Роскосмос может продавать космические корабли “Союз” в частные руки
На модерации
Отложенный
Личная яхта, самолет, футбольный клуб — это уже не те ориентиры, на которые должен равняться уважающий себя современный миллиардер типа Абрамовича. Вот собственный космический корабль для полетов на МКС — другое дело. На днях о возможной продаже целого корабля “Союз” в частные руки заявил не кто иной, как статс-секретарь, заместитель руководителя Федерального космического агентства Виталий Давыдов. “Если кто-нибудь изъявит такое желание, Роскосмос эту идею поддержит”, — отметил чиновник. Когда же миллиардеры смогут выкупать целые корабли и в каком вообще направлении будет развиваться в дальнейшем космический туризм.
Ракета для Абрамовича
Начнем с уточнения, которое сделал после своей громкой фразы г-н Давыдов. По его словам, положительное решение о передаче “Союза” в частные руки будет принято только в том случае, если этот коммерческий проект не повредит основной программе МКС. Ведь, как уже писал “МК”, после 2009 года любой турист может напакостить профессиональным космонавтам. Каким образом? Да просто своим присутствием на корабле. В 4-местные “Союзы” будут под завязку впихиваться и наши, и американские профессионалы (последние — в связи со сворачиванием строительства своих шаттлов). А посади вместо одного космонавта туриста — тут же придется притормаживать какую-нибудь научную программу. В общем, пассажирам, путешествующим ради чистого любопытства, доступ в космос пообещали закрыть.
Нет места рядом с профессионалами, так, может, реально выкупить под туристические нужды целый “Союз” и летать на нем целыми компаниями? Пожалуйста — неожиданно ответили на это в Роскосмосе, отдельным рейсом мы вас отправим и даже предоставим квалифицированного сопровождающего. Он в целости и сохранности доставит путешественников на станцию, а потом поможет вернуться обратно. Только вот стоимость такого удовольствия будет запредельной — больше миллиарда рублей. Ведь изготовление одной только ракеты-носителя “Союз” стоит около 500 миллионов.
— Космический аппарат — это лишь верхняя часть айсберга, — поясняет пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев. — Приплюсуйте сюда еще запуск, страховку, оплату работы космонавтов-профессионалов и всего штата сотрудников на космодроме… Конечно, при особом желании и платежеспособности потенциальных туристов все это можно было бы организовать, но не сейчас, а лишь тогда, когда ракетостроение в нашей стране выйдет на новый уровень. Все-таки мы сейчас ощущаем нехватку не только мест на кораблях, но и самих кораблей. После 2009 года, когда на наши “Союзы” пересядут американцы, нам будет требоваться по 4 корабля в год. Реальные же мощности позволяют собирать только по два.
В астронавты за 3 минуты
Так что же теперь, совсем отказаться от голубой мечты о космосе? Конечно же, нет. Вместо “Союзов” туристов могут поднимать в ближний космос суборбитальные многоразовые космические аппараты (МКА) — это те, что могут долететь только до границы с “настоящим” космосом и тут же — обратно. Длительность подъема на эту высоту зависит от схемы запуска. Он может быть прямой — с поверхности земли при помощи ракетной ступени или же воздушный — с самолета-носителя или аэростата. В первом варианте подъем займет около 10 минут, а во втором может занять более часа, причем основное время уйдет на подъем самолета или аэростата на высоту запуска (10—20 км). В мире существуют уже как минимум 25 различных проектов таких МКА, пять-шесть из них имеют наиболее реальные шансы на претворение в жизнь.
Пионерами в области их создания являются американцы. Уже в 2003-м их детище — пилотируемый аппарат SpaceShipOne — взмыл в небо. Сначала он преодолел высоту в 100 км, а во время следующих попыток — в 102,9 и 112 км. Так был сделан первый шаг к превращению экстремального развлечения для состоятельных людей в одну из форм массового отдыха. Вслед за первенцем, на котором удалось полетать только испытателям, появился и мистер second — МКА SpaceShipTwo. Он на сегодняшний день является самым реальным претендентом на первый суборбитальный полет с 6 туристами на борту. “Аттракцион”, за который каждый пассажир выложит по 200 тыс. долларов, запланирован на 2009 год. Желающих уже набралось на несколько тысяч рейсов вперед!
Что же за удовольствие ожидает первых суборбитальных туристов? Конечно, неделю плавать в невесомости и не спеша разглядывать родную планету коллективам путешественников уже не придется. На все удовольствие — побыть оторванным от земного притяжения — здесь отпускается всего 3—4 минуты. За это же время можно убедиться, что Земля круглая и небо днем абсолютно черное. Каждому, кто поднимется на высоту более 100 км, в США положена награда — значок астронавта. Вот так — дешево, но сердито. Нашим менеджерам от космоса — урок.
