Уго Чавес заканчивает гражданскую войну в Колумбии

На модерации Отложенный

Вчера президент Венесуэлы Уго Чавес призвал колумбийское повстанческое движение "Революционные вооруженные силы Колумбии" (FARC) сложить оружие и освободить всех заложников. До сих пор Уго Чавес являлся скорее защитником этой группировки и призывал исключить ее из списка террористических организаций. Такая перемена означает, что после гибели двух своих лидеров FARC, более сорока лет воюющая против властей Колумбии, может сложить оружие и, возможно, при помощи Уго Чавеса постарается сменить тактику и превратиться в оппозиционную силу в Колумбии.

"Партизанская война уже ушла в историю. В настоящий момент в Латинской Америке больше нет места партизанским войнам",— заявил президент Венесуэлы Уго Чавес в традиционном воскресном эфире своей телепередачи "Алло, президент!". Он обратился прямо к руководителю колумбийской повстанческой армии FARC Альфонсо Кано: "Я думаю, настало время освободить всех заложников, которые у вас есть, не прося ничего взамен. Это будет великий гуманитарный жест".

Подобный призыв Уго Чавеса для многих стал неожиданностью. Дело в том, что до сих пор президент Венесуэлы относился к колумбийским повстанцам с большим сочувствием. Еще в начале этого года, например, Уго Чавес призывал исключить FARC из международных списков террористических организаций и признать группировку законной воюющей стороной. Власти Колумбии давно уже обвиняли Венесуэлу в том, что она оказывает финансовую помощь FARC, а также снабжает ее оружием, однако сам Уго Чавес всегда отрицал существование каких-либо связей с FARC, уверяя, что все контакты осуществляются только для того, чтобы вести переговоры об освобождении заложников.

Столь кардинальное изменение позиции Уго Чавеса является следствием череды событий, которые происходили с FARC в последние месяцы. Еще 1 марта колумбийские войска осуществили спецоперацию на колумбийско-эквадорской границе, в ходе которой был убит второй номер в иерархии FARC Рауль Рейес, а также захвачено несколько компьютеров и документов, принадлежавших лидерам колумбийских повстанцев.

Венесуэла и Эквадор отреагировали на эту спецоперацию крайне болезненно — президенты двух стран Уго Чавес и Рафаэль Корреа обвинили Колумбию в попытке развязать войну. В ответ Богота объявила, что в захваченных компьютерах имеются доказательства того, что FARC получала финансирование и оружие от властей Венесуэлы и Эквадора — в частности, свидетельство того, что правительство Уго Чавеса выделило боевикам $300 млн. Жесткие диски компьютеров были переданы на анализ в Интерпол. И в конце мая руководство Интерпола объявило, что они являются подлинными.

Уго Чавес назвал заявление Интерпола "клоунадой", однако на остальные страны оно произвело более серьезное впечатление. Фактически появление подобных улик могло довольно быстро привести к введению международных санкций против Венесуэлы. В американский конгресс уже внесен законопроект республиканца Конни Мака, предполагающий признать Венесуэлу страной—спонсором мирового терроризма.

В своем воскресном выступлении Уго Чавес признал, что его призыв к FARC сложить оружие является попыткой обезопасить Венесуэлу от грозящих ей международных санкций. "Вы, люди из FARC, должны знать вот что. Вы стали предлогом, которым империя пользуется для того, чтобы угрожать всем нам,— заявил Уго Чавес.— Но в тот день, когда в Колумбии воцарится мир, у империи не будет больше предлогов".



Россия между тем официально до сих пор никак не отреагировала на расследование Интерпола и заявления Колумбии о том, что Венесуэла спонсирует FARC, однако в Москве пристально следят за развитием событий. Дело в том, что на начало июля был намечен визит Уго Чавеса в Москву, в ходе которого он должен был подписать несколько важных контрактов о закупке российской военной техники. Однако этот визит без объяснения причин был отложен на неопределенный срок. Тем временем Россию посетил вице-президент Колумбии Франсиско Сантос, встретившийся с президентом Дмитрием Медведевым и принявший участие в Санкт-Петербургском экономическом форуме. Очевидно, что тема связей между Венесуэлой и FARC поднималась во время переговоров.

Введение международных санкций против Венесуэлы для Москвы было бы крайне невыгодно, так как в этом случае российский ВПК лишится уже заключенных контрактов. Поэтому можно предположить, что решение призвать FARC к прекращению огня Уго Чавес сделал в том числе и под давлением из Москвы.

Призыв Уго Чавеса к руководству FARC мотивирован еще и тем, что повстанческое движение, воюющее против властей Колумбии уже около сорока лет, обезглавлено. В марте этого года оно потеряло не только второго человека в своей руководстве Рауля Рейеса. От сердечного приступа умер основатель и лидер организации Мануэль Маруланда, а видный руководитель боевиков Иван Риос был застрелен своим подчиненным.

Существование FARC в нынешнем виде больше неэффективно и невыгодно Уго Чавесу. Мечтой венесуэльского лидера, продолжающего враждовать с руководством Колумбии, является воссоздание Великой Колумбии, государства Симона Боливара — оно состояло из собственно Колумбии, Венесуэлы, Эквадора, Панамы, а также включало части Коста-Рики, Гайаны, Перу и Бразилии. Однако рассчитывать на то, что FARC завоюет власть в Венесуэле военным путем, Уго Чавес не может — в этом смысле ему выгоднее, чтобы группировка разоружилась и вступила в политическую борьбу, чтобы прийти к власти невоенным путем.

Судя по последним заявлениям лидеров FARC, они тоже склоняются к подобному сценарию. При этом на сайте, симпатизирующем FARC, на прошлой неделе было размещено заявление одного из лидеров движения, Ивана Маркеса. В нем говорится, что группировка сложит оружие только в том случае, если в Колумбии будут проведены новые выборы, а правительство страны будет смещено. Кроме того, по мнению Маркеса, нынешний президент Колумбии Альваро Урибе виновен в том, что он замышляет убить президентов Венесуэлы и Эквадора Уго Чавеса и Рафаэля Корреа. В заявлении также говорится, что главная цель деятельности FARC — "передать власть в руки народа".

Никаких заявлений по поводу заложников, находящихся в руках FARC, боевики пока не делали (всего около 750 заложников, самым известным из которых является бывший кандидат в президенты Колумбии Ингрид Бетанкур). В прошлом бойцы FARC заявляли, что они готовы освободить заложников только в обмен на своих товарищей, которые сидят в тюрьмах в Колумбии и США. Однако в воскресенье Карлос Лосано, редактор венесуэльской коммунистической газеты, который в прошлом считался посредником между правительством и FARC, заявил, что уже общался c Альфонсо Кано и ожидает, что в ближайшее время ситуация будет меняться к лучшему.