Российский эксперимент с двумя царями

На модерации Отложенный Может ли функционировать система двойного руководства? История говорит: нет, эксперты отвечают: возможно

Могут ли в России править одновременно два царя? Или, точнее, могут ли президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин вместе держать в руках рычаги управления и в согласии править во благо народа? Чем ближе 7 мая, день передачи властных полномочий вновь избранному президенту Медведеву, тем интенсивнее эксперты по российской действительности обсуждают этот вопрос – и выдвигают разные точки зрения.

Например, Андрей Рябов, специалист авторитетного Московского центра Карнеги, заявил в интервью Die Presse свое категоричное "нет": "В российской истории нет примеров функционирующего двоевластия. В России сильна византийская традиция, при которой власть концентрируется в руках одного человека. История говорит не в пользу дуумвирата".

Это возможно, считает, напротив, Томас Грэхем, занимавшийся с 2004 по 2007 год вопросами, связанными с Россией при Совете национальной безопасности США. Но он не стал бы изначально исключать, что дуумвират может работать и в России. И тем не менее он считает "двойную, хорошо сбалансированную систему власти" как последнюю из 5 возможных, которые установятся в России после 7 мая.

Вот 4 других возможных, по мнению Грэхема, варианта развития событий в России:

Во-первых, Медведев вскоре может сложить с себя полномочия президента и тогда во главе государства снова встанет Путин.

Во-вторых, центр власти может переместиться из Кремля, где сидит президент, в Белый дом, место дислокации премьера.

В-третьих, Медведев может распробовать вкус власти и постепенно лишить Путина политического влияния.

В-четвертых, Путин остается премьер-министром до тех пор, пока Медведев полностью не укрепит свою власть как президент.

Дмитрий Фурман, нетрадиционный историк из Академии наук в Москве, считает, что в этом году Россия находится "на распутье". В своем анализе, подготовленном для специализированного журнала Osteuropa, Фурман расценил решение президента Путина противостоять просьбам и мольбам представителей российской демократии и народа и в соответствии с конституцией покинуть Кремль после окончания второго президентского срока как "разрыв с ориентированной на автократию политической структурой".

По словам Фурмана, "уход Путина стал значительным шагом на пути к модернизации этой политической культуры и к избавлению от "культа и персонификации" власти. Это шаг, который повышает реальное значение конституции и права в целом. С этого момента власть президента обретает временные рамки. Это – совершенно новый факт, которого не наблюдалось за всю историю России".

Уход Путина как шанс

Профессор Фурман, который определенно не является апологетом Путина, видит в добровольном уходе Путина шанс на то, что политическая система в России станет более открытой и гибкой, власть президента больше не будет такой всеобъемлющей и может образоваться даже своего рода разделение власти.

2008 год может даже стать "прорывом на пути к настоящей демократии в России".

Вначале, предрекает Виктор Кременюк, замдиректора Института США и Канады, по крайней мере в стиле российской политики изменений не предвидится. "Дискуссии и процессы принятия решений и в будущем будут происходить за массивными стенами, и широкой общественности, как и прежде, об этом не будет ничего известно", – заявил Кременюк во время недавно проводившегося мероприятия при Дипломатической академии в Вене.

Что должен делать Медведев

Как и Фурман, Кременюк также делает особые указания на то, что будущий президент России объявил войну правовому нигилизму и постоянно подчеркивает значение правового порядка. Но для того, чтобы добиться здесь успеха, Медведев должен победить бюрократию (при Путине она разрослась на 600 тысяч новых постов) и коррупцию. "А для этого ему нужны по-настоящему свободные СМИ, независимые суды и поддержка частного сектора экономики. В противном случае у него ничего не получится".

Андрей Рябов подразделяет сегодняшнюю политическую элиту России на два лагеря:

- Сторонники жесткой линии, которые хотели во что бы то ни стало задержать Путина в Кремле и теперь рассматривают его и на посту премьера в качестве ключевой фигуры в государстве. Эта группа состоит прежде всего из представителей различных силовых ведомств (так называемых "силовиков") и крупных государственных корпораций.

- "Умеренные", которые выступают за определенную либерализацию системы и которым не по нраву жесткая внешнеполитическая линия прошлых лет. К этой группе Рябов относит части российского государственного и управленческого аппарата на федеральном и региональном уровне, но и часть "силовиков", которые связывают с новым человеком в Кремле свои чаяния относительно карьерного роста; частных предпринимателей, которые надеются на выгодные сделки благодаря менее напряженным отношениям с Западом; членов "ельцинской семьи", надеющихся вернуть себе рычаги власти; медийный мир, который надеется на ослабление стальной хватки Кремля.

По мнению Рябова, "ястребы" и "умеренные" занимают осадное положение. Обе эти группы выжидают, который из двух "царей" получит окончательную власть. Как заявил в беседе с Die Presse Рябов, "все хотят знать, чей портрет следует теперь вешать в кабинетах. Это повышает давление на всех действующих лиц и ускорит процесс распада двоевластия". Московский аналитик в этой связи убежден, что двоевластие продлится недолго. "Самое позднее к концу этого года мы узнаем, за кем будет последнее слово".

При этом Рябову ясно, что "если Медведев в день передачи полномочий заявит о том, что в первую очередь будет стремиться продолжать политику своего предшественника, то все надежды, связанные с ним, растворятся в воздухе и реальная власть уже в скором будущем сконцентрируется в руках премьер-министра".