Двухколёсный моноцикл нашёл дружескую поддержку

На модерации Отложенный

Появись вы в седле этого чуда на улице — и пробки из-за желающих посмотреть поближе гарантированы. Хотя само по себе это устройство должно, по идее, пробки ликвидировать. А главное — пред нами не макет, не муляж и не декорация, а одно из самых странных средств передвижения по дорогам.

Многочисленные чопперы, обтекаемые спортбайки и прочие "вкусности" мотоциклетного мира почти безраздельно владели вниманием посетителей национального мотосалона (National Motorcycle Show), прошедшего в прошлом месяце в Торонто. Однако среди сонма весьма стильных, но, признаемся, довольно однотипных машин, был один экспонат, который поражал любителей мотоциклов не столько утончённым дизайном, сколько просто "невозможным" видом.

Массанароду останавливалась около канадского аппарата Uno, чтобы задать только один вопрос: "А что это, собственно, такое?" Точнее — два вопроса. Второй: "А это и вправду ездит?"

Отвечал сам изобретатель диковинки — Бенджамин Галак (Benjamin J. Poss Gulak). Постоянным читателям "Мембраны" он и его творение уже знакомы. В прошлом году мы рассказывали, как 18-летние ребята из провинции Онтарио построили нечто, что и классифицировать затруднительно.

\"

На первый взгляд — это моноцикл. Правда, в отличие от существующих версий (хотя бы вот такой), пилот тут располагается сверху колеса. Как в давешнем концепте Bombardier Embrio (который в реальности так и не был создан).

Однако поглядев внимательнее, можно обнаружить, что колёс у Uno всё-таки два, только расположены они вплотную, рядом друг с другом.

О том, как Галак и его напарник Джейсон Морроу (Jason Morrow) дошли до жизни такой, то есть — до такой схемы, и как устроен аппарат — вы можете подробно прочесть в нашем предыдущем материале. Здесь же лишь кратко поясним — два электромотора Uno, вращающие два его колеса, получают команду от гироскопов, контролирующих положение машины в пространстве.

Так что наездник этого странного средства передвижения управляет им одним лишь отклонением тела, переносом своего центра тяжести чуть вперёд или чуть назад, а также — в стороны. Всё это весьма напоминает укрощение самоката Segway.

Год назад Бен привёз один из первых более-менее работоспособных образцов Uno на международную выставку в США. Тогда мы бы не дали изобретению много шансов на выход в серию. А сегодня, пусть до массового выпуска "двухколёсного моноцикла" почти столь же далеко, обстоятельства изменились в лучшую сторону.

Что же случилось за минувший год?

Всего через месяц после американской выставки у Галака умер дед, оставив ему в наследство механическую мастерскую, в которой Бен ещё ребёнком провёл немало времени, мастеря модели поездов и самодельные ракеты.

Теперь же эта мастерская стала основой для новой компании BPG-Technologies, основанной, как ясно из аббревиатуры, самим Бенджамином.

Кроме того, на пути Галака появилось несколько добрых людей, разделяющих его увлечение "железками", которые помогли изобретателю построить третий уже образец Uno — самый совершенный. Именно он притягивал взоры масс на канадском шоу National Motorcycle.

Первым был неназванный продавец софта, который однажды утром постучался в дверь Бена с предложением купить программы для трёхмерного проектирования. У Галака не было денег, так что канадский умелец вежливо отказался. Но, по случаю, показал новому знакомому то, над чем работает.

Продавец был так поражён самобалансирующим мотоциклом, что на следующее утро бесплатно прислал Бену пакет софта SolidWorks.

Следующим был Джон Косентини (John Cosentini), глава канадской компании Motorcycle Enhancements. Бен обратился к нему за помощью в подборе покрышек, но, познакомившись с Uno, Джон понял, что сможет принять гораздо более серьёзное участие в доводке изобретения своего соотечественника до ума.

Именно Косентини предложил Бену использовать в качестве основы Uno следующего поколения раму от спортбайка Yamaha R1. И Джон же помог Галаку в создании внешней оболочки нового моноцикла, выклеенной по форме из стеклопластика.

К её окончательной доводке и покраске приложил руку Роджер Пау (Roger Pouw) из канадской фирмы Extreme Measures Kustom Paint.

Впрочем, красота красотой, а главное — научить "невозможный" аппарат ездить.

Два гороскопа Uno поставляют информацию блоку управления, который филигранно регулирует тягу моторов. На словах всё просто, а вот сделать так, чтобы электроника правильно чувствовала машину и вовремя вносила поправки в её движение — оказалось непросто.

\"

Тут на сцену вышел калифорнийский инженер и учёный Тревор Блэквелл (Trevor Blackwell), собаку съевший на роботах, гироскопах и самобалансирующих одно— и двухколёсных аппаратах. Именно он помог Uno "встать на крыло"

Кстати, неугомонного изобретателя Блэквелла можно назвать известной в Америке "торговой маркой". Да и постоянным читателям нашего журнала Тревор знаком: это он некогда построил "самопальный" аналог Segway, а позже — одноколёсный электрический скутер.

Опыт новых друзей помог Бенджамину превратить сырой проект в готовый к употреблению продукт. И пусть о его практичности можно поспорить, упорство Галака в достижении своей цели заставляет нас снять шляпу.