Кто такие геокешеры?

На модерации Отложенный

Для большинства окружающих геокешеры — это люди, которые, насидевшись в душных офисах, готовы придумать самый нелепый предлог, чтобы слинять на природу. Потому что геокешинг — это занятие, ради которого взрослые, состоявшиеся граждане отказываются от культурного отдыха с шашлыками на даче, берут свой GPS-навигатор, карты, садятся во внедорожник и уезжают искать пластиковый контейнер с пустячным содержимым.

Спасибо президенту
Родиной геокешинга принято считать США. Сначала в 2000 году президент Билл Клинтон широким жестом открыл миру систему глобального позиционирования (GPS), сняв с технологии секретность и расширив сферу ее применения от военной стратегической до мирной. Первыми возрадовались простые граждане, страдающие хронической дезориентацией в пространстве. Вторым был американец Дейв Алмер, житель Портленда, штат Орегон, который едва ли не на следующий день сделал объявление для своих друзей о новом способе применения системы спутникового слежения. Алмер зарыл в пригороде Портленда тайник, в который положил всякую всячину — от книг и видеоносителей до компьютерных программ и денег. Затем он опубликовал географические координаты тайника в интернете и предложил своим друзьям, таким же затейникам, этот тайник найти. Общественность откликнулась, и в течение следующего месяца был зарегистрирован сайт, заложено еще несколько тайников, причем не только на территории США — игра вышла за пределы страны. Первоначальное название stash (или "пряталки"), заимствованное из воровского жаргона, пришлось поменять на нечто более благопристойное. Так родился геокешинг.

Пару лет спустя и у нас появились люди, искренне увлеченные поиском тайников. Геокешинг появился в России как радио: в одно время, но в разных местах.

Рассказывает Дмитрий Коровин, один из организаторов геокешинга в России: "Я тогда серьезно увлекался внедорожным туризмом; получилось так, что одно мое увлечение переросло в другое. Я знал о том, что такая игра, как геокешинг, есть за рубежом, и мне захотелось организовать нечто подобное у нас". В начале 2002 года Дмитрий Коровин вместе с единомышленником Андреем Заславским начал разрабатывать интернет-сайт, где разместились бы база данных тайников и информация об игре. "В середине марта,— рассказывает Дмитрий,— когда у нас почти все было готово к запуску проекта, вдруг в интернете независимо от нас появляется www.geocaching.ru — сайт на ту же тему, но сделанный в "ручном режиме" и минимальным функционалом. Оказалось, идея зрела не в одной голове. Пришлось идти на контакт с конкурентами. Встретились, поговорили... и решили сотрудничать — объединить сайты. К тому времени мы провели серьезную работу, наша версия была автоматическая, поэтому технически мы превосходили первый сайт". Сегодня по указанному адресу в интернете находится крупнейшая база данных тайников (около 3,5 тыс.), а число посетителей составляет несколько тысяч человек в день. Подсчитать точнее количество игроков невозможно, поскольку для доступа к координатам не требуется строгой регистрации (в отличие, кстати, от западных аналогов), а "поиском сокровищ" люди занимаются не только в одиночку, но и семьями и в компаниях друзей. К тому же игра не требует непрерывного участия: можно играть время от времени. Тем не менее если в 2002 году игра начиналась с 11 игроков, то сегодня их число можно оценить в несколько десятков тысяч человек.

Идем по азимуту
Правила геокешинга довольно просты. Заложив тайник, игрок публикует координаты на сайте, чтобы другие участники могли его отыскать. Эта задача может показаться слишком примитивной только тому, кто не пробовал осуществить ее на деле. "Навигатор, который приведет вас в пункт назначения,— поясняет Дмитрий Коровин,— может давать координаты с погрешностью до 15 м в зависимости от местности и расположения спутников. На 15-30-метровом участке земли (воды, леса, гор, скал) отыскать тщательно спрятанную пластиковую коробку непросто, а на сложной местности — так просто невозможно". Поэтому к географическим данным о местонахождении тайника в интернете зачастую добавляются фото места закладки, описание маршрута, а иногда и список туристического оборудования, которое понадобится в пути.

Игроки со стажем делают тайники изощренными способами: например, убежденные поклонники пешего туризма закладывают их там, куда на машине ни при каких обстоятельствах не заедешь — рано или поздно автомобиль придется бросить и до тайника идти пешком. Геокешеры вообще подразделяются на группы "по интересам": среди них есть лодочники, джиперы, убежденные пешеходы, трофи-рейдеры.

