Фоторобот эпохи: история фотографии в деталях

На модерации Отложенный

В рекламном ролике одной телефонной компании главный герой фотографирует все предметы подряд: чашку кофе, такси, унитаз, — сохраняя их в памяти своего смартфона. Зритель никак не может понять, для чего нужно засорять свой телефон всей этой ерундой. Однако в следующей сцене герой оказывается в Токио, где никто не знает ни слова по-английски. Находчивый парень показывает японцам фотографии на своем телефоне, и они понимают, что ему нужно. Где выпить кофе? Как вызывать такси? Где здесь туалет?

В современном мире, в котором господствует глобализация, фотография становится универсальным языком общения. Вообразите: когда-то скептики утверждали, что людям не будут нужны фототелефоны! Но что забавно: щелкая камерой в своем мобильном, каждый подспудно ощущает себя творцом реальности. Как не вспомнить фразу Сальвадора Дали: «Разве трудно писать картины? Нет, это либо легко, либо невозможно».

На днях в редакции раздался звонок. «Мы ищем фотографии для стильного интерьера в новом ресторане. Не поможете подыскать подходящие изображения?» В принципе на этом можно было бы прилично заработать. В последнее время винтажные снимки продаются порой дороже классической живописи. В чем разгадка?

\"реклама

реклама Calvin Klein

Фотографии — самый актуальный дизайнерский объект. Когда и как фотография, задуманная Луи Дагерром как один из подручных инструментов криминалистики, стала искусством? И каким образом фотограф из персонажа ранга швейцара или аниматора превратился в представителя одной из самых востребованных и хорошо оплачиваемых профессий современности? К тому же фотограф (точнее, его образ жизни) сегодня представляет собой ролевую модель творческой личности.

Для него чуть ли не обязательна такая богемная атрибутика, как студия-мансарда, дизайнерский и модный внешний вид. Наверное, если попросить людей на улице назвать современных фотографов, большинство вспомнят хотя бы пару имен вроде Хельмута Ньютона, Анри Картье-Брессона или Марио Тестино. А спросите о современных художниках — скорее всего, многие затруднятся с ответом.

«Сегодня в искусстве уже все придумано, — считает известный дизайнер Ора-Ито, — поэтому дизайнеры и художники, как и музыканты, делают в основном сэмплы: берут всего понемногу и смешивают. К примеру, дизайн 1950-х, выполненный в современном материале, выдается за новый, революционный продукт. Плагиат! Но никто в этом не признается. Я же открыто говорю, что занимаюсь сэмплингом. Честен, как самурай».

Фотография честнее, откровеннее, в ней живет тот самый гуманитарный драйв, который превращает ремесло в искусство. Фотография еще сохраняет за собой роль бескомпромиссного зеркала реальности, когда фотографы открывают вам глаза на нечто неожиданное, радикальное и неординарное. Достаточно посмотреть на произведения, выставленные в рамках конкурса World Press Photo.

\"Фото:

Фото: Анри Картье-Брессон

При этом фотография — коммерческий продукт, лежащий в основе всей «глянцевой» индустрии. В известной степени, фотография — эстетическая основа общества потребления. В этом смысле фотографы сделали для победы либеральной цивилизации, демократии и свободного рынка во всем мире ничуть не меньше, чем Никсон, Рейган, Киссинджер или советолог Бжезинский, придумавший прятать военные операции за миротворческими акциями ООН. Но это еще не все: именно фотография оказывается полем для самых экстравагантных экспериментов в области визуальной культуры.

В целом именно это парадоксальное и противоречивое сочетание социальной активности, коммерции и крайнего эстетства всегда являлось движущей силой любого искусства. Однако так называемые изящные искусства, к числу которых относятся живопись и скульптура, некогда величайшие жанры, сегодня превратились в концептуальные инсталляции, интересные довольно узкому кругу людей. Можно смело утверждать, что фотография стала главным жанром актуального искусства и создала эстетику и мировоззрение того самого мира, который мы называем глянцем, или обществом потребления.

Секс и деньги — главные темы, которые тиражированы гламурной фотографией в качестве лейтмотива в саундтреке к современной культуре, где коммерция причудливо переплетается с провокацией, а провокация становится всего лишь игровой формой потребления, не более того. «В каждом из нас есть немного от порнозвезды», — сказал однажды Терри Ричардсон, автор рекламы Sisley. В эпатирующем имидже Sisley — идея схватывать те моменты, когда человеческая сексуальность неожиданно и невольно прорывается на поверхность.

