Религиозный туризм - как уйти в монастырь
На модерации
Отложенный
Во время путешествия можно примерить чужую жизнь. Если хочется побыть местным жителем - лучше снять комнату или квартиру, чтобы перенестись в прошлое и почувствовать себя важной персоной - поселиться в замке, а еще можно, напротив, покинуть мир и отправиться в монастырь.
Чтобы прикоснуться к миру буддийской обители, все больше туристов отправляются в Китай, в древний, созданный в конце V века монастырь Шаолинь. Здесь зародилась школа дзен-буддизма, была создана особая система тренировок, а сегодня эта горная обитель - настоящая Мекка для занимающихся восточными единоборствами. Однако тем, кто ищет покоя, здесь делать нечего. Огромное количество тренировочных центров кун-фу, ушу и других видов борьбы, перемешанных с сувенирно-оружейными магазинчиками, тысячи экскурсантов, приносящих шум и суету, красочные представления с элементами некогда секретных боевых стилей - таков современный Шаолинь. Далеко не всем по душе подобное столпотворение, и потому желающим совершенствоваться в единоборствах в более спокойном месте, лучше будет поискать в том же Китае «боевые» монастыри попроще, менее ориентированные на туристов и коммерцию.
Поселиться в буддийском монастыре можно и в Корее. Обители этой страны не так давно открыли двери для всех желающих - впервые активно принимать туристов в монастырях стали с 2002 года в период проведения Чемпионата мира по футболу. Нововведение гостям понравилось, и сейчас Temple stay - проживание в монастырях на пике популярности. Если раньше редким приезжим и удавалось остаться среди монахов, то только для прохождения серьезного курса религиозного обучения. Сейчас все стало намного проще: туристы сначала осваивают элементарные правила поведения в культовых местах, потом их знакомят с жизнью обитателей монастыря, рассказывают о хранящихся в храмах святынях и сокровищах. Правил, которые должны соблюдать приезжие, не так много: не приветствуется грязная одежда, яркая косметика, курение, алкоголь; во время богослужений нельзя бегать, кричать, громко разговаривать. В монастыре можно заночевать, а в течение дня поучаствовать в службах, можно приехать на день и познакомиться с распорядком обители, а можно пройти целый цикл обучения - взять уроки медитации, боевых искусств (самое известное из которых - тейквондо), изготовления традиционных фонариков или четок, научиться правильно проводить чайную церемонию или готовить особые ритуальные блюда.
Христианские монастыри тоже не отказывают путешественникам в приеме.
Однако если азиатские обители привлекают экзотикой, то католические монастыри Европы обычно предлагают проживание в обыкновенной гостинице, отличающейся от городских отелей лишь тем, что она находится на территории обители. Многие монастыри имеют сайты в интернете, через которые можно забронировать комнату.
Чтобы пожить в православных монастырях за границей, нужно обратиться в паломническую фирму или напрямую связаться с обителью. Особенно часто наши соотечественники отправляются в монастыри на Святой Земле - в Израиле, и в православных странах: Болгарии, Греции, Черногории. И, конечно, пожить в православной обители можно в России. Обосновавшись в комфортном номере отеля при монастыре, гости смогут участвовать в службах. В некоторых монастырях один-три дня небогатым паломникам позволят прожить бесплатно или за чисто символическую плату, но условия будут крайне спартанскими.
Православные монастыри, в отличие от буддийских, не стали туристическим аттракционом. Чтобы действительно проникнуться жизнью христианских монахов или монахинь, придется стать трудником - поработать на монастырь. Для этого прежде всего необходимо получить благословение настоятеля обители. Вообще, поселившись в православном монастыре, благословение нужно будет просить на любое действие. Рабочие руки в российских обителях нужны всегда, а потому специально чинить препятствия никто не будет: в некоторых местах принимают и некрещеных, и иноверцев - все зависит от порядков, заведенных в каждом конкретном месте. Главное - соблюдать нехитрые, общие для всех монастырей мира правила: вести себя благопристойно, одеваться скромно и не приезжать туда со своим уставом. Если монастырь женский, то трудниц селят на территории, а мужчин - в гостинице за стенами обители, если мужской - наоборот, причем в комнатах могут проживать от двух до десяти и более человек. Семейные пары (венчанные в церкви!) стараются не разлучать, иногда выделяют отдельную комнату, хотя все зависит от возможностей и благосостояния монастыря. Обычно трудники живут и питаются бесплатно, участвуют во всех церковных службах, а между ними несут послушание: работают в саду, помогают чистить овощи и готовить еду на кухне, участвуют в реставрации зданий. Священники подчеркивают, что трудничество - это не туризм. Сама работа может быть несложной, но людям первое время трудно перестроиться, приспособиться к новому укладу жизни, привыкнуть подчиняться и согласовывать свои желания с правилами монастыря.
Комментарии