Россия и Запад: умом нас точно не понять

Мы нередко слышим о том, что между нами и Западом есть фундаментальные различия, и что различия эти не в том, добрые мы или злые, толстые или худые, и холодно у нас зимой или тепло. Различия эти в ценностях, в мировосприятии и в том, как мы самим себе объясняем происходящее.

И мы часто думаем, что западники преувеличивают. Не такие уж наши общества и наши системы разные. Я сама так иногда думала и писала. Я ошибалась - так я думаю после того, как послушала выступление главы судебной власти Англии и Уэллса лорда Джаджа перед Сообществом главных редакторов британских СМИ в понедельник. Я приведу несколько цитат из этого глубоко продуманного выступления - цитат, про которые могу сказать, что всю свою бессмертную душу я отдала бы за то, чтобы услышать такие слова из уст Председателя Верховного Суда России.

"Я не скажу вам сегодня ничего, чего бы вы не слышали раньше, и чего, если будет у меня такая возможность, не услышите снова. Но я считаю, что это надо повторять как можно чаще.

Независимые СМИ и независимое правосудие - это два краеугольных камня и оплот свободного общества. Я очень тщательно выбирал эти слова. Краеугольные камни потому, что цельность ткани гражданского общества полностью зависит от независимости прессы и независимости правосудия. Оплот - потому что именно эти два института должны защитить гражданское общество, когда оно находится под угрозой. Мы с вами взаимно независимы - и из этого следует, несомненно, что вы можете критиковать меня, когда считаете, что я этого заслуживаю точно так же, как я чувствую себя свободным, в ходе выполнения моих обязанностей, критиковать вас, когда, на мой взгляд, вы этого заслуживаете. "

"Назовите мне страну, регион или сообщество, в котором сосуществуют зависимая пресса и независимое правосудие. Таких нет. Назовите мне место, где зависимо правосудие и независима пресса. Таких тоже нет. Вот почему мы должны работать так, чтобы сохранить и то, и другое. Это не то же самое, что любовь и брак. Таких отношений у нас с вами быть не может. Но мы должны помнить, что целостность гражданских свобод зависит от независимой прессы и от независимого правосудия. И в этом смысле мы - взаимозависимы."

"Обратите внимание, что я говорил именно о независимой прессе. Под ней я не подразумеваю пресс-релизы правительства или местных органов власти, или любой другой организации, которая влияет на жизнь граждан на подведомственной территории, и забрасывает их своими агитками. Я не хочу, чтобы о том, что происходит в местном органе власти, писал человек, получающий зарплату от этого органа власти. Я не хочу, чтобы СМИ были инструментом пропаганды местной власти или центрального правительства.

Я не хочу, чтобы о судебных процедурах писал представитель пиар-подразделения суда. Политтехнологии и пиар - это не краеугольный камень и не оплот гражданского общества. Нам нужна независимая и объективная журналистика".

"Только независимая пресса может обнажить недоработки местных органов власти и правительств, точно так же, как только она может от имени общества быть надзирающим оком за ходом судебной процедуры. У вас есть такое же право присутствовать на судебном процессе, за исключением тех случаев, когда судопроизводство идет в закрытом режиме, как у обвинителей, адвокатов и даже судьи. Вы не выполняете роль судьи в судебном производстве, но ваша роль от этого не менее ценна".

"Иногда я спрашиваю себя, как будут присутствовать в судах или на заседаниях местных органов власти представители местных сми, если у нас не будет местных сми?.. Если их представителей там нет, то это прямой ущерб интересам общества - и это жесткая правда... Вот почему мы должны понимать, что вопрос выживаемости местных сми - это тоже вопрос о краегольном камне и оплоте нашего общества. Я очень надеюсь, что закрытие местных сми - это временное явление нынешнего кризиса, который, как мы все надеемся, закончится рано или поздно... Пока же у меня бегут мурашки по спине, когда я читаю, что газеты сокращают расходы на присутствии на заседаниях местного правительства, что на 64% сократилось число прямых отчетов из залов судов... Можно объяснить, почему это проиходит с точки зрения выживаемости сми, но нельзя забывать, что эта информация имеет огромное значение для выживания всего нашего общества".

Полный текст и видео (разумеется, все на английском) - здесь

Интересно, что Джадж (Judge - в переводе на русский значит "судья") )- это его фамилия, а не титул.

UPD Добавлю еще одну цитату - ее нет почему-то в опубликованной на сайте речи, но есть запись у меня в блокноте (кавычить не буду на всякий случай, а то навыки скорописи я уже подрастеряла):

Не знаю, поверите вы мне или нет, но я не могу себе представить обстоятельств, при которых я снял бы телефонную трубку и начал звонить со своими указаниями или советами судье, ведущему какой-то процесс, даже если это самый молодой на свете судья, и данный процесс - его самый первый в жизни. Но если бы меня попутал бес, и я бы такое совершил - не могу себе представить, чтобы этот судья, каким бы молодым и неопытным он ни был, не послал бы меня в таком случае такими словами и в такое место, которые я бы этим своим поведением заслуживал.