\"реклама

реклама Sisley

Реклама имитирует фотодневники — snapshots (моментальные фотографии). Постеры Sisley, изображающие полураздетую девушку, держащую в зубах крест, сначала были опротестованы в Федеральном агентстве по антимонопольной политике христианским «Общественным комитетом за нравственное возрождение Отечества», а чуть позже — разбиты и порваны неизвестными активистами.

Coco de Mer развесил по всему Лондону постеры с лицами простых людей в момент оргазма (создателям эротических программ известно, что подглядывание за соседской девушкой нравится людям больше, чем съемка голливудской красотки с поставленным светом и профессиональной камерой). Эта неординарная работа получила «Золотого льва» на Каннском фестивале рекламы.

Calvin Klein избрал своим кредо сексуальность, и это произвело фурор среди американской общественности. Журналы Time и Newsweek назвали его рекламную кампанию «аморальными фотографиями», однако молодежь приняла ее на ура — продажи возросли c $113 млн в 1994-м до $465 в 1995-м. И всего-то — несколько снимков!

Так именно фотография оказалась главным инструментом в руках новых мифотворцев — создателей культовых брендов. Секрет фотографии в том, что она создает иллюзию реальности. Даже самая модная и стилистически выверенная картинка выглядит так, словно непринужденно взята прямо из жизни, и вы смотрите на стильные кадры, не подозревая, сколько часов работы фотографа, стилиста и компьютерного дизайнера вложено в одну-единственную картинку, призванную возбудить в зрителе желание подражать ее героям. Вы легко помещаете себя на место глянцевых героев, которые глядят на вас с огромных биллбордов и журнальных страниц…

Самые знаменитые снимки всех времён и народов

\"\"

"Виолончель"

«Виолончель» (Мэн Рей, 1924)

Эта черно-белая фотография, навеянная полотнами известного французского художника эпохи классицизма Огюста Энгра и выставленная в Getty Museum, ненавязчиво демонстрирует эталон женской красоты XX века (90–60–90).

Дальнейшее развитие модной фотографии — во многом возвращение к этому ставшему легендарным силуэту. Кроме того, работа заявляет о новом назначении фотографии — задавать эстетические каноны. До этого переломного момента фотографов воспринимали в основном как репортажников и портретистов.

\"\"

«Эйнштейн, показывающий язык». (Артур Сэйсс, 1951)

Красноречивый символ эпохи технического прогресса демонстрирует присущее современному человеку ироничное отношение к жизни.

\"Мэрилин

Мэрилин Монро

«Мэрилин Монро» (Том Келли, 1953)

Фотография, с которой началась эпоха глянца. Хотя, по словам самой Мэрилин, в Голливуде (то есть столице глянца) актриса, модель и проститутка чувствуют себя примерно на равных. Можно, конечно, тешить себя мыслью, что с тех пор многое изменилось.

\"\"

«Че Гевара» (Альбрето Корда, 1960)

Этот портрет Че Гевары растиражирован на миллионах постеров, клубных интерьеров, футболок, журнальных обложек. На самом деле популярность данного фото демонстрирует нам, каким образом контркультура может быть ассимилирована обществом потребления, а революционеры и нонкомформисты становятся поп-идолами.

\"\"

"Abbey Road"

«Abbey Road» (неизвестный фотограф, 1969)

Кадр, ставший иллюстрацией к эпохе рок-н-ролла, бэби-бума и раскрепощения сознания.

\"Madonna

Madonna Like a Virgin

«Мадонна» Madonna Like a Virgin, (Steven Meisel, 1984 — Album Cover)

Мадонна с обложки альбома Like A Virgin, сфотографированная Стивеном Майзелем, иллюстрирует тему культа личности в информационную эпоху. Место идейных вождей и религиозных гуру заняли звезды шоу-бизнеса. Логично, что на концерте в 2007 году Мадонна предстала распятой на кресте в образе Христа.

\"\"

В современном мире, в котором господствует глобализация, фотография становится универсальным языком общения. Вообразите: когда-то скептики утверждали, что людям не будут нужны фототелефоны! Но что забавно: щелкая камерой в своем мобильном, каждый подспудно ощущает себя творцом реальности. Как не вспомнить фразу Сальвадора Дали: «Разве трудно писать картины? Нет, это либо легко, либо невозможно».