У россиян другой космос
— Действительно, еще в 1962 году комитет ООН по использованию космоса в мирных целях призвал страны подписать соглашение об установлении границы космоса на высоте 100 км над уровнем моря, — поясняет доктор технических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой “Ракетно-космические композитные конструкции” МГТУ им. Н.Э.Баумана Сергей РЕЗНИК. — Все четыре малых аппарата туристического класса, представленные недавно отечественными специалистами, рассчитаны на подъем до высоты 100—130 км над Землей. Один из них разрабатывается преподавателями и студентами нашего университета. Это крылатый пилотируемый аппарат с шутливым названием “Одуванчик”. Окрестили мы его так за легкость. Он отличается от американского по количеству пассажирских мест — их на “Одуванчике” всего 4. Но есть и преимущества. К примеру, корабль способен совершать как суборбитальные полеты (в ближний космос), так и орбитальные. В зависимости от цели полета аппарат надо будет снабжать нужным разгонным блоком — в первом случае одноступенчатым, во втором — двухступенчатым. К тому же новому кораблю не понадобится космодром — он сможет взлетать с мобильной платформы, — откуда угодно. Приземляться “Одуванчик” сможет как при помощи парашюта в заданном районе, так и “по-самолетному” — на полосу аэродрома. Сейчас космический аппарат находится в стадии предварительного проектного исследования. В 2009 году мы планируем изготовить макеты нашего МКА, ну а к 2010-му начнем его испытания.
Таким образом, от американцев наша программа суборбитальных туристических полетов отстанет на 4—5 лет. Но зато, по словам Резника, наши туруслуги могут оказаться дешевле американских. К тому же наша страна может предложить клиентам на выбор большой выбор МКА.
К примеру, три других российских проекта суборбитальных космических аппаратов принципиально отличаются от “Одуванчика” схемой запуска. Cosmopolis C-XXI, разработанный конструкторами ЭМЗ им. В.М.Мясищева, будет подниматься на 20-километровую отметку при помощи высотного самолета “М-55” и уже с него взмывать самостоятельно в открытый космос. Второе детище ЭМЗ — авиационно-космическая система “М-91” — также состоит из самолета-носителя (“3М-Т”) и космического возвращаемого модуля. Этот вариант на сегодняшний день — рекордсмен по количеству пассажирских мест. Их на “М-91” будет аж 14 (!).
“Ведомым” будет и Aerospace Rally System (ARS), разработанный в МАИ. В роли тягача в данном случае выбран истребитель-перехватчик “МиГ-31С”. Правда, информация о готовности всех этих новинок к коммерческим запускам пока ограничена. Того и гляди, что обгонят нас, пионеров космонавтики, не только американцы, но и европейцы. Те лишь немного отстают от США. Отделение Astrium европейской фирмы EADS предлагает один из самых реальных проектов — усовершенствованный самолет RocketPlane XP стоимостью 1 млрд евро. И запустить его предполагается уже к 2012 году. Этот МКА будет иметь кабину пилота и салон для четырех пассажиров. После подъема на высоту 12 км самолет будет разгоняться с помощью дополнительного ракетного двигателя, установленного в хвостовой части. Двигаясь по инерции, он достигнет максимальной высоты 120 км. Билет на такой рейс будет стоить 200 тысяч евро, то есть почти на 75 тысяч долларов дороже американского.
В ближний космос смогут летать даже дети?
— Велик ли список противопоказаний для участия в суборбитальном полете?
— Для начала давайте детально представим себе полет, к примеру, в нашем космическом аппарате “Одуванчик”, — рассуждает Резник. — Взлет будет в несколько раз стремительнее, чем на обычном пассажирском самолете. Если на “Ту-154” перегрузка заметна лишь при взлете и ненамного превышает силу земного притяжения, то при взлете космического аппарата она составит около 3,5 g. Ускорение будет таким, что пассажиров очень сильно прижмет к креслам. Затем после выключения двигателей перегрузка исчезнет, и в кресла, наоборот, захочется вцепиться, чтобы не взлететь. Это состояние может вызвать приступ морской болезни. Людям со слабым вестибулярным аппаратом я бы посоветовал не искушать судьбу и отказаться от полета только потому, что они из-за неприятных ощущений просто не успеют насладиться новыми впечатлениями. А ведь стадия космического полета (вне атмосферы) будет очень короткой — не более 10—15 минут. В любом случае, кандидаты на полет должны будут проконсультироваться с врачом. Тем не менее думаю, что большинство людей, в том числе пионеры и пенсионеры, могут быть допущены к полетам.
— И никакой специальной подготовки?
— Такая подготовка нужна. К примеру, американцы отвели на “обкатку” своих пассажиров 4 дня. Сюда входят занятия на центрифуге и знакомство с невесомостью на специальном самолете-имитаторе. Все рассчитано на то, чтобы космическая реальность не стала для туристов неожиданностью, не вызвала приступ страха.
