Генпрокуратура требует вернуть утраченные после создания Следственного комитета права

На модерации Отложенный

Генпрокуратура РФ все ак­тивнее лоббирует принятие законодательных мер по возвращению влияния, утраченного после создания Следственного комитета. Только за последние дни руководители ведомства предложили ввести материальную ответственность следователей за незаконное возбуждение уголовных дел, возвратить прокурорам права на возбуждение уголовных дел, придать ведомству статус координатора антикоррупционных органов и ряд других мер. Эксперты связывают активность надзорного ведомства с приходом нового президента и прочат скорое усиление политического влияния Генпрокуратуры.

Специалисты еще «переваривают» предложение генпрокурора РФ Юрия Чайки о введении персональной ответст­венности должностных лиц за незаконное возбуждение уголовных дел, озвученное во вторник, а его заместитель Сабир Кехлеров уже озвучил новую порцию серьезных инициатив. Выступая вчера в Совете Федерации, он предложил возложить на Генпрокуратуру функ­ции по проверке чиновников, чье состояние значительно превышает их законные доходы. По словам Кехлерова, «прокуратура должна выступать координатором деятельности органов, участ­вующих в борьбе с коррупцией». Он подчеркнул, что такой статус прокуратура имеет в ряде зарубежных стран.

Кроме того, Генпрокуратура хочет возбуждать дела и в от­ношении спецсубъектов. В част­ности, ведомство предлагает внес­ти в уголовно-процессуальное законодательство РФ поправки, разрешающие прокуратуре возбуждать уголовные дела в отношении следователя, руководителя следственного органа, судьи, прокурора, адвоката. Одним возбуждением уголовных дел прокуроры решили не ограничиваться и потребовали также разрешить им проводить в полном объеме предварительное расследование по «спецделам».

В завершение чиновник припомнил коллег из Следственного комитета при прокуратуре РФ (СКП), с которыми с момента создания «конкурирующего» ведомства у прокуроров отношения, мягко говоря, натянутые.

«В результате разделения полномочий между органами прокуратуры и Следственным комитетом прокуроры лишились возможности эффективно надзирать за органами предварительного следствия, — отметил Сабир Кехлеров. — СКП стал надзирать сам за собой, только непонятно, чем этот надзор лучше прокурорского».

Активность ведомства эксперты объясняют тем, что Генпрокуратура и раньше не скрывала своего недовольства собственным ослаблением, но только сейчас стала инициировать конкретные меры по исправлению положения. Директор Института проблем гло­бализации Михаил Делягин связывает активность Генпрокуратуры с приходом нового президента. «Юрий Чайка является представителем так называемой либеральной группы в правительстве, к коей принадлежит и Дмитрий Медведев, — сказал эксперт. — Понятно, что либералы сейчас воспряли духом и решили вернуть себе полномочия. Поэтому не исключаю, что все прокурорские инициативы будут в ближайшее время поддержаны». Другое дело, что не очень разумно из-за чьих-то политических амбиций рушить сложившийся институциональный порядок. «Гораздо проще сменить руководителя Следственного комитета при прокуратуре и тем самым погасить клановую борьбу», — считает Михаил Делягин.

Не исключено, что инициативы, озвучиваемые руководством Генпрокуратуры, одобрены на самом верху. «Предложения прокуратуры свидетельствуют об определенной политической воле, направленной на улучшение взаи­моотношений между государст­вом и гражданами», — считает доктор политических наук Алексей Бинецкий.