Как самому обеспечить себе старость?
На модерации
Отложенный
Начинать заботиться о собственной старости лучше всего, пока вы еще молоды. Рассчитывать на государственную пенсионную систему особенно не стоит — сегодня она уже доказала свою несостоятельность, а в ближайшем будущем ситуация станет и вовсе катастрофической.
Ненадежность государственной пенсионной системы сполна почувствовали на себе нынешние пенсионеры — и те, кто недавно вышел на пенсию, и те, кто получил этот статус еще при советской власти. В большинстве своем это люди, имеющие солидный трудовой стаж, причем официальный — за тунеядство наказывали. Те, кто успел получить пенсию при прежнем экономическом порядке, помнят, что была она вполне приличная. В наши дни большинство пенсионеров могут прожить или подрабатывая, или находясь на содержании своих детей.
Как сложится ситуация через 10—20—30 лет, когда выйдет на пенсию нынешнее активно работающее поколение, не берется предсказать никто. Ясно одно: на хорошую пенсию рассчитывать не стоит. «Хорошая» в цивилизованном смысле это слова — как минимум 40% от средней заработной платы в стране. Это так называемая ставка замещения. В нынешней России ставка замещения составляет всего 24,06%. И в будущем — если не принять экстренных мер — она будет только падать. К 2020 году этот показатель грозит снизиться и вовсе до 18%. Одна из причин — демографическая яма, в которой окажется Россия через несколько лет.
Поэтому единственный способ не стать на старости лет нищим — это позаботиться о своей пенсии самостоятельно, не рассчитывая на государство. Сделать это можно несколькими способами.
Та же пенсия, вид сбоку
Вариант, который напрашивается в первую очередь, это негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и пенсионные программы управляющих компаний (УК). От вас требуется всего лишь подписать с ними договор, по которому им будет перечисляться часть единого социального налога, предназначенного на пенсионные выплаты (подробно о работе с НПФ и УК «Личный бюджет» писал в августовском номере на стр. 24—27). Эти деньги управляющие компании и фонды инвестируют в ценные бумаги — от роста котировок бумаг и, соответственно, правильного их выбора и будет зависеть размер вашей пенсии. При этом возможности выбора финансовых инструментов у негосударственных компаний гораздо шире, чем у Внешэкономбанка (ВЭБ), выполняющего роль государственной управляющей компании. По идее это обещает более высокую пенсию в будущем. И подтверждается цифрами. Судите сами: по итогам 2006 года ВЭБ заработал для своих клиентов 5,67% годовых (при инфляции в 9%). При этом средняя доходность управляющих компаний составила 20,78%, а негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — 16,94%.
Однако у этой красивой идеи есть одно слабое звено. Подобное негосударственное пенсионное обеспечение — кот в мешке. Право формировать таким образом пенсию имеют лишь те, кто родился не ранее 1967 года, то есть как работает эта система и работает ли она вообще, мы узнаем не раньше чем через 15 лет, когда достигнут пенсионного возраста первые женщины, имеющие сейчас право воспользоваться услугами управляющих компаний и НПФ. За это время, да и за последующие годы, может случиться все что угодно — такая уж у нас страна.
Страшное страхование
Один из распространенных на Западе способов обеспечить себе старость — накопительное страхование жизни. Суть его в том, что вы ежемесячно перечисляете в страховую компанию определенную сумму денег. Страховая компания эти деньги инвестирует, используя наиболее надежные инструменты, например облигации. А по достижению возраста, указанного в договоре, вы получаете свои взносы назад вместе с набежавшими к этому времени процентами. Естественно, страховая компания, выполняя роль управляющего, часть прибыли оставляет себе.
Получить накопленное можно будет двумя способами: либо как единовременную выплату, либо в виде периодических (ежемесячных или ежегодных) платежей. Размер выплат определяется по специальным тарифам, которые устанавливают сами компании. При их расчете принимаются во внимание объем и сроки страхования, характеристики объекта страхования и характеристики страхового риска. Проще говоря, страховщик отталкивается от того, какую сумму и в течение какого промежутка времени будет вносить клиент, учитывает пол клиента (женщины живут дольше, значит, размер ежемесячных выплат должен быть меньше), а также средний возраст дожития (под этим жутковатым термином скрывается количество месяцев, какое среднестатистический россиянин проживает после выхода на пенсию).