— А как насчет экипировки, безопасности? И вообще, кормить и поить космопассажиров в полете предполагается?
— Начну с последнего вопроса. За 10—15 минут вряд ли кто-нибудь успеет проголодаться, поэтому питание в суборбитальном полете не предусматривается. С собой также брать еду не имеет смысла. Во-первых, поклажа создаст лишнюю нагрузку на МКА, во-вторых, поесть будет технически сложно, поскольку каждый пассажир будет одет в настоящий космический скафандр. Он нужен для безопасности на случай разгерметизации. Для безопасности всех участников полета мы должны будем разместить их в катапультируемых креслах с парашютами, как на боевых самолетах.
— Разрешат ли пассажирам вставать с мест после набора высоты?
— Можно было бы разрешить. Но вдруг они потом не смогут быстро вернуться в кресло и приготовиться к посадке? И потом, надо будет выбирать — парить в невесомости или любоваться родной планетой в иллюминаторе, звездами. Времени, как я уже говорил, будет немного. После того как основной ракетный двигатель “Одуванчика” или какого-нибудь другого аппарата будет выключен, аппарат превратится в свободно летящее тело. Его управляющие двигатели будут работать только для того, чтобы поддерживать правильное положение лайнера в пространстве. В противном случае он начнет кувыркаться в невесомости. Через 3—4 минуты такого парения в космосе начнется снижение. Ниже 15-километровой отметки можно будет включить турбореактивный двигатель для того, чтобы доставить путешественников к месту заданного приземления.
— А что будет предложено туристам потом, когда такие кратковременные полеты им наскучат?
— После суборбитальных полетов на высоту более 100 км придет время прогулок на околоземную орбиту. Причем их длительность может быть разной — от нескольких часов до нескольких суток. Затем орбитальные полеты средней длительности можно будет разбавить остановкой в космическом отеле на одну-две недели. Сейчас на Западе уже предлагают различные варианты космических гостиниц, которые будут создаваться по принципу Международной космической станции. Ну а когда и они станут привычными, искателям приключений предложат маршруты к Луне и Марсу. Сначала это будут полеты с выходом на орбиту Луны и Марса, затем — с высадкой на поверхность и проживанием в лунном или марсианском отеле.
СПРАВКА "МК"
Туристы-счастливчики, которым посчастливилось слетать на космических кораблях “Союз” с посещением МКС:
№1 Дэнис Тито (2001 г.)
№2 Марк Шаттлуорт (2002 г.)
№3 Грегори Олсен (2005 г.)
№4 Аноуше Ансари (2006 г.)
№5 Чарльз Симони (2007 г.)
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНЫХ ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ИЗВОЗ КОСМИЧЕСКИХ ТУРИСТОВ
Аппарат SpaceShipTwo (SS2) — США
Выход в космос — при помощи носителя WK2.
Пассажирских мест — 6.
Максимальная высота — 110—140 км.
Начало полетов — 2009 год.
Стоимость 1 места — 200 тысяч долларов.
Аппарат RocketPlane XP — Европа
Выход в космос — последовательно — турбореактивные, затем ракетные двигатели.
Пассажирских мест — 4.
Максимальная высота — 120 км.
Начало полетов — 2012 год.
Стоимость 1 места — 200 тыс. евро.
МКА Cosmopolis C-XXI — Россия, ЭМЗ им. В.М.Мясищева
Выход в космос — подъем до 20 км самолетом “М-55”, затем включение ракетного двигателя на твердом топливе.
Пассажирских мест — 2.
Максимальная высота — более 100 км.
Начало полетов — неизвестно, создан полноразмерный макет.
Стоимость 1 места — менее 100 тыс. долларов.
Авиационно-космическая система “М-91”. ЭМЗ им. В.М.Мясищева
Выход в космос — подъем до 20 км самолетом “3М-Т”.
Пассажирских мест — 14.
Максимальная высота — 100 км.
Начало полетов — 2011—2012 гг.
Стоимость 1 места — в районе 100 тыс. долларов.
МКА Aerospace Rally System (ARS) — Россия, МАИ
Выход в космос — подъем до 15—25 км истребителем-перехватчиком “МиГ-31С”, затем включение гибридного ракетного двигателя.
Пассажирских мест — 2.
Максимальная высота — до 130 км.
Начало полетов — неизвестно.
Стоимость 1 места — неизвестна.
“Одуванчик” — Россия, МГТУ им. Н.Э.Баумана
Выход в космос — самостоятельно.
Пассажирских мест — 4.
Максимальная высота — 130 км.
Начало полетов — неизвестно, начало испытаний — 2010 год.
Стоимость 1 места — ориентировочно менее 100 тыс. долларов.
Комментарии