо далеко ходить за примером – достаточно вспомнить о шатком положении НАТО в Афганистане. После вторжения американских сил в Ирак Америка не могла больше предоставлять сухопутные войска в нужном количестве, и НАТО пришлось выпрашивать у других членов организации войска для заполнения образовавшейся бреши. Некоторые страны согласились, но другие – нет, и в результате успех миссии в Афганистане оказался на волоске. Не путайте Афганистан с Ираком. ООН одобрила военную миссию в ответ на внезапное нападение на Соединенные Штаты. Успех операции на ранних порах мог в дальнейшем вернуть Афганистан в международное сообщество после десятилетий противоборства. НАТО в 2003 году взяло на себя эту миссию, свою первую миссию за пределами Европы, и теперь самая успешная и долговременная организация международной безопасности XX века с трудом пытается доказать свое соответствие радикально изменившейся реальности глобальной безопасности XXI века.

Но даже на обломках президентства Буша и перед лицом этих огромных проблем остается надежда. Его правление было такой очевидной катастрофой, что будет легче перевернуть страницу последних восьми лет, создав условия для новой эры трансатлантических отношений. Новой администрации придется снова завоевывать лидирующие позиции на международной арене. Этот процесс сопряжен со скрытыми опасностями для союзников США. Бремя международного лидерства распределится более равномерно. Готова ли к этому Европа?