От пива не пьянеют: россиянам пора избавиться от иллюзий

Проблема злоупотребления алкоголем в России и статистика смертности от пристрастия к спиртному заставляют государство искать новые пути борьбы с алкоголизмом. Так, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка включила в концепцию по борьбе с пьянством в России, которая была подготовлена по поручению президента Медведева, новые предложения, касающиеся рекламы алкоголя. Согласно этим инициативам, «мероприятия, нацеленные на содействие потреблению алкоголя», к примеру, пивные фестивали, могут быть запрещены.

Уже более 10 лет летние «пивные» фестивали являются одним из популярных способов продвижения этого напитка в нашей стране. Первопроходцами были администрация Санкт-Петербурга, местные пивовары и петербургская Лига журналистов, учредившие в 1997 г. ежегодный Санкт-Петербургский фестиваль пива, который в первый же раз посетило более 120 тыс. человек. В 1999 г. в Лужниках прошел первый Большой фестиваль пива, организованный правительством Москвы. Собственные фестивали есть и у пивоваренных компаний.

Идея проведения пивных фестивалей пришла в Россию в 90-е годы с Запада. Когда железный занавес пал, вместе со жвачкой, второсортными боевиками, модой на сорные слова иностранного происхождения в Россию хлынули и такие «глотки свободы», как пивные фестивали, подобные легендарному мюнхенскому Октоберфесту, существующему уже почти 200 лет.

Само понятие «Октоберфест» так прижилось, что с известным немецким фестивалем сравнивают всякую рекламную акцию любой пивной компании, чтобы привлечь побольше потенциальных покупателей. Причем если Германия - общепризнанный мировой центр производства пива, и культура потребления этого напитка развивалась там веками, то Россия, которая после перестройки стала «подтягиваться» вслед за цивилизованной Европой, сразу стала делать вид, что пиво - чуть ли не смысл жизни для простых граждан.

Возможно, здесь была и обратная реакция на недавно прошедшую непродуманную антиалкогольную кампанию. В любом случае традицию чужой культуры легко навязали российским любителям выпить, и сделано это было, прежде всего, исходя из коммерческих интересов пивных магнатов.

К началу 1990-х годов потребление учтенного алкоголя на душу населения составило 5,4 литра абсолютного алкоголя в год, а к 2008 году оно возросло в 1,8 раза - до 10 литров. При этом много говорилось о водочной эпидемии, а на повсеместное распространение культуры, а точнее, бескультурья пития пива как бы закрывались глаза. Это можно сравнить с тем, как в ряде западных стран воспринимают наркотики тяжелые и легкие. Поэтому, к примеру, в США или в Голландии в незначительном количестве поставляются опиаты - молодое поколение в этих государствах давно выбрало «травку». Однако это не снимает проблему: наркомания остается наркоманией, невзирая на утешительное слово «легкие».

У нас в стране подростки тоже чаще выбирают пиво - в любом ларьке можно купить бутылку, в отличие от супермаркета, там скорее закроют глаза на несовершеннолетнего покупателя, лишь бы продать. Остановки наземного транспорта и площадки перед станциями метро давно превратились в пивные, и неприятные перспективы соседства с пьяными компаниями мало кого способны соблазнить. Поэтому в настоящее время зашла речь и о другом нововведении - вероятности запрета на продажу пива и подобного некрепкого алкоголя (многочисленные баночные коктейли, джин-тоники, качество которых, мягко говоря, оставляет желать лучшего) в уличных киосках.

Трудно предсказать, поможет ли остановить тот алкогольный вихрь, в котором без устали кружится наша страна, запрет на фестивали пива. Но будем надеяться, что после такого запрета хотя бы семейный «пивной поход» в Лужники перестанет считаться «культурным времяпровождением».