Подсчитанная таким образом сумма позволяет страховой компании поддерживать желаемый уровень прибыльности бизнеса. Конечно, если ее клиент окажется долгожителем, то страховщик — при наличии договора о пожизненной пенсии — будет выплачивать ему эту пенсию до конца его жизни. В какой-то момент выплаты пойдут уже за счет средств компании. Но жалеть страховщиков не стоит — количество долгожителей в данном регионе в данное время также учитывается при составлении тарифов.
Вот расчет, произведенный на основе предложений одной из крупнейших страховых компаний. Женщина, которой на момент заключения договора страхования жизни исполнилось 25 лет, ежегодно на протяжении последующих 30 лет выплачивает страховой взнос в размере $1000. Эти взносы прекращаются с ее выходом на пенсию, однако на деньги от страховщика она вправе рассчитывать лишь еще через 5 лет, то есть когда достигнет 60-летнего возраста. А когда достигнет, то сможет получить либо единовременную сумму $41 690, либо ежегодную пожизненную ренту размером в $1 987. Причем, интересное дополнение — если в течение оговоренного в договоре срока (в нашем случае это 10 лет после начала выплат, но может быть 15 или 20) наша героиня отойдет в мир иной, то в оставшийся период положенные выплаты смогут получать ее наследники. А за пределами оговоренного срока — только она сама, если, конечно, будет жить и здравствовать, чего мы ей от души желаем.
В России этот вид страхования практически не развит. Страховщики сетуют на отсутствие страховой культуры у населения. Но, пожалуй, есть и другое объяснение.
Во-первых, как и в варианте с негосударственной пенсией, страшно на долгий срок отдавать свои деньги в какую-то компанию, не имея возможности вынуть их в любой момент.
Во-вторых, это банальная нецелесообразность подобного вложения.
Возьмем калькулятор и посчитаем. ДАЛЬШЕ МОЖНО РАЗВЕРСТАТЬ КАК ПРИМЕР-КАЛЬКУЛЯЦИЮ 25-летняя женщина ежегодно кладет на банковский депозит по $1000 в течение 30 лет. Предположим, доходность по депозиту — 5% годовых (это даже ниже нынешних ставок — мало ли, вдруг ставки упадут).
В итоге через 30 лет на счету нашей героини окажется $69 760. То есть примерно на $28 000 больше, чем в страховой компании.
Деньги в банке
А давайте посчитаем, хватит ли нашей героине на старость этих денег, накопленных на банковском депозите за 30 лет? По крайней мер, один плюс налицо. Она сможет почувствовать себя немножечко рантье сразу же по выходе на пенсию, а не через пять лет, как в случае со страховой компанией. Ежегодные пять процентов (предположим, что такая ставка сохранится и дальше) от накопленной ею суммы составят $3488. Сравните с суммой, обещанной в страховой компании. Плюс маленький подарок наследникам — им достанется основная сумма вклада независимо от того, сколько проживет старушка.
Таким образом, банальное накопление на банковском депозите может стать альтернативой пенсии. Просто надо выработать в себе привычку ежемесячно, с каждой зарплаты, откладывать на счет определенную сумму. Для этих целей лучше всего подходит пополняемый депозит.
Время от времени, например в конце года или летом (когда банки щедры на спецпредложения), стоит перекладывать образовавшуюся сумму на обычный срочный депозит. Сейчас Госдума рассматривает законопроект о безотзывных вкладах — за ваше обязательство не снимать деньги до истечения срока договора банки обещают выплачивать более высокие проценты.
Впрочем, и у банковских депозитов, если речь идет о сколько-нибудь отдаленном будущем, все тот же минус — кто может поручиться сегодня, что с облюбованным банком, всей банковской системой и даже с системой страхования банковских вкладов ничего не случится? Вы бы поручились? То-то же!
Пенсионная акция
Людям, склонным к большему риску, можно порекомендовать инвестирование в ценные бумаги. По сути, именно этим в числе прочего занимается и банк. Однако вам он гарантирует определенный процент, составляющий лишь некоторую часть его заработков. При самостоятельном инвестировании доходность вам никто не гарантирует, но можно быть уверенным, что если все пойдет как надо, она окажется выше банковских процентов. Такова мировая практика — доходность игры на бирже всегда выше доходности депозитов. Это несомненный плюс. Но есть и очевидный минус. Играя на бирже, особенно самостоятельно, столь же легко и потерять накопленное.