Стремление человека запечатлеть то, что он видит, проявило себя еще в незапамятные времена. Но ни древние наскальные рисунки, ни совершенные полотна эпохи Возрождения не достигали главной цели — «остановить мгновенье» и сохранить для потомков эпизод из жизни, затратив на это всего несколько минут.

Правда, первые подобные шаги делались уже на рубеже X–XI веков, когда у арабского математика Альхазена из Басры родилась идея создать камеру-обскуру. Он заметил, что в затемненных комнатах или палатках, расположенных на солнечных берегах Персидского залива, можно наблюдать на стенах странные эффекты. Если в стене сделать небольшое круглое отверстие, то на противоположной стене отразится перевернутое изображение происходящего на улице.

\"\"

Говоря современным языком, он понял, что с помощью нехитрого приспособления можно осуществить трансляцию статичного изображения на большом экране. Затем Альхазен описал это явление языком математики и построил миниатюрную деревянную камеру, снабженную зеркалом, которая позволяла ему наблюдать за окружающим миром в «привычном» формате.

Однако такое изобретение не решало основной проблемы: сохранить полученное изображение было невозможно. Через сто с лишним лет (примерно 1250 год) немецкий священник Альбертус Магнус, увлекавшийся помимо философии и теологии еще и химией, открыл формулу нитрата серебра (AgNO3). Его труды нашли применение лишь три века спустя (в 1570 году) — химик Георг Фабрициус вывел хлорид серебра (AgCl). И только к 1694 году физику Вильгельму Хомбергу удалось описать процесс изменения цвета некоторых химикатов под воздействием энергии Солнца (тепла).

Дело продолжил профессор Галльского университета в Германии физик Иоганн Шульце, который в 1725 году доказал, что химикаты меняют цвет за счет дневного света, а не тепла, как считалось ранее.

\"Камера

Камера Обскура

Он обратил внимание на реакцию, происходившую при попадании прямого солнечного света на белую смесь, состоящую из мела, азотной кислоты и растворенного серебра: смесь темнела за считанные секунды. В то же время в полной темноте данный «химический набор» сохранял изначальный цвет сколь угодно долго. Детально описав свои наблюдения в книге Giphantie, Шульце явился родоначальником искусства, которое впоследствии стало именоваться фотографией.

По-настоящему освоить фотографию удалось лишь к 20-м годам XIX века — благодаря развитию химии. Первым снимком в истории принято считать работу фотографа (вернее, французского изобретателя) Жозефа Нисефора Ньепса, сделанную в 1826 году. На ней запечатлен вид из окна на соседнее здание, отбрасывающее тень сразу в две стороны. Это объяснялось тем, что экспозиция снимка заняла 8 часов — то есть все время, пока солнце стояло на небосклоне. Снимок был сделан камерой-обскурой и перенесен на пластину, покрытую тонким слоем эмульсии.

В экспериментах Ньепса принимал активное участие Луис Дагерр — он предложил использовать медь в качестве материала для подложки, на которую наносился компаунд Ньепса. Но в 1833 году Ньепс умер, так и не сумев снизить время экспозиции своих снимков. Его дело продолжил Дагерр, который уже к 1839 году представил процесс «дагерротипии», заключавшийся в последовательности действий над медной пластиной с серебряным покрытием, на которой сохранялось изображение.

\"Первая

Первая фотография Ньепса

Процесс фиксации снимка состоял в обработке картинки парами нагретой ртути и последующим нанесением слоя поваренной соли. В результате запечатленное на снимке изображение получалось весьма качественным, отлично прорисованным (даже по современным меркам) в темных и светлых областях.

Практически в это же время Вильям Фокс Талбот предложил другой вариант фиксации изображений: стал использовать в качестве подложки для снимка бумагу. Она была пропитана хлоридом серебра и подвергалась экспозиции в течение часа. Таким образом получился первый в мире негатив, который после проявки и фиксации (химическую формулу Талбот унес с собой в могилу) превращался в обычный снимок.

Постепенно сформировалось несколько направлений развития фотографии: амбротип (позитивное изображение на стекле), ферротип, или тинтип (на металле), и негативы, напечатанные на бумаге по принципу Талбота. Стеклянные или металлические пластины оказались слишком неудобными и впоследствии (примерно в 1884 году) были заменены пленкой, разработанной по технологиям Джорджа Истмана, основателя компании Kodak.

