Сколько стоит легальная водка?

На модерации Отложенный

В Москве представители Минфина озвучили ближайшие планы по очередному реформированию отечественного рынка алкоголя. Предложения касаются и многострадальной ЕГАИС, и других видов борьбы с нелегальной продукцией. Крупные реформы начались у нас в 2005 году, год 2006 Россия запомнила по пустым прилавкам, и до сих пор на рынке алкоголя неспокойно, а четкой государственной политики в этом вопросе пока не прослеживается. О том, какая минимальная цена может быть введена на водку в наших магазинах и как повлияет смена президентской власти на этот рынок рассказал в интервью Накануне.RU руководитель уральского филиала Национальной алкогольной ассоциации Дмитрий Таф.

Вопрос: Ожидаются ли в настоящее время изменения в работе единой государственной алкогольной информационной системе (ЕГАИС)? Насколько известно, ФНС заканчивает разработку программного обеспечения для ЕГАИС, и 30 апреля система начнет работать в тестовом режиме.

Дмитрий Таф: Думаю, что принципиально ничего не поменяется. ЕГАИС – система, которая охватывает всех производителей и всех импортеров, до 1 января 2008 года в системе фиксировался и оптовый оборот, а теперь эта составляющая исключена. Хотя, то, как события будут развиваться дальше, сложно предсказать – изменения на алкогольном рынке происходят постоянно. То, что сейчас отменили, могут запросто ввести вновь.

Изначально на ЕГАИС планировали замкнуть производство, оборот и розничную продажу. Однако подключение розницы слабо представляется с технической точки зрения.

Вопрос: Какие основные сложности возникнут?

Дмитрий Таф: В этом случае каждая розничная точка должна быть оснащена недешевым оборудованием, при этом она должна быть связана с региональным центром. Но даже не на всех оптовых складах имелись такие технические возможности, соответственно, ситуация с розничными точками, расположенными в труднодоступных местах, еще хуже.

В планах по ЕГАИС озвучивались также мобильные проверки – когда специальный сканер считывает штрих-код с продукции. Но выяснилось, что такой метод не может дать 100%-ных гарантий, поскольку даже очевидно нелегальная продукция проходила такую экспертизу на ЕГАИС.

Вопрос: На региональном уровне контролировать оптовое и розничное звено планируется посредством создания в каждом субъекте федерации единой базы данных – регионального аналога ЕГАИС. Какие сложности сейчас стоят в связи с созданием региональных ЕГАИС?

Дмитрий Таф: Некоторые регионы пытаются таким образом компенсировать потерю полномочий по контролю за оборотом алкоголя, потому что фактически субъект федерации на сегодняшний день имеет полномочия только по контролю за розничной продажей. Ряд регионов сейчас пытается создать некий аналог ЕГАИС, но сложности связаны с тем, что нормативная база пока не предполагает появление таких систем.

Вопрос: Среди основных предложений Минфина в рамках реформирования отечественного алкогольного рынка - введение уголовной ответственности за невнесение данных об алкогольной продукции в ЕГАИС. К чему это может привести и есть ли необходимость в уголовной ответственности?

Дмитрий Таф: Я считаю это неправильным. Алкогольный рынок и так сильно зарегулирован – подобно торговле оружием или радиоактивными отходами. Столько контролирующих органов, которые есть на алкогольном рынке, нет больше нигде: это ЕГАИС, лицензирование, пожарная инспекция, Роспотребнадзор, ФНС, милиция и другие. Алкогольному рынку всегда уделяют большое внимание и политики. На сегодняшний день, наверное, более законопослушных компаний, чем на алкогольном рынке, сложно найти – скажем, нарушений на рынке оборота маслопродуктов, консервов в десятки раз больше.

Ужесточение наказания коснется, в первую очередь, законопослушных организаций, поскольку ЕГАИС в настоящее время не является технически совершенной системой, проблемы в ней возникают периодически, и есть много факторов, которые могут повлиять на непопадание информации в ЕГАИС – в том числе, сбой связи.

Наказание должно быть соразмерным степени вины, и должно требовать трактовки законом.

Вопрос: Еще одно предложение Минфина - введение запрета на вторичное использование бутылок, поскольку участились случаи повторного нелегального использования тары с этикетками. Будет ли эффективен предложенный вариант?

Дмитрий Таф: Наиболее действенным бы явилось установление минимальной розничной цены на водку. Сейчас цена – главный фактор, по которому можно определить, легальная водка, или нет – все, что стоит в магазинах по 50-60 руб. за бутылку, не может быть легальным. Если установить достаточную минимальную цену, то нелегальная продукция по цене уравняется, приблизится к легальной и лишиться главного конкурентного преимущества. А что касается откровенной "нелегальщины", то здесь запрет на использование вторичной тары "производителей" волнует меньше всего.

Вопрос: А какой должна быть минимальная цена на водку в магазинах? Будет ли ее установление способствовать тому, что население станет меньше употреблять дешевую некачественную водку?

Дмитрий Таф: Население будет потреблять эту водку, пока не вырастет общий уровень материального благосостояния. Нужно понимать, что в магазин водка попадает разными путями. Для "расчета" минимальной цены нужно брать за основу самый "оптимистичный" вариант, если в одном и том же городе УрФО водка сразу попадает от производителя в крупную сеть – когда устанавливается минимальная наценка, и транспортных расходов практически нет. В таком случае бутылка 0,5 л должна стоить около 70-75 руб. как минимум.

Вопрос: Нужна ли минимальная розничная цена, скажем, на вино или пиво?

Дмитрий Таф: Основная причина появления нелегальной продукции связана с неуплатой акцизов – когда акцизы выгодно не уплачивать, то будет появляться нелегальная продукция с поддельными марками. Водка – достаточно акцизоемкий товар, а также крепленые вина, но в меньшей степени. На эти категории имеет смысл устанавливать минимальные цены. Винам и пиву это не требуется.

Вопрос: Но известно, что в регионах появляются законопроекты (пример тому - соседняя Курганская область), по которым пиво может быть приравнено к алкогольным напиткам. Делается это, по словам сторонников идеи, для ужесточения регулирования оборота и борьбы с пивным алкоголизмом. Как Вы оцениваете перспективы таких инициатив?

Дмитрий Таф: Действительно, включение пива в алкогольную продукцию повлечет много серьезных ужесточений для его производства и оборота – например, маркировку. Но все расходы, которые будут нести компании для того, чтобы получить статус производителя алкогольной продукции, повлекут за собой и серьезное увеличение стоимости пива. Думаю, что этого никто не хочет. На 99% эта инициатива безнадежна.

Вопрос: Что можно сказать в целом о проводимой государством политике на рынке алкоголя?

Дмитрий Таф: На сегодняшний день у нас нет долгосрочной политики в сфере алкогольной продукции. Нам необходима четкая государственная концепция, она должна включать повышение уровня культуры потребления алкогольных напитков, совершенствование налогообложения, четкое определение полномочий контролирующих органов, повышение роли саморегулируемых организаций. Отмечу, что закон об этих организацияхй приняли, но никакого движения в этом направлении нет – сейчас организации не могут зарегистрироваться как саморегулируемые, поскольку правительство еще не выпустило порядок регистрации. Также должно быть четкое понимание позиций государства по рекламе.

Вопрос: Связываете ли Вы возможные положительные изменения в связи со сменой президентской власти?

Дмитрий Таф: Изменения, скорее, будут связаны с приходом Путина в правительство, нежели Медведева – на пост Президента. Появится премьер, который будет работать над повышением роли правительства, а те функции правительства, которые не были до конца реализованы, наверное, будут, наконец, воплощены.