Самостоятельно инвестировать в ценные бумаги и даже пытаться зарабатывать на бирже, меняя время от времени содержимое своего портфеля, можно через брокера, который возьмет с вас комиссионные за оказанные услуги. Большинство, однако, предпочитает менее хлопотный и, как считается более безопасный коллективный путь — вложения в паевые инвестиционные фонды. В любом случае, независимо от способа вложения необходимо постоянно помнить следующую формулу удачливого инвестора: чем старше вы становитесь, тем явственнее соотношение доходность-надежность в вашем инвестиционном портфеле должно меняться в сторону надежности. Иными словами, большую долю акций могут позволить себе только молодые люди. У них еще будет возможность заработать снова в случае провала. Чем дальше, тем больше должна становиться в нем доля облигаций — хоть и менее прибыльных, зато и менее рискованных ценных бумаг. А при выходе на пенсию и вовсе будет правильнее подумать исключительно о банковском депозите.
Недвижимая гарантия
Буквально еще вчера одним из самых доходных способов инвестирования более-менее крупных накоплений была недвижимость. Однако сейчас ситуация иная. Приобретение недвижимости как способ заработать здесь и сейчас в расчете на продолжение бурного роста цен или в надежде нарастить капитал на аренде перестало быть привлекательным с экономической точки зрения. Цены на недвижимость пока стоят на месте, и неизвестно, что будет с ними дальше. Зато за последние пару-тройку лет они выросли настолько, что арендные ставки просто перестали за ними поспевать.
Авторитетный аналитический центр «Индексы рынка недвижимости» (www.IRN.ru) приводит в числе прочих индекс доходности жилья, который складывается из двух показателей: арендной платы и роста цен на квартиру в соотношении с доходностью, которую можно получить, положив деньги на срочный депозит в банк. Своего пикового значения — почти 13 — этот показатель достигал летом прошлого года. И то за счет роста продажной цены. Этим летом индекс доходности жилья упал ниже нуля, то есть вложения в недвижимость приносят меньший доход, чем банковский депозит.
Так стоит ли нам рассматривать недвижимость как средство от безбедной старости? Все-таки стоит.
Во-первых, недвижимость — это, пожалуй, самый надежный на сегодня способ хотя бы сохранить капитал. Российская история свидетельствует: революции (как в 1917 году, когда все отняли и поделили) случаются, по счастью, реже, чем экономические кризисы, пожирающие денежные накопления, обесценивающие акции и банковские вклады.
Во-вторых, зарабатывать на недвижимости можно будет всегда. Сдавать квартиру в аренду — значит, в любом случае гарантированно иметь весомую добавку: сегодня к зарплате, а в старости — к пенсии. Естественно, говорить о весомой добавке стоит, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах-миллионниках. А самыми ликвидными и самыми выгодными с точки зрения отдачи от инвестирования в недвижимость остаются однокомнатные квартиры — они служат стартовым жильем для молодоженов, студентов, молодых специалистов.
Величина арендной платы за «однушку» в Москве вполне соизмерима с деньгами, достаточными для безбедной жизни одного человека. Например, в 2000 году это было $100—150. Сейчас — $600 и больше. Учитывая, что пенсионеры пользуются правом бесплатного проезда на городском транспорте, имеют льготы на оплату коммунальных услуг, и у них нет необходимости каждый день сжигать бензин, чтобы добраться до работы, этого вполне достаточно. А дальше арендная плата будет только расти вместе с остальными ценами. Или будет вместе с ними падать, если нашей экономике опять не повезет, как в 1998 году.
А вот сильно обогатиться на недвижимости вряд ли удастся. Рентабельность таких вложений, повторимся, падает. Если в начале 2000-х годов однокомнатная квартира в результате сдачи в аренду окупалась в среднем за 11 лет, то сейчас на это требуется уже почти 28 лет. Но если мы рассматриваем квартиру как источник дополнительной пенсии, то вопрос окупаемости отходит на второй план. Да и — опять-таки — наследники спасибо скажут.
Комментарии