Кроме того, и тайники бывают разными. Классический тайник — уже упомянутый герметичный пластиковый контейнер, в который непременно помещены блокнот и карандаш, чтобы игрок мог отметиться в списке нашедших, и еще набор любых предметов, дорогих сердцу геокешера и, как правило, не представляющих ценности для человека извне.

Согласно правилам, нашедший контейнер имеет право забрать из него любой предмет, заменив его чем-то равноценным. В контейнер не кладут еду: может испортиться. Не кладут деньги и ценные вещи: координаты тайника в интернете находятся в свободном доступе, и поэтому он может стать добычей воров.

Еще одна разновидность тайников — виртуальные, когда добычей геокешера является не пластиковая коробка с секретом, а информация, подтверждающая, что игрок до места дошел. То есть человеку надо прибыть на место, изучить его и ответить на вопрос — например, сколько колонн у какой-нибудь постройки или что написано на табличке у входа на объект. Такие виртуальные тайники часто создаются зимой, когда контейнер в замерзшую землю не зароешь и на поверхности не спрячешь (на снегу остаются следы "автора").

Самый интересный вид тайников — квестовые, усложненные пошаговые виртуальные тайники. Они представляют собой цепочки заданий, выполнение очередного — это ключ к следующему этапу маршрута. Например, чтобы узнать одну из координат, нужно решить математическую задачу, или ответить на вопрос по истории, или выполнить другое, столь же затейливое задание.

От Москвы до окраин
Одно из ключевых требований в игре — тайник нельзя заложить просто так: местность или конкретный объект на пути геокешера должны представлять географический, исторический или еще какой-нибудь интерес. Потому дух у геокешинга вполне патриотичный: важно не только что-нибудь спрятать или найти, но и узнать наконец, с чего, например, начинается родина. Все неинтересные, с точки зрения организаторов, тайники из базы удаляются.

Игроки, надо сказать, реагируют на ликвидацию их тайника чрезвычайно болезненно. И здесь возникает вопрос, кто и зачем участвует в этой игре и насколько глубоко в нее погружается. Игра не диктует ограничений по возрасту или социальному статусу игроков. Прежде единственным отборочным критерием было то, может человек позволить себе навигатор GPS или нет, поэтому первыми игроками были "белые воротнички". Со снятием монополии на производство оборудования в США и открытием производства в Китае цены на приборы GPS существенно снизились. И сейчас играть могут даже школьники.

Для Дмитрия Коровина геокешинг — это своеобразный опыт. "Я не психолог,— заявляет Коровин,— но мне интересно наблюдать, как ведут себя люди в игре. Это очень хорошая практика, которая пригодится и в управлении проектами на основной работе". Работает Дмитрий руководителем проекта в департаменте стратегического планирования компании "Комстар-ОТС".

Геокешинг, как любой грамотно построенный бизнес-проект, способен приносить доход. Оценить капитализацию бизнеса Коровин отказывается, но отмечает его самоокупаемость: рекламные площади на сайте и интернет-магазин по продаже оборудования с фирменной символикой компенсируют затраты на техническую поддержку проекта и даже способны давать прибыль. Не боится Коровин и конкуренции. Его сайт поддерживается на территории бывшего СССР, содержит крупнейшую базу и является самым посещаемым. Аналоги, которые то и дело возникают около геокешинга, лишь играют роль приманки для пользователя — рано или поздно публика перетекает на главный сайт, и капитализация растет. Поэтому обмен информацией, например координатами новых тайников, с коллегами по сети Коровин приветствует. Так же как размножение посредством франчайзинга — по этому принципу сейчас работает, например, интернет-магазин.

В ближайших планах российских геокешеров — распространение игры в мегаполисах. В крупных городах классические тайники закладывать нельзя: человек, прячущий под лавку в городском парке пластиковый контейнер, слишком смахивает на террориста. Но виртуальные, квестовые тайники в городах делать можно — это даже интересней, чем на природе.

Кроме того, геокешинг расширяет географию. Этому немало способствуют личные встречи игроков, благодаря которым геокешинг преобразуется в тимбилдинговую игру. Встречи проводятся почти ежеквартально — начиная с празднования дня рождения геокешинга весной и далее каждый сезон, без особых поводов. "Раньше,— отмечает Коровин,— карта тайников выглядела так: сначала была только Московская область. Потом, с ростом количества участников и территории игры, начали образовываться региональные комьюнити игроков. После проведения встречи на Валдае — между Питером и Москвой — сформировалась питерская тусовка геокешеров. А дальше на карте начал расти такой "хвост": через среднюю полосу России все дальше на восток. Подключились страны ближнего зарубежья, активно играет Украина, а Крым в прошлом году побил все рекорды активности. Так что по карте распространения геокешинга можно отследить развитие рынка GPS".