Фотоносители прошлого:

\"\"

Медная пластина с нанесенным слоем хлорида серебра.

Первый тип носителей для фото. Используется с 1826 года. Несмотря на то что качество снимков трудно назвать удовлетворительным, некоторые работы дожили до наших дней. Фиксация изображения осуществлялась парами ртути и поваренной солью.

Толстая бумага с нанесенным на нее слоем все того же хлорида серебра. Стала применяться примерно в 30-х годах XIX века. Бумага подвергалась прямой экспозиции (в течение часа), изображение фиксировалось сложным химическим раствором (его состав ныне утерян), изобретенным В. Талботом. Качество — удовлетворительное.

\"\"


Сухие стеклянные пластины, покрытые прозрачным слоем липкого коллодия (раствор нитроцеллюлозы в эфире с добавлением спирта), 1850 год.

Перед съемкой требовалось дополнительно нанести на пластины слой нитрата серебра. Использовались в качестве носителей для негативов. Печать снимков осуществлялась на светочувствительной бумаге, которая подкладывалась под такой негатив. Качество — среднее.

\"\"

Влажные стеклянные пластины со слоем коллодия. Примерно 1850 год.

Требовалось дважды обрабатывать пластины нитратом серебра (до и после съемки), чтобы получить достойный результат. Оценим качество как хорошее, но для производства такого снимка фотографу требовалось достаточно много времени. Печать на бумаге осуществлялась тем же способом, что и с сухими пластинами.

\"\"

Сухие пластины с желатиновой эмульсией.

Фактически первый так называемый серийный носитель для массовой фотосъемки. Появился в 1870 году, не требовал дополнительной обработки нитратом серебра. Качество съемки — хорошее. Такие носители производились на фабриках аж до 20-х годов ХХ века.

Современная фотография

В середине прошлого века фотоаппарат стал желанной игрушкой любого технически продвинутого человека — несмотря на то, что фототехнику было трудно приобрести и сам процесс съемки являлся достаточно трудоемким. И все же «лейка» на шее служила показателем статуса и тонкого вкуса ее обладателя. Фотография плотно вошла в нашу жизнь и, похоже, уже никогда нас не покинет. Снимки повсюду — от семейных альбомов до специализированных выставок и СМИ (газеты и журналы не могут жить без иллюстраций).

\"Ur-Leica,

Ur-Leica, 1914 год

Оставаясь долгое время уделом избранных, фотография стала по-настоящему массовой лишь лет двадцать назад. Решающую роль в этом сыграли два бренда — Kodak и Polaroid. Обе компании специализировались на моментальной съемке, разница лишь в том, что камера Polaroid выдавала снимки сразу. Но именно благодаря Kodak все мы стали пользоваться фотоаппаратами. Этой компании удалось предложить потребителю оптимальный по цене вариант: недорогие камеры (не требовавшие серьезных процедур настройки перед съемкой), доступную и качественную пленку и простой процесс обработки фотографий.

90-е годы прошлого столетия ознаменовались переходом на цифровой формат. Сначала, конечно, снимки, сделанные цифровыми камерами, не могли соперничать по качеству с аналоговыми фотографиями. Но технологии развивались, качество улучшалось, и сегодня привычная ранее съемка на пленку превратилась в винтажный процесс для ценителей классики жанра. Весь цивилизованный мир «подсел на цифру». Преимущества цифровой съемки очевидны: фотографии можно сразу же просмотреть, удалить плохие, оставить хорошие, попробовать внести коррективы в настройки или, если необходимо, переснять. Удобно, что и говорить. Напечатать цифровой снимок также не составляет труда.

Поначалу считалось, что разрешающая способность цифровой фотографии по сравнению с пленочной все же недостаточна: «разрешение» обычной 35-миллиметровой пленки составляет около 18 мегапикселов. Действительно, еще недавно самые лучшие цифровые камеры снимали с разрешением в три раза меньшим. Началась «гонка мегапикселов», которая продолжается и сегодня. Типичные любительские «мыльницы» еще не достигли заветного показателя, но уже сейчас способны предоставить снимки вполне удовлетворительного качества. Ну а профессиональные зеркальные камеры уже давно перешагнули необходимый рубеж.

\"Sony

Sony Mavica, 1981 год

Первой любительской цифровой камерой принято считать Sony Mavica. Дебютную версию этого аппарата представили публике в августе 1981 года. Это была простая камера с ПЗС-матрицей, сохранявшая результат съемки на гибкий магнитный диск (дискета, если забыли). Модель моментально стала популярной на северо-американском рынке — во многом из-за использования удобного носителя (все компьютеры к тому моменту оснащались соответствующими дисководами). Линейка эволюционировала, работы шли сразу по нескольким направлениям — качество, функциональность и эргономичность. Увеличивалось разрешение, был добавлен интерфейс USB (позволявший передавать снимки на компьютер напрямую с камеры) и сменен носитель.

Вместо большой (по размерам) дискеты решено было использовать удобный, компактный, емкий и достаточно быстрый накопитель. В 2000 году вышла версия Mavica, способная записывать снимки на 8-сантиметровый компакт-диск. Впрочем, от CD решено было отказаться в силу нескольких причин. Мало того, что камеру трудно было назвать небольшой, так еще и возникали проблемы со считыванием не до конца записанных CD-носителей по USB. Пробовали другие варианты, остановились на удачной разработке Sony — картах флеш-памяти MemoryStick, которые применялись в некоторых версиях Mavica.

Всего было выпущено 18 моделей, способных записывать снимки на дискеты, и семь моделей, работавших с компакт-дисками. Проект Mavica закрылся, но его место занял другой, известный нам сегодня как Cybershot, который вобрал в себя многие технологии, опробованные на Mavica.

\"\"

Ломография и мобилография

Прошлый век привнес в фотографию некоторые новые течения. Видимо, после традиционных жанров (портрет, пейзаж) человечеству требовалось что-нибудь еще — и это «еще» появилось. Весной 1991 года студенты Венской школы искусств Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер приобрели в пражском комиссионном магазине советские фотоаппараты «ЛОМО-Компакт Автомат» — по $12 за штуку. В общем-то недорого. Студенты относились к ним как к интересным игрушкам, снимая все подряд и особо не жалея камеру. Они щелкали затвором, не глядя в видоискатель и совершенно не целясь.

Вернувшись домой и проявив пленку, австрийцы были поражены результатом. Все кадры вышли невероятно яркими, с интенсивными цветовыми оттенками. Объектив «ЛОМО-Компакта» был не слишком хорош, он вносил некоторые геометрические искажения и не очень точно передавал цвета. Однако фотографии оказались необычными и притягивающими внимание. Студенты организовали выставку, которая пользовалась популярностью, затем создали Ломографическое общество. Оно получило эксклюзивные права от российского предприятия «ЛОМО» (едва не канувшего в Лету в конце прошлого века) и стало продвигать ломографию в массы. Официальный девиз ломографов звучит так: LOve & MOtion («Любовь и движение).

Затем в ломографии появилось новое направление — мобилография. Культовые фотоаппараты советского периода были с успехом заменены мобильными телефонами и прочими гаджетами, в которых присутствует цифровая фотокамера. Сначала снимки, сделанные такими устройствами, не отличались (и не станем кривить душой — по сей день не отличаются) особым качеством. Стало быть, полностью соответствуют канонам ломографии.

Мобилография получила массовое развитие — сотовым телефоном сегодня не фотографирует разве что ленивый. Некоторые работы экспонируются на выставках и даже получают одобрительные отзывы от вечно придирчивых профессионалов фотодела.

\"Пинхол\"

Пинхол

Пинхолы, DIY и все-все-все

Возможно, возвращение к истокам — это правильно. Верно и то, что подлинный фотограф должен перепробовать массу методов, способов, познать все крайности фотоискусства. А стало быть, нет ничего более увлекательного, чем съемка фотокамерами, созданными по принципу камеры-обскуры. Но обо всем по порядку.

В основе камеры-обскуры лежит принцип пинхола, то есть, в дословном переводе, игольного ушка. В прошлом веке на фабриках выпускались фотокамеры с объективами «пинхол». Это знаменитые модели Holga 120 Pinhole, до сих пор использующиеся маргиналами. Даже сегодня не составляет особого труда найти вполне рабочий аппарат по вполне разумной цене — упомянутое Ломографическое сообщество доставит в любую точку мира камеру Holga всего за 3000 руб. Камера невероятно проста: у нее имеются лишь спусковой механизм да средство перемотки пленки. Зато она позволяет делать просто фантастические снимки.

Помимо пластиковой Holga существовали и продолжают существовать бумажные (картонные) аналоги. Они существенно дешевле и притом проще. Скажем так: из механики у них — в лучшем случае лишь механизм для перемотки пленки. Яркие примеры подобных устройств — Pinhole Art DIY 135, Sharan DIY Pinhole, Zero Pinhole 35 и другие, с позволения сказать, аппараты.

Более того, пинхол-камеру можно смастерить собственными руками — из спичечного коробка. Нужно лишь положить в него негатив и сделать отверстие перед кадром, в течение нескольких секунд провести экспозицию, затем проявить и напечатать. И получите настоящий снимок в стиле пинхол.

Конечно, претендовать на качество съемки подобные камеры не могут. Зато обладают другим, очень интересным свойством. Каждый раз, снимая пинхолом, не знаешь, что именно получишь в итоге. Можно экспериментировать с экспозицией и типом пленки, добиваясь по-настоящему неповторимых кадров.

Фотоносители настоящего:

\"\"

Фотопленка с покрытием слоем эмульсии.

Это революционное открытие сделал Джордж Истман в 1878 году. Он же впоследствии основал компанию Kodak, существующую и по сей день. Пленка стала самым удобным и распространенным носителем для фотографии, она не требовала дополнительной обработки и позволяла делать несколько кадров подряд. Качество — отличное. Пленку нужно проявлять, но с этой задачей легко справляются любые фотолаборатории.

\"\"

 

Дискета 3,5".

Компактный цифровой носитель впервые появился в сфере фототехники в 1981 году. Камера Sony Mavica могла записывать снимки в цифровом формате на дискеты. Качество трудно было назвать хорошим — скорее, средним. Зато весь процесс происходил быстро.

\"\"


Компакт-диск (CD).

Обычный цифровой носитель также пытались внедрить на Mavica — в середине 90-х годов. Работать с дисками было непросто, хотя они и предполагали хранение большого объема данных. Запись на диски требовала времени, к тому же диск с большим количеством сессий потом с трудом считывался в дисководах компьютеров.

\"Apacer

Apacer PhotoSteno 4 Pro

Первые карты флеш-памяти.

Цифровая фотография прижилась после того, как производители наконец-то смогли предложить удобный носитель. Компактный, легкий и в меру емкий. Первый носитель такого типа — карту CompactFlash — выпустила фирма Sandisk в 1996 году. С тех пор свет увидело еще огромное количество версий карт памяти, но самым востребованным среди профессионалов остается именно CompactFlash, например Apacer PhotoSteno 4 Pro.

\"Apacer

Apacer PhotoSteno 4 Pro

Основная тенденция в развитии носителей для цифровой съемки такова: они должны стать меньше, проще и универсальнее.

Согласитесь — удобно, если у вас есть одна карта, на которую смогут снимать и компактный фотоаппарат, и мобильный телефон. Карты нового поколения SDHC обладают высокой емкостью и отменными характеристиками. Яркий пример — Apacer MicroSDHC, емкостью от 8 Гб. Она комплектуется переходником на обычный формат SHDC.

Интересные факты:

\"Фотография

Фотография на стекле

Термин «фотография» появился в 1839 году. Он был выбран Французской академией из массы других вариантов как наиболее звучный. В дословном переводе с греческого слово означает «техника рисования светом», что в полной мере соответствует принципам фотографии. А первые упоминания о процессе, впоследствии интерпретированном как фотография, появились в 1729–1774 годах.

Промышленная камера, работающая по принципу Дагерра, долгое время считалась мифом. Однако 29 мая 2007 года именно такой раритетный аппарат под названием «Дагерротип братьев Сюсс» был продан на онлайн-аукционе венской галереи Weslicht за феноменальную сумму — 800 000 евро. Он был случайно обнаружен на чердаке старого дома в Мюнхене и выставлен на продажу за 100 000 евро. Покупатель пожелал остаться неизвестным.

Вопрос о количестве «мегапикселов» в пленке многим не дает покоя. Однако ее разрешающую способность трудно выразить в цифрах, поскольку многое зависит и от самой пленки, и от объектива камеры, а кроме того — от разрешающей способности сканера, переводящего снимок в цифровой вид. Принято считать, что зеркальные камеры, снимающие на пленку, способны выдавать фотографию с разрешением 15–18 мегапикселов. Для современных цифровых зеркальных камер (вроде Hasselblad) такой показатель уже давно